Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – рассмотреть сущность малого бизнеса, его роль и перспективы развития малого бизнеса в Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотрение понятия и содержания малого предпринимательства;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о том, что представляет собой малый бизнес.
Изучение малого бизнеса в Кировской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Теоретические основы малого предпринимательства ……………………..4
Понятие малого предпринимательства.……………………………………..4
Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………...6
Основные функции малого предпринимательства…………………………10
2. Малый бизнес в Кировской области..……………………………….……….38
2.1. Характеристика малого бизнеса в Кировской области……………………..38
2.2. Поддержка и содействие развитию малого бизнеса в Кировской области 42
2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области…………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………... 51
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач бизнесс.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Рф

                     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский государственный  гуманитарный университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ  Управления

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 и управления  трудовыми ресурсами

 

 

 

Курсовая работа

        «Малый бизнес, его роль и перспективы развития»

 

 

 

Студентки Богатенко Елены  Александровны

Группы  УП-21

Научный руководитель: ассистент

Саитгараева Дина Шамильевна

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2010 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….2

  1. Теоретические основы малого предпринимательства ……………………..4
    1. Понятие малого предпринимательства.……………………………………..4
    2. Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………...6
    3. Основные функции малого предпринимательства…………………………10

2.    Малый бизнес в Кировской области..……………………………….……….38

2.1. Характеристика малого бизнеса в Кировской области……………………..38

2.2. Поддержка и содействие развитию малого бизнеса в Кировской области  42

2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области…………………………………..46

Заключение………………………………………………………………………... 51

Библиографический список

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

 

 

Введение

Тема малого бизнеса, а в особенности его роль и перспективы развития в современных условиях, очень актуальна. Ведь экономика России сегодня находится в стадии становления. Ключевую роль в этом становлении должно играть предпринимательство, так как переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием малого бизнеса.

В экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь "в тени". Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса. Поэтому в стране необходимо создавать благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности, а так же малому бизнесу должна оказываться поддержка и контроль со стороны государства.

Вот почему тема малого бизнеса  в последнее время так часто  поднимается и обсуждается государством. Однако вопросы, связанные с малым бизнесом, рассматриваются так же и обычными гражданами, заинтересованными в открытии собственного дела, или уже имеющими свой бизнес.

Состояние и динамика развития малого предпринимательства не только является показателями здоровья экономики; малый бизнес выполняет и важнейшие социальные функции: оптимизации и стабилизации социальной структуры, обеспечение социальной динамики, предупреждения и снижения социальной напряженности. Малый бизнес, являясь по природе  своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития, в том числе, по улучшению инвестиционного климата в регионе, содействию выхода на межрегиональные и международные рынки, формированию заказа для подготовки кадров для малого бизнеса, информационной и консультационной поддержки.

Целью данной курсовой работы является – рассмотреть сущность малого бизнеса, его роль и перспективы развития малого бизнеса в Кировской области.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    1. Рассмотрение понятия и содержания малого предпринимательства;
    2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о том, что представляет собой малый бизнес.
    3. Изучение малого бизнеса в Кировской области;
    4. Анализ поддержки и содействия развития малого бизнеса в Кировской области;
    5. Изучение роли малого бизнеса в Кировской области.

Предметом исследования является современное состояние малого предпринимательства в России и его поддержка государством.

Теоретической базой  исследования в данной курсовой работе являются труды учёных-экономистов  в России, научная литература по экономике, учебники и учебные пособия  по экономическим дисциплинам, статьи из научных журналов.

В ходе исследования были использованы следующие методы: метод  наблюдения и описания, метод системного анализа, сравнительный метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. Теоретико-методологические основы малого бизнеса

1.1. Понятие малого предпринимательства

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является:

    • численность персонала (занятых работников)
    • размер уставного капитала
    • величина активов,
    • объем оборота (прибыли, дохода) и др.

В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий:

  • к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек;
  • к малым - с числом работающих от 10 до 49 человек;
  • к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек.

 Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым - с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) - с числом работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) - с числом работающих от 200 до 499 человек.

Международная организация  экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек - как «малые», от 100 до 499 человек - как «средние» и свыше 500 - как «крупные».

В соответствии с Федеральным  законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных Фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности, строительстве, на транспорте - 200 человек;

• в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 100 человек;

• в оптовой торговле - 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;

• в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной  численности работников данное предприятие  лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовой объеме прибыли.

В Российской Федерации  по федеральному закону, к субъектам  малого предпринимательства относятся  и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Для экономики в целом  деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства  специалисты даже судят о способности  страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Несмотря на трудности  и неудачи, малое предпринимательство  развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические  проблемы.

 

1.2. Исторические  аспекты развития малого бизнеса

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении  цивилизации, но его история никогда  не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

 В течение 1980-х  годов престиж малого бизнеса  в мире начал повышаться в  немалой степени благодаря его  способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы [9, с. 154].

В российской истории  малого бизнеса можно выделить ряд  этапов.

 Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

 Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия [9, с. 154].

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства [2, с. 27].

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

   Тем не менее, заложенные  основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности привели к шестому этапу (1995 - 2000 гг.), где развитие предпринимательства смогло изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц. страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложнился [19].

На седьмом этапе (2001 – 2002 гг.) развитие производства в стране выявило важнейшую проблему, которую никакими имеющимися резервами было не закрыть, - малому бизнесу отчаянно не хватало квалифицированных кадров, как управленческих, так и рабочих. Проблема развития малого бизнеса с мертвой точки не сдвигается. В 2001 г. создается объединение предпринимательских организаций России - "ОПОРА". На встрече с представителями "ОПОРЫ" в Кремле Президент России Владимир Путин заявил: "Малый бизнес - это большое государственное дело, и чем больше людей занимаются малым бизнесом, тем устойчивее экономика в России". В 2002 г. стабилизация в экономике позволила малому бизнесу перейти от тактики выживания к долгосрочному планированию. Регистрацию юридических лиц было решено передать в налоговые инспекции. Процедура регистрации максимально либерализуется. Отныне за просчеты и юридическую неграмотность отвечают сами предприниматели. В начале года начал действовать единый налог на вмененный доход, который применили все регионы, кроме Москвы, к нему добавляют единый социальный налог.

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития