Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:21, контрольная работа
Холдинговые концепции были знакомы еще юридической науке имперской России, и отдельные холдинговые черты прослеживаются в государственных предприятиях СССР, однако холдинги получили свое развитие в России только в начале 90-х гг. ХХ в., когда началась реструктуризация и приватизация государственных предприятий в соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и со Временным Положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392. Данный вопрос подробно рассмотрен в § 3 гл. 2 настоящей книги.
Участники холдинга,
будучи хозяйственными обществами, могут
иметь гражданские права и
обязанности, необходимые для осуществления
любых видов деятельности, не запрещенных
законом. Как юридическое лицо участник
холдинга обладает самостоятельной
волей, которая может не совпадать
с волей остальных его
Таким образом, хозяйственные
общества, которые становятся участниками
холдинга, не утрачивают своей юридической
самостоятельности, хотя их воля как
субъектов гражданских
С другой стороны, для
холдингов весьма специфично то, что
само холдинговое объединение не
приобретает статуса
Законом РСФСР "О
конкуренции и ограничении
Ведение консолидированных учетов, отчетности и баланса холдинга, что предусматривается ч. 3 ст. 43 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федерального закона от 19 июня 2001 г. N 82-ФЗ), а также ст. 11 проекта Федерального закона "О холдингах", дает основание полагать, что законодатель обособляет имущество холдинга. Обладание обособленным имуществом является важным признаком субъекта имущественных правоотношений.
К холдингам применимы, на наш взгляд, положения п. 2 ст. 105 ГК РФ, согласно которому основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний этого основного общества, а также несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего общества в случае несостоятельности (банкротства) последнего по вине данного основного общества. Заметим, что аналогичной позиции придерживается законодатель и в проекте Федерального закона "О холдингах".
К особенностям холдингов
следует отнести тот факт, что
холдинговое объединение
Создание холдинга
способствует кооперации обществ, входящих
в холдинг, и проведению согласованной
политики. Согласованность действий
участников холдинга на рынке позволяет
увеличить его прибыль и
- согласованного формирования
и корректировки целей в
- согласованного ведения
учета (в холдинговой
- согласованной выработки
управленческих решений в
- согласованного управления развитием.
В результате создания холдинга образуется единый финансовый "котел", из которого можно перераспределять капитал, руководствуясь различными соображениями: или поддерживая бедствующие в данный момент хозяйственные общества, или же усиливая приоритетные направления, чтобы обеспечить всему холдингу сверхприбыли.
Важным инструментом,
обеспечивающим единство политики холдинга,
является долевое участие головного
общества в капитале других юридически
самостоятельных хозяйственных
обществ - участников холдинга. Инвестиционная
политика и политика долевого участия
являются частями единой политики.
Важно, что при принятии решений
о долевом участии внешние
финансовые инвестиции не ведут ресурсную
конкуренцию с внутренними
Принятие решений относительно долевого участия в управляющем обществе имеет своей целью опять же повышение ценности холдинга на рынке как хозяйственной единицы. Как показывает опыт, в децентрализованных холдингах скрытая слабость заключается в том, что его участники сами склоняются к дальнейшему автономному развитию, нередко в ущерб холдингу в целом. Чтобы избежать раздробления холдингового объединения, обязательства, вытекающие из долевого участия дочерних фирм, должны координироваться управляющим обществом или, по крайней мере, должны быть связаны условием проверки и достижения согласия.
Проведение единой
политики холдингом обеспечивает ему
необходимую
Таким образом, анализ особенностей холдинговых объединений и их деятельности позволяет выделить специфические признаки холдингов. К ним относятся следующие:
1) наличие устойчивых
внутренних отношений контроля
и зависимости между головной
компанией и другими
2) имущественная обособленность
и юридическая
3) проведение единой
политики в сфере
Рассмотренные признаки
холдинга позволяют отличить его
от иных предпринимательских
Финансово-промышленная
группа (ФПГ) представляет собой форму
сосуществования субъектов
Таким образом, Федеральный закон "О финансово-промышленных группах" предусматривает две возможные разновидности ФПГ:
1) как совокупность входящих в группу юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества;
2) как совокупность юридических лиц, объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.
Вторая разновидность ФПГ существенно отличается от холдинга прежде всего тем, что ее участники являются полностью самостоятельными субъектами гражданских правоотношений и не связаны отношениями контроля и зависимости, характерных для отношений головной компании холдинга и других его участников. Что касается первой разновидности, то она, действительно, обладает чертами холдинга, что дало некоторым авторам основание рассматривать ФПГ такого вида как холдинги *(25).
Рассматривая данный
вопрос, следует иметь в виду,
что согласно ст. 7 Федерального закона
"О финансово-промышленных группах"
договор о создании финансово-промышленной
группы должен определять порядок и
условия учреждения центральной
компании финансово-промышленной группы
как юридического лица в определенной
организационно-правовой форме, уполномоченного
на ведение дел финансово-
ФПГ отличается от холдинга также и тем, что среди участников финансово-промышленной группы обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
Следует заметить, что, строго говоря, закон (ст. 2 Федерального закона "О финансово-промышленных группах") признает в качестве финансово-промышленной группы только такую, которая действует на договорной основе. Если же предпринимательское объединение действует фактически как ФПГ, но было образовано иным путем, то в настоящее время с точки зрения закона оно не может идентифицироваться как ФПГ, что дает основание относить его к холдингу. Однако законодатель по-разному решает вопросы правового статуса холдинга и ФПГ, а также вопросы юридической ответственности участников холдинга и ФПГ. В частности, в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О финансово-промышленных группах" по обязательствам центральной компании финансово-промышленной группы, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группы, участники финансово-промышленной группы несут солидарную ответственность. При этом особенности исполнения солидарной обязанности устанавливаются договором о создании финансово-промышленной группы. В то же время в соответствии со ст. 12 проекта Федерального закона "О холдингах" участники холдинга не несут ответственности по долгам головной компании.
Поэтому представляется целесообразным в будущем законе о холдингах разграничить (по указанным выше признакам) холдинги от ФПГ, созданных на внедоговорной основе, и распространить на такие ФПГ действие Федерального закона "О финансово-промышленных группах".
Отличие холдинга от ФПГ имеет, таким образом, большое значение, поскольку правовое регулирование их деятельности и юридической ответственности осуществляется различным образом и разными законодательными и нормативными актами.
Другой разновидностью
объединения являются концерны. Утратившим
силу 1 января 1995 г. Законом РСФСР "О
предприятиях и предпринимательской
деятельности" от 25 декабря 1990 г. концерн
рассматривался как добровольное объединение
предприятий со статусом юридического
лица. В настоящее время концерны
рассматриваются как
Концерны по сравнению
с холдинговыми объединениями являются
более жестко структурированными и
централизованными
Представляется также
целесообразным рассмотреть соотношения
понятия холдинга и понятия субъекта
естественной монополии, поскольку
и холдинги, и субъекты естественной
монополии заняты производством (реализацией)
товаров и имеют похожие
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с последующими изменениями и дополнениями) естественная монополия представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии согласно ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях" считается "хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии".