Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является – рассмотреть сущность малого бизнеса, его роль и перспективы развития малого бизнеса в Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотрение понятия и содержания малого предпринимательства;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о том, что представляет собой малый бизнес.
Изучение малого бизнеса в Кировской области;
Введение…………………………………………………………………………….2
Теоретические основы малого предпринимательства ……………………..4
Понятие малого предпринимательства.……………………………………..4
Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………...6
Основные функции малого предпринимательства…………………………10
2. Малый бизнес в Кировской области..……………………………….……….38
2.1. Характеристика малого бизнеса в Кировской области……………………..38
2.2. Поддержка и содействие развитию малого бизнеса в Кировской области 42
2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области…………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………... 51
Библиографический список
Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Кировской области изначально была призвана решать двуединую задачу:
Органы местного управления через свои структуры непосредственно контактируют с организациями малого бизнеса, являются «проводниками» в сфере реализации федеральных и региональных программ. В каждом районе назначен ответственный за развитее предпринимательства, как правило, один из заместителей главы местного самоуправления.
Осуществляет деятельность Кировское региональное агентство по поддержке малого и среднего бизнеса. В 32 районах созданы лиги и советы предпринимателей. Создан Областной общественный совет предпринимателей, в который входят представители каждого района.
Вместе с тем, несмотря
на рекомендации комитета поддержки
предпринимательства при
Основные задачи программ поддержки малого бизнеса на областном уровне можно объединить в две группы.
Первая заключается в формировании многоуровневой
комплексной системы поддержки, которая
обеспечит доступ его субъектов к производственно-
Вторая задача поддержки
состоит в достижении позитивных
изменений в количественных, качественных
и структурных показателях
Нехватка финансовых ресурсов для реализации мероприятий и проектов региональной программы компенсируется использованием набора имеющихся механизмов и средств. Это страховые, залоговые и гарантированные кредиты, госзаказы и т.п.
Основными направлениями кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса можно назвать:
Осуществление программ
микрофинансирования в
Основные аспекты информационно
Важнейшей задачей информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства и совершенствования системы информационного обслуживания предпринимательства в целом является формирование Интернет-центров, создание информационных баз данных в сети Интернет, центров правовой информации. Решение этих проблем является одним из направлений деятельности Вятской торгово-промышленной палаты по совершенствованию системы информационного обслуживания предпринимательства.
Совместно с Управлением
федеральной почтовой связи по Кировской
области Вятская торгово-
Следующее направление
организации информационного
Информационными ресурсами
о предпринимательской
В настоящее время остро встает вопрос о создании «Единого информационного ресурса малого предпринимательства», способного обеспечить стыковку информационных баз. Необходимость создания единой системы информационного и консультационного обеспечения малого предпринимательства в Кировской области впервые была высказана на второй конференции представителей малого предпринимательства в сентябре 1999 года. Информационная поддержка субъектов малого предпринимательства складывается из следующих основных аспектов:
Содействие в продвижении товаров и услуг предпринимателей и предприятий. Субъекты малого бизнеса имеют ограниченные возможности для рекламы и продвижения собственной продукции на межрегиональные рынки, поэтому важным фактором успешного продвижения товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках является участие предпринимателей в областных, межрегиональных и международных выставках-ярмарках. Поддержка малого бизнеса в этом направлении состоит в предоставлении возможности предпринимателю продемонстрировать свой товар, работы, услуги, найти деловых партнеров.
Издательская и рекламная деятельность являются составной частью информационного обслуживания малого предпринимательства, и на данном этапе развития роль этой деятельности приобретает особое значение. Реклама продукции и услуг субъектами малого предпринимательства осуществляется многими средствами массовой информации, теле- и радиокомпаниями, но рассматривается ими как источник средств своего существования. Поэтому никаких скидок на оплату рекламы для субъектов малого бизнеса в Кировской области они не делают.
2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области
В современных экономических
условиях, сформировавшихся в Кировской
области и в России в целом,
малое предпринимательство
Малые предприятия создают новые рабочие места, снижают уровень безработицы, обеспечивают рост доходов населения и, как следствие, способствуют повышению социальной стабильности в обществе. Малый бизнес - сегмент рынка, формирующий средний класс, который, в свою очередь, является залогом социально и экономически здорового общества.
Малый бизнес - это динамично развивающийся сектор региональной экономики. В 2007 году малыми предприятиями (без индивидуальных предпринимателей) отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 18,5 млрд. рублей, что составляет 8% от общей отгрузки товаров, работ и услуг предприятиями и организациями территории. По сравнению с 2003 годом отгружено товаров, выполнено работ и услуг в 3,6 раза больше. С учетом деятельности индивидуальных предпринимателей вклад субъектов малого предпринимательства в региональный выпуск товаров и услуг в 2007 году составил около 21%. [28]
Мелкие предприятия играют заметную роль в занятости населения. Так, в Кировской области, хозяйственную деятельность осуществляют 38,3 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, у которых по найму работает свыше 100,0 тысяч человек. Всего в сфере малого предпринимательства занято 260,5 тыс. человек, что составляет 33,2 % экономически активного населения области.
За период с 2007 года на территории Кировской области количество малых предприятий увеличилось на 2236 единиц, общее количество работающих в малом бизнесе - на 66,5 тысяч человек. (Приложение 3)
Следует отметить также роль малого предпринимательства в формировании бюджетов всех уровней в виде налоговых отчислений. Так, налоговые поступления от субъектов малого бизнеса в 2007 году составили 1,9 млрд. рублей, в том числе:
• прочие налоги и сборы - около 80 млн. рублей (по экспертным оценкам). По сравнению с 2003 годом налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличились в 2,8 раза. [28]
Согласно данным таблицы до 2008 года оборот малых предприятий увеличивался, а с 2009 года начал уменьшаться. Это связано прежде всего с наступлением мирового кризиса, который отразился на малом бизнесе России в целом и Кировской области в частности.
К 1998 году в Кировской
области сложился высокий уровень
структурной независимости
Активность структурных
сдвигов в сфере
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития