Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:36, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Коммерческие и некоммерческие организации».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу коммерческих и некоммерческих организаций;
2. Определить различие между этими организациями;
3. изучить законодательные акты РФ, регулирующие вопросы создания предприятий;
4. проанализировать и систематизировать, рассмотренные материалы, отразить их в работе.
Введение 2
Глава 1. Понятие «коммерческие и некоммерческие организации» в Гражданском кодексе Российской Федерации 3
Глава 2. Некоммерческие организации 8
2.1. Сущность и особенности некоммерческих организаций, их характеристика 8
2.2. Некоммерческие организации как субъект гражданского права 11
2.3. Органы управления и учредительные документы некоммерческой организации 17
2.4. Уставные цели некоммерческой организации 18
3. Проблемы развития некоммерческих организаций в России на современном этапе 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34
2.3. Органы управления и учредительные документы некоммерческой организации
Статус органов управления некоммерческой организации определяется двумя группами актов - нормативными и корпоративными:
Это означает, что некоммерческие организации формируют органы управления самостоятельно, но в соответствии с теми требованиями, которые изложены в законодательстве. Однако, именно в учредительных документах некоммерческой организации, а точнее - в ее Уставе - и должны быть подробно определены вопросы создания и деятельности органов управления.
Закон устанавливает основную функцию высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
Некоммерческие организации действуют на основании Устава, либо Учредительного договора и Устава, либо только Учредительного договора.
В учредительных документах некоммерческих организаций должны определяться:
Для некоторых видов некоммерческих организаций законодательство может установить специальные требования, подлежащие отражению в уставе
Если к учредительным документам данной организации относится также и Учредительный договор, то он должен содержать сведения о порядке совместной деятельности по созданию организации, условиях передачи ее имущества и её участия в деятельности организации.
Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.
2.4. Уставные цели некоммерческой организации
Основным признаком некоммерческой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации является отсутствие у нее целей извлечения и распределения прибыли. По Гражданскому Кодексу некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. В Законе «О некоммерческих организациях» этот принцип был уточнен. Закон содержит положение, что предпринимательской деятельностью, служащей достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствующей этим целям, признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации. К разрешенной предпринимательской деятельности отнесено также приобретение и реализация долей, паев, ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах, если доходы от них используются в порядке, не противоречащем требованиям данного закона (требованиям, предъявляемым к общему порядку управления и хозяйствования некоммерческих организаций).
Рассмотрим вопросы о целях некоммерческих организаций, как они решаются в некоторых других законодательных актах.
Согласно
ст.13 Конституции Российской Федерации
[10] запрещается создание и деятельность
общественных объединений, цели или
действия которых направлены на насильственное
изменение основ
Федеральный Закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об Общественных Объединениях» [3] отмечает, что общественные объединения могут создаваться «для защиты общих интересов и достижения общих целей» их членов, а также для содействия реализации прав и законных интересов граждан (ст. 3). Цели общественного объединения подлежат закреплению в уставе (ст. 5).
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [2] устанавливает, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2).
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [4] определяет, что благотворительная деятельность осуществляется в целях:
Закон не признает в качестве благотворительных целей использование денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержку политических партий, движений, групп и кампаний (ст. 2).
По Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [6], профсоюзы могут создаваться исключительно в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан (ст. 2).
Согласно федеральному закону «О политических партиях» от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ[5], основными целями политической партии являются:
Федеральный
закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе
совести и о религиозных
Демократизация общественных отношений, происходящая в России в последнее десятилетие, ознаменована как совершенствованием характера деятельности ранее существовавших, так и зарождением новых социальных институтов. Вызванный к жизни кардинальными рыночными изменениями в сфере производственных отношений, процесс этот происходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемой результативностью. Последнее утверждение в первую очередь справедливо в отношении реформирования такой структурно и функционально сложной системы, как институт права и правовых отношений. Сложность его реформирования заключается в том, что даже самые благоприятные изменения в сфере законодательства и характера функционирования правовых институтов могут оказаться безрезультатными при доминировании в обществе неправового идеологизированного массового сознания. Только сочетание высокоразвитой правовой культуры населения со структурно обновленными правовыми институтами может стать залогом построения гражданского общества, необратимости построения основанного на рыночной экономике правового государства.
С самого начала происходящих реформ, на смену находящихся под директивной опекой государственных органов, большей частью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в России пришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциацию активных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей. В качестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возникли некоммерческие организации, призванные осуществлять правовую защиту и правовое просвещение широких слоев населения.
Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить. Они стимулируют этот процесс «снизу», от масс, принося в общественные отношения новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.
Важнейшими субъектами рыночных отношений современной России выступают некоммерческие организации, основа так называемого «третьего некоммерческого сектора» страны, призванного решать ряд жизненно-необходимых задач по реальной поддержке миллионов людей, созданию десятков тысяч рабочих мест, осуществлению множества общественно-полезных проектов.
Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью и могут осуществлять только деятельность в соответствии с уставными целями, но для достижения этих целей они могут заниматься коммерческой деятельностью при условии, что она не противоречит уставным целям. Таким образом, некоммерческие организации также являются участниками предпринимательских отношений, как и коммерческие, хотя предпринимательская деятельность для них - второстепенна.
Общественными (некоммерческими) организациями, с точки зрения социологии, принято считать «группы людей (граждан), добровольно объединившихся для достижения общих целей и общих интересов и действующих на принципах самоуправления». Такие группы могут возникать для решения локальных, недолговременных задач: родительские, ныне попечительские советы в школах или вузах; различные инициативные группы. От других типов организаций (политических, предпринимательских, кооперативных, ассоциативных), общественные организации отличаются тем, что целью их деятельности является не доступ к власти, управлению той или иной частью общества или получение прибыли, а решение общих для группы людей или организаций проблем. Некоммерческие организации могут быть неформальными, когда цель их деятельности краткосрочна, и не отражена в каких-либо регламентирующих документах. Неформальные некоммерческие организации - это неустойчивая структура, в большинстве случаев прекращающая свою деятельность по достижении цели или по другим причинам. С течением времени, накоплении информации и опыта, практической работы эти группы могут перейти на другой уровень, если они зафиксируют факт своего существования согласно законодательству и получат свидетельство о регистрации как юридическое лицо.
Информация о работе Коммерческие и некоммерческие организации