Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 18:27, реферат
Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, к ним можно отнести: взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения конфликтной ситуации.
Введение.
Понятие и типы конфликта в организации.
Причины возникновения конфликтов.
Разрешение конфликтов
Стили поведения в конфликтных ситуациях.
Роль третьей стороны в управлении конфликтами.
Профилактика и прогнозирование конфликтов.
Заключение.
Список литературы.
Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала. Этой стратегией необходимо крайне осторожно пользоваться ,особенно в межличностных конфликтах.
Компромисс. - это стиль поведения , ориентированный
на урегулирование конфликта путем взаимных
уступок и частичного удовлетворения
своих интересов. При помощи компромисса
появляется возможность частично удовлетворить
интересы каждой из конфликтующих сторон.
Стиль используется , когда :
Умение идти на компромисс — очень ценное качество в управленческой среде. Но не всегда использование этого стиля поведения дает нужный результат , так как последствия этой стратегии непредсказуемы. В каких — то ситуациях он необходим , в каких — то , наоборот , нежелателен и может сказать на авторитете руководителя и отношении к нему подчиненных.
Этот стиль характеризуется принятием
точки зрения другой стороны, но лишь до
некоторой степени. Способность к компромиссу
высоко ценится в управленческих ситуациях,
так как это сводит к минимуму недоброжелательность
и часто дает возможность быстро разрешить
конфликт к удовлетворению обеих сторон.
Однако, использование компромисса на
ранней стадии конфликта, возникшему по
важному решению может помешать диагнозу
проблемы и сократить время поиска альтернативы.
Такой компромисс означает согласие только
во избежание ссоры, даже если при этом
происходит отказ от благоразумных действий.
Такой компромисс – это удовлетворенность
тем, что доступно, а не упорный поиск того,
что является логичным в свете имеющихся
фактов и данных.
Сотрудничество . Данный стиль – признание различия во
мнениях и готовность ознакомиться с иными
точками зрения, чтобы понять причины
конфликта и найти курс действий, приемлемый
для всех сторон. Тот, кто пользуется таким
стилем не старается добиться своей цели
за счет других, а скорее ищет наилучший
вариант решения конфликта.
Используется если :
Положительный момент использования данного стиля — возможность решить проблему с максимальной пользой для обеих сторон и с минимальными потерями каждого из участников.
Но , с другой стороны, сотрудничество требует :
Из исследований известно,
что высокоэффективные компании в конфликтных
ситуациях пользовались стилем решения
проблем, в этих организациях руководители
открыто обсуждали свои расхождения во
взглядах.
Роль третьей стороны в управлении конфликтом.
Для человека, вмешивающегося в конфликт с целью его урегулирования , также характерен определенный стиль : арбитраж или медиаторство. Урегулирование конфликтов с помощью третьей стороны рассматривается как одна из форм конструктивного управления конфликтами.
Само по себе обращение к третьей — нейтральной ,беспристрастной стороне,наделенной авторитетом , или властью, или особой компетентностью, не является изобретением новейшего времени. Издавна в споре между двумя лицами, мы видим участие такой стороны. Часто такую функцию несет руководитель — в силу наличия у него власти , особых полномочий или авторитета.
Медиаторство , или посредничество , при котором консультативные рекомендации не обязательно должны приниматься во внимание спорящими сторонами. В медиации акцент делается не столько на улаживание вопросов,сколько на процессе, с помощью которого конфликт прекращается. Еще одна форма вмешательства третьей стороны — это арбитраж, при котором рекомендации третьей стороны являются обязательными. Часто, выслушав все стороны конфликта, арбитр берет на себя ответственность за разрешение конфликта и сам принимает решение по его разрешению. Как правило, роль арбитра принимает на себя руководитель, лицо, наделенное реальной властью.
Профилактика и прогнозирование конфликта.
Профилактика конфликта - это устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации. Это деятельность направлена на недопущение возникновения конфликта и его разрушительного влияния на интересы сторон. Содержанием этой деятельности является постоянный анализ возможных причин конфликта и предотвращение их появления.
Главная задача руководителя по предупреждению конфликта - прояснение предмета конфликта, его участников, механизмов, закономерностей развития, а не активное участие в нем. В этом плане руководитель должен освободиться от чувственного восприятия конфликта настолько, насколько это возможно. Для создания творческой обстановки в коллективе предприятия позволяющей добиться выполнения поставленных перед предприятием целей, требуется постоянно знать обстановку в коллективе и уметь предвидеть и вовремя предупредить возникающие конфликты, принять правильную позицию с точки зрения задач предприятия, определить пути выхода из конфликтной ситуации и добиться их неукоснительного исполнения. Конфликт можно «заморозить», т.е. приостановить.
Завершить конфликт можно институционализированным способом (спорт, соревнование), а также договором, относительно норм и правил поведения. Сама технология разрешения конфликта предполагает четыре этапа
Первый этап. Изучение параметров конфликта:
а) исследование степени остроты конфликта;
б) определение стадии развития конфликта;
в) определение основных действующих сил;
г) выявление стереотипов восприятия и механизмов конфликтного поведения.
Второй этап требует:
а) установить его действительных участников;
б) изучить их характеристики;
в) выявить их отношения в предконфликтной фазе;
г) выявить главные различия интересов, которые привели к конфликту;
д) узнать намерения участников и приемлемые для них способы преодоления конфликта;
е) разобраться во всех возможных путях преодоления конфликта;
ж) оценить тип конфликта и составить план действий по его разрешению.
Третий этап предполагает:
а) создание атмосферы диалога;
б) снижение психологической напряженности;
в) рефлексия социальных и психологических мифов, предрассудков и стереотипов;
г) создание у оппонентов позитивных установок;
д) преодоление явлений «замкнутости» сознания;
е) освоение оппонентами эмпатического видения позиции другого оппонента;
ж) помощь в разработке договора между оппонентами;
з) удаление (увольнение) из коллектива одного или обоих оппонентов.
Четвертый этап технологии разрешения конфликта включает:
а) диалог с бывшими оппонентами по заключению договора;
б) оценка результатов воздействия;
в) принятие решения о новом изучении ситуации, если поставленные цели не достигнуты.
В практике производственной деятельности важно понимать, что конфликт такая же форма взаимодействия между людьми, как и любая другая. Следует только заметить, что конфликт обладает как отрицательными, так и положительными качествами. Из них и стоит исходить, решая начинать конфликт или нет, участвовать в уже существующем конфликте в качестве оппонента или нет, принимать на себя функции посредника или нет.
При разрешении конфликтов имеют место типичные ошибки. Среди них:
1. Попытки разрешить
конфликт без выяснения его
истинных причин, т.е. без проведения
диагностики. Администрация
2. «Замораживание» конфликта. Простое разведение сторон и разграничение областей их деятельности может иметь определенный положительный эффект. Но даже замена действующих субъектов, осуществленная при сохранении объективных причин конфликта, приведет к его возобновлению с другим действующим составом.
3. Неверное определение
предмета конфликта и реальных
оппонентов. Иногда активно действующие
в конфликте оппоненты на
4. Запаздывание в принятии мер. Даже если конфликт был задан объективными причинами, он имеет тенденцию к распространению на межличностные отношения и переходит в хроническую форму.
5. Бессистемность и односторонность мер: силовых или дипломатических.
6. Неудачный выбор посредника, ведущего переговоры с обеими сторонами. Он не может быть случайным, а равноудаленным от оппонентов и одновременно равно приближен к ним.
7. Попытки посредника
разыграть свою собственную «
8. Пассивность оппонентов.
Оппоненты не достигнут
9. Нет работы с эмоциями
и напряжением, между тем
10. Нет работы со
стереотипами. Эмоциональные перегрузки
могут приводить к активизации
стереотипного восприятия, упрощающего
картину мира и социальных
отношений. Проявляется так
11. Завершение конфликтов - должно находить отражение в изменениях и дополнениях в свод корпоративных правил, корпоративной культуры.
12. Генерализация конфликта
(неприменение мер по его
Естественное стремление конфликтующих сторон состоит в усилении своих позиций. Одно из направлений такого усиления - привлечение на свою сторону сильных сторонников. Если не остановить этого явления, может произойти качественное расширение зоны конфликта, привлечение в него все новых оппонентов. Поэтому одной из первых договоренностей должна стать договоренность об ограничении зоны конфликта и его оппонентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны.
Под конфликтом понимают временное эмоциональное изменение настроения в связи с получением или неполучением информации, вызывающая специфическое представление об интересующем объекте, приводящая к отсутствию согласия между лицами, группами и нарушению нормативной деятельности этих лиц или групп.
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента.
Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, что удалось сделать, а затем-то, что не удалось: оценивающий должен сам хорошо знать деятельность; оценку давать по существу дела, а не по форме; оценивающий должен отвечать за объективность оценки; выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков; четко формулировать новые цели; воодушевлять сотрудников на новую работу.