Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 23:36, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Коммерческие и некоммерческие организации».
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу коммерческих и некоммерческих организаций;
2. Определить различие между этими организациями;
3. изучить законодательные акты РФ, регулирующие вопросы создания предприятий;
4. проанализировать и систематизировать, рассмотренные материалы, отразить их в работе.
Введение 2
Глава 1. Понятие «коммерческие и некоммерческие организации» в Гражданском кодексе Российской Федерации 3
Глава 2. Некоммерческие организации 8
2.1. Сущность и особенности некоммерческих организаций, их характеристика 8
2.2. Некоммерческие организации как субъект гражданского права 11
2.3. Органы управления и учредительные документы некоммерческой организации 17
2.4. Уставные цели некоммерческой организации 18
3. Проблемы развития некоммерческих организаций в России на современном этапе 22
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Существует целый ряд мнений по поводу причин существования некоммерческих организаций в современной экономике. В западной литературе наиболее развитыми являются: теория «общественного блага», теория «изъянов рынка», теория «субсидий», теория «потребительского контроля», теория «социального происхождения».
Несмотря на бурное развитие некоммерческого сектора в последние десятилетия, в настоящий момент четко не выделены его социально-экономические признаки. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение признаку: «Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь».
Разработка проблемы выделения экономических признаков некоммерческого сектора ведется как российскими, так и зарубежными исследователями. Однако, в силу крайней разнородности некоммерческих организаций, их видам деятельности, организационной структуре, методам управления эта задача достаточно сложна.
Важная заслуга в определении границ некоммерческого сектора в рыночной экономике принадлежит американскому экономисту Л. Саламону.
Однако, надо отметить, что объектом исследования этого ученого являются только негосударственные некоммерческие структуры. По его мнению, их типичными признаками являются:
На
наш взгляд, эти признаки позволяют
достаточно точно выявить общие
черты негосударственных
Однозначно и конкретно определить роль некоммерческих организаций в России, как и в любой другой стране, нельзя в силу огромного разнообразия их типов, форм и задач, которые они выполняют. Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить, поскольку они стимулируют этот процесс «снизу», от масс, принося в общественные отношения, новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.
В области экономики роль некоммерческих организаций сравнима с ролью государственного и коммерческого сектора. Все три сектора взаимно дополняют друг друга, и некоммерческие организации работают в тесной взаимосвязи с государством и бизнесом.
Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, получение прибыли не является основной задачей ее деятельности и не подлежит распределению между участниками [2]. Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах.. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др. Это дает основание утверждать, что потребительская кооперация представляет собой систему некоммерческих организаций, созданную с целью удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Некоммерческим организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской, посредством которой они получают возможность заработать дополнительные денежные средства. Но такая предпринимательская деятельность имеет ограниченный характер и направлена на возможную прибыль с учетом выполнения уставных целей:
Кооперация в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества присутствует в учениях многих экономистов, историков, социологов. Они правомерно считают кооперацию главным организующим принципом общественной жизни, а некоторые - главной категорией своих учений. Вначале кооперация как понятие истолковывалась и понималась широко, отождествлялась с общественным взаимодействием, взаимопомощью, сотрудничеством, солидарностью, трудовой ассоциацией.
«Было сравнительно недавно, то счастливое время, когда о кооперации как о планомерном практическом общественном движении и не думали и обобщали ее с понятием сотрудничества,- писал в начале XX века журнал «Вестник кооперации»,- но жизнь показала, что кооперация - несомненно, тоже одна из форм сотрудничества[16.,С.72]. Но это сотрудничество совершенно особого рода и применение его дает совершенно иные результаты, чем исторически применяемые формы сотрудничества».
XXXI Конгресс МКА принял в 1995 году определение кооператива: «Кооператив - это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного и демократически управляемого предприятия» [18].
Это лаконичное, но достаточно емкое определение. Оно не является описанием «современного» кооператива, дается преднамеренно широким, исходя из того, что члены различных типов кооперативов будут вовлечены в их деятельность по-разному и должны иметь определенную свободу в организации своей деятельности.
Потребительские кооперативы - это добровольные объединения граждан, ставящие своей задачей общими усилиями закупать и продавать потребительские товары. Они организуются всеми слоями трудового населения. Гражданский кодекс РФ дает следующее определение «потребительского кооператива»: «Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов» [1].
В данном определении так же подчеркивается, что целью потребительского кооператива является «удовлетворение материальных и иных потребностей участников».
Таким образом, целью кооперативов разных видов является удовлетворение общественно-экономических, социальных и культурных потребностей его членов.
Многофункциональность, многопрофильность потребительского кооператива как юридического лица ведет к преобразованию его в потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговли, заготовительной, производительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Со времени появления первых потребительских обществ прошло более двух столетий. На рубеже смены тысячелетий политологи, философы, экономисты, социологи, политики анализируют события уходящего XX века, сравнивают их с событиями прошлого века, пытаясь найти общие закономерности.
Последние десятилетия были ознаменованы новыми, по своей сути революционными, а по масштабам - глобальными событиями: ускорением научно-технического прогресса, особенно в сфере коммуникаций и информационной технологии; интернационализацией рынков. Международная торговая организация прилагает усилия к ликвидации всех барьеров на пути международной торговли.
Изменилась политическая карта мира, страны с административно-командной системой в своем большинстве перешли на путь рыночной экономики.
Обретенная свобода и проведение государствами справедливой социально ориентированной политики привело к тому, что жизненный уровень населения значительно возрос. Это характерно для многих западных стран Европы, Японии, США и Канады, где получил дальнейшее развитие мелкий и средний бизнес.
С другой стороны, кооперативы, и особенно потребительские, уступают могущественным корпорациям в конкурентной борьбе. Крупные корпорации успешнее проводят рекламу, предоставляют больше льгот, создают более благоприятные условия сервисного обслуживания.
Изменилась ориентация товаропроизводителей, их продукция становится все более востребованной среднеобеспеченными слоями населения. Развитая маркетинговая сеть, по сути, исключает производство товаров на неизвестную категорию населения.
Товаропроизводитель знает своего покупателя, а предоставление скидок, продажа в рассрочку, доставка товара на дом, торговля через Интернет создают дополнительные удобства покупателю. В этих условиях традиционный авторитет социально справедливой кооперации все больше теряется. Потребительская кооперация утрачивает свою привлекательность для среднеобеспеченных и малообеспеченных слоев населения, они чаще находят возможность удовлетворения своих потребностей в других формах бизнеса.
Однако происходящие социально-экономические процессы характеризуются разнообразием и противоречивостью.
По-прежнему не прекращается рост безработицы в ряде стран мира при постоянном наращивании мощи транснациональных корпораций; не решается проблема нищеты в странах «третьего мира». Продолжает расти разрыв в социально-экономическом развитии между богатыми и бедными странами. В развитых странах имеет место увеличение разрыва между богатой и бедной частью населения. Основной водораздел пролегает между теми, кто является безработными и находится «за гранью», и теми, кто имеет работу, «свое дело», процветает за счет ранее созданного капитала.
В этих условиях встает вопрос, сможет ли кооперация, потребительская в частности, ответить достойно на тот вызов, которой ей делает история.
В плане рассматриваемой проблемы важно уяснить, что в системе потребительской кооперации существуют три формы эффективности:
Период массового становления российских некоммерческих организаций – более 10 лет в историческом плане небольшой. Однако его значимость для развития правового сознания населения страны трудно переоценить. Возникнув за короткий период во всех регионах страны, некоммерческие организации сразу включились в работу со всеми слоями населения, нуждающимися в правовой защите, тем самым, способствуя вытеснению идеологических принципов общественных отношений и их замене правовыми.
Сегодня некоммерческие организации в России - это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.
Инициативные программы некоммерческих организаций направлены на правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое просвещение населения. По сути, речь идет о правовой благотворительности социально-активных людей, чьим жизненным кредо является бескорыстная деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритета интересов личности.
За прошедшие годы некоммерческие организации в России смогли упрочиться и функционально, и материально. Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствами массовой информации. Последнее, однако, не всегда реализуется в той форме и в тех масштабах, которые желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее, тенденции этого сотрудничества благоприятные.
Одна из проблем, тормозящая эффективную работу некоммерческих организаций - технологическое несовершенство и неполнота базы правовой информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня. Причиной тому, в немалой степени, отсутствие у некоммерческих организаций серверной техники, необходимой для формирования систематизированной базы правовых данных.
Информация о работе Коммерческие и некоммерческие организации