Закон самосохранения организации ОАО «АВТОВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос самосохранения и борьбы за выживание организации в современном мире довольно актуален и популярен. Самосохранение тесно связано с понятиями жизнь, выживание, равновесие, выжить для живого организма - значит остаться в живых после болезни, несчастья, любых других кризисных явлений. Актуальность закона самосохранения особенно велика для организаций.
Цель данной работы изучить и раскрыть закон самосохранения организации и основные способы этого самосохранения. Рассмотреть способы борьбы за выживание на примере ОАО «АВТОВАЗ».
Задача - дать определение закону сохранения, ознакомить с вариантами его реализации на практике, показать способы определение уровня самосохранения организации и их характеристики, раскрыть основные стратегии действия для сохранения деятельности организации в конкурентной среде.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Сущность закона самосохранения с точки теории….......................................4
1.1 Сущность закона самосохранения…………………………………………………...4
1.2 Методы и подходы закона самосохранения. Борьба организаций
за выживание……………………………………………………….…………………….9
1.3 Борьба организаций за выживание в России и
за рубежом……………………………………………………………………………....16
Глава 2. Характеристика и исследования ОАО «АВТОВАЗ»………………………28
2.1 Характеристика ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………28
2.2 Изучение проблемы самосохранения и борьба за выживание
ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………….29
2.3 Выявленные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………...33
Глава 3. Предложения по устранению проблем
ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

жесть.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Сущность закона самосохранения с точки теории….......................................4

1.1 Сущность закона самосохранения…………………………………………………...4

1.2 Методы и подходы закона самосохранения. Борьба организаций

за выживание……………………………………………………….…………………….9

1.3 Борьба организаций  за выживание в России и 

за рубежом……………………………………………………………………………....16

Глава 2. Характеристика и исследования ОАО «АВТОВАЗ»………………………28

2.1 Характеристика ОАО  «АВТОВАЗ»………………………………………………28

2.2 Изучение проблемы самосохранения  и борьба за выживание 

ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………….29

2.3 Выявленные проблемы ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………...33

Глава 3. Предложения по устранению проблем

ОАО «АВТОВАЗ»………………………………………………………………………39

Заключение……………………………………………………………………………...41

Список литературы…………………………………………………………………….46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Вопрос самосохранения и борьбы за выживание организации в современном мире довольно актуален и популярен. Самосохранение тесно связано с понятиями жизнь, выживание, равновесие, выжить для живого организма - значит остаться в живых после болезни, несчастья, любых других кризисных явлений. Актуальность закона самосохранения особенно велика для организаций.

     Столкнувшись с экстремальными условиями рыночной среды, большинство из них оказались неспособными адаптироваться к изменениям в политике, экономике, технологии. Следует подчеркнуть, что способность к адаптации возникает на протяжении многих поколений. Закон самосохранения носит общий характер. Все системы стремятся сохранить себя как единое целое. В природе это получается далеко не у всех организаций - выживают победители в борьбе за существование.

     В жизни многих организаций бывали ситуации, когда они оказывались на грани ликвидации или вступали в процедуру банкротства. Одни из них при этом были ликвидированы, другие, реорганизовав предприятие, сумели найти ресурсы и выжили. Тому виной высокая степень неопределенности в поведении потребителей и конкурентов, изменения в окружающей среде организации, и крайняя нестабильность рыночной экономики. Эти факторы определяют необходимость надежных ориентиров развития, адекватных обобщающих сравнительных оценок результатов деятельности организаций и решение проблем её выживания. Всё это делает мою работу крайне актуальной.

     Цель данной работы изучить и раскрыть закон самосохранения организации и основные способы этого самосохранения. Рассмотреть способы борьбы за выживание на примере ОАО «АВТОВАЗ».

      Задача - дать определение закону сохранения, ознакомить с вариантами его реализации на практике, показать способы определение уровня самосохранения организации и их характеристики, раскрыть основные стратегии действия для сохранения деятельности организации в конкурентной среде.

 

Глава1: Сущность закона самосохранения с точки теории

1.1Сущность закона самосохранения

 

     В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства или даже вступала в процедуру банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке.

     Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). [4, с.152]

     Для стабильности организации очень важны правильная организационная стратегия и тактика. При низком уровне самосохранения необходимо обдумать ситуацию и применить ряд организационных мер. Они могут касаться изменения стратегии поведения фирмы на рынке, формы управления, изменения численности персонала и структуры кадров. Организация может войти в более крупную компанию, может стать лидером в одном выбранном направлении и отбросить те направления деятельности, которые тянут её вниз. На потенциал самосохранения влияют ошибки руководства, внешние форс-мажорные обстоятельства, отсутствие специалистов в нужное время в нужном месте, а также современное страхование.

     В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:

[4, с.152], 

где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий её развитию.

V1i - ресурс внешнего разрушительного воздействия;

V2i - ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

     Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов. Другими словами, желательно, чтобы внутренние свойства организации обеспечивали её достаточную устойчивость.

     Самосохранение - это частный случай, точнее, составная часть устойчивости и надёжности системы-организации.[1, с.168]

     Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера её деятельности, наличия ресурсов, качества управления и т.п. Как одно из условий стабильности, самосохранение базируется в основном на внутренних факторах и обусловлено действием двух противоположных организационных факторов - консерватизма и развития: консерватизм приводит к застою; ускоренное, не обеспеченное достаточными ресурсами развитие может обеспечить только временный успех.

     Левая часть в формуле - «энергия удержания» (У), а правая часть - «энергия ликвидации» (Л). Формулу можно представить в виде:

У>Л. 

     V1i и V2i могут влиять на деятельность организации как позитивно, так и негативно. Например, конкуренты желают вытеснить компанию «А» с её сегмента рынка и затрачивают на эту акцию финансы и время. Возможны три варианта результата:

- У компании «А» нет ресурсов для противостояния, и она терпит существенные убытки или ликвидируется.

- Компания «А» имеет достаточно ресурсов, чтобы остаться на своих позициях.

- Жесткий нажим на компанию «А» со стороны конкурентов активизирует деятельность её персонала, повышает суммарный ресурс компании, и она либо остается на рынке с новой продукцией, либо расширяет сегмент рынка с прежней продукцией.

     При позитивном влиянии параметры V1i и V2i увеличивают как энергию удержания, так и энергию ликвидации, при негативном - увеличивают только энергию ликвидации.

     Таким образом, реакция компании на внешние или внутренние отрицательные воздействия может привести либо к созидательным, либо у разрушительным явлениям. Это частично определяется рядом факторов. К внутренним факторам относятся:

- философия организации;

- принципы её деятельности;

- использование ресурсов и технологии;

- качество и уровень реализации маркетинга.

     По данным консультантов США, 90% различных неудач американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, злоупотреблениями, постарением персонала.

     К внешним факторам относятся:

- демографические;

- экономические и политические;

- развитие науки и техники;

- развитие культуры, в том числе культуры взаимодействия между организациями.

     Перечисленные факторы, реализуясь в конкретные действия, могут существенно повысить ресурс организации. В частности, руководитель организации должен:

- иметь в запасе новую технологию;

- постоянно повышать профессионализм персонала;

- иметь и поддерживать связи с внешней средой и конкретными людьми;

-иметь своих информаторов в среде конкурентов и среди государственных чиновников;

- создавать союзы взаимного страхования с аналогичными организациями;

- в уставном капитале организации увеличивать долю ликвидного имущества;

- иметь дополнительный источник существования.

     Для анализа положения организации очень важен показатель «уровень самосохранения» (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объём ресурсов удержания.

[4, с.154]

     Уровень самосохранения рассчитать довольно просто, если всем факторам самосохранения и устойчивости приписать количественные значения. Между тем такие важные факторы, как сплоченность коллектива, деловая атмосфера, изворотливость руководителя и наличие в фирме хорошей столовой, трудно поддаются скалярной оценке.

     Для определения, на каком уровне самосохранения находится организация, используют систему показателей эффективности: рентабельности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности и другие показатели. Например, в качестве созидательного параметра можно использовать доход, в качестве разрушительного - долги, налоги и штрафы.

Представляют практический интерес семь уровней самосохранения (табл. 1).

     Умелое оперативное руководство как важнейший фактор самосохранения организации, как правило, связывают с уровнем экономических знаний руководителя. Грамотный менеджер для оценки уровней созидательных и разрушительных потенциалов самосохранения используют систему показателей эффективности: уровень общей рентабельности, уровень рентабельности по отношению к численности персонала, уровень рентабельности по отношению к себестоимости, уровень рентабельности по отношению к объему производства, производительность, норму затрат на рубль выпускаемой продукции и другие удельные показатели эффективности производства товаров или услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Таблица 1. Характеристика уровней самосохранения [3, с.154]

Уровень

Диапазон значений, %

Комментарии

1

(- 1000)-(-100)

Организацию следует немедленно ликвидировать

2

(- 40)-(-10)

Для старых организаций просмотреть циклы подъема и спада. Общая тенденция - принятие решения о ликвидации или реорганизации.

Для новых организаций - либо ликвидация, либо подключение новых источников удержания

3

0

Для старых организаций - это сигнал к принятию радикальных решений.

Для новых - это обычная борьба за выживание

4

10 - 20

Нормальная ситуация в рыночной экономике

5

100 - 200

Благоприятствующая ситуация в рыночной экономике

6

300 - 400

Организация находится в искусственно льготных условиях. Это сигнал к скорой расплате (наказанию)

7

500 - 1000

Организацию следует немедленно ликвидировать


 

     Таким образом, если в организации серьезно поставлена аналитическая работа, то её специалисты способны раньше распознать надвигающуюся опасность, оперативнее отреагировать на неё и с большей вероятностью избежать или уменьшить неприятности.

     Американские учёные выделяют две явно выраженные фазы развития организаций:

- падение, которое длится в среднем 2,8 года (2 – 12,5),

- подъем, продолжающийся в течение 3 лет (1,1 – 7,7).

     У руководителей организации при своевременном распознавании отрицательных тенденций в своей организации есть достаточно времени для реализации необходимых решений (время подъема или время спада).

     Знание закона самосохранения необходимо для службы безопасности организации и личной безопасности её руководителей. Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный и стратегический. Оперативный аспект предусматривает организацию охраны организации и её подразделений, материалов и готовой продукции. Стратегический аспект требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и её руководителям. Эта работа связана, прежде всего, с определением уровня самосохранения организации. Так, при уровнях 3,4 и 5 самосохранения вероятность угроз будет значительно меньше, чем при 1,2,6 и 7.

 

1.2 Методы и подходы  закона самосохранения. Борьба организаций за выживание.

 

     Закон самосохранения, как уже отмечено выше, относится к объективным законам. Поэтому в практике его реализации имеются три варианта.

     Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе самосохранения.

     Результат стихийного действия закона. Да тех пор пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон сам себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания). Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный характер (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка финансовых документов и т.д.). Естественное стремление быстро нарастить энергию удержания приводит к неоправданным и часто невосполнимым затратам. Например, берут срочные кредиты под большие проценты, оставляя в качестве залога готовую продукцию или ликвидную недвижимость. Не всегда организации удается расплатиться с кредиторами в срок. Действие закона приводит к быстрому уменьшению энергии удержания.

     Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Информация о работе Закон самосохранения организации ОАО «АВТОВАЗ»