Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – рассмотреть сущность малого бизнеса, его роль и перспективы развития малого бизнеса в Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотрение понятия и содержания малого предпринимательства;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о том, что представляет собой малый бизнес.
Изучение малого бизнеса в Кировской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Теоретические основы малого предпринимательства ……………………..4
Понятие малого предпринимательства.……………………………………..4
Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………...6
Основные функции малого предпринимательства…………………………10
2. Малый бизнес в Кировской области..……………………………….……….38
2.1. Характеристика малого бизнеса в Кировской области……………………..38
2.2. Поддержка и содействие развитию малого бизнеса в Кировской области 42
2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области…………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………... 51
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач бизнесс.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Инфраструктура поддержки  малого бизнеса в Кировской области изначально была призвана решать двуединую задачу:

  • во-первых, стимулировать рост и саморазвитие субъектов малого бизнеса;
  • во-вторых, направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые наиболее отвечают потребностям экономики области в перспективе.

Органы местного управления через свои структуры непосредственно  контактируют с организациями малого бизнеса, являются «проводниками» в  сфере реализации федеральных и  региональных программ. В каждом районе назначен ответственный за развитее предпринимательства, как правило, один из заместителей главы местного самоуправления.

Осуществляет деятельность Кировское региональное агентство  по поддержке малого и среднего бизнеса. В 32 районах созданы лиги и советы предпринимателей. Создан Областной общественный совет предпринимателей, в который входят представители каждого района.

Вместе с тем, несмотря на рекомендации комитета поддержки  предпринимательства при Правительстве  области, в трети районов программы  развития предпринимательства с учетом местных условий нет.

Основные задачи программ поддержки малого бизнеса на областном уровне можно объединить в две группы.

Первая заключается в формировании многоуровневой комплексной системы поддержки, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам.

Вторая задача поддержки  состоит в достижении позитивных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого бизнеса:

  • во-первых, это рост доли малого бизнеса в валовом региональном продукте;
  • во-вторых, развитие конкурентной среды на товарных рынках области;
  • в-третьих, обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов этого сектора в бюджет;
  • в-четвертых, снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости.

Нехватка финансовых ресурсов для реализации мероприятий  и проектов региональной программы  компенсируется использованием набора имеющихся механизмов и средств. Это страховые, залоговые и гарантированные кредиты, госзаказы и т.п.

Основными направлениями кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса можно назвать:

  • различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций;
  • системы самофинансирования малого предпринимательства (кредитные союзы, общества взаимного страхования);
  • микрокредитование.

Осуществление программ микрофинансирования в областном  центре показало, что эта услуга востребована не только предпринимателями  с незначительными доходами, но и субъектами малого бизнеса, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Услуги микрофинансирования могут быть активно востребованы в районных центрах,  в муниципальных образованиях.

Основные аспекты информационной поддержки малого предпринимательства в области определены Постановлением губернатора от 2 октября 2000 года № 369 «Об информационной поддержке малого предпринимательства в Кировской области». В настоящее время комитет поддержки и развития предпринимательства имеет собственную страничку на сайте Правительства области с рубрикой «Малый бизнес», куда помешаются постановления, законодательные и нормативно-правовые акты, обмен информацией.

Важнейшей задачей информационного  обеспечения субъектов малого предпринимательства  и совершенствования системы информационного обслуживания предпринимательства в целом является формирование Интернет-центров, создание информационных баз данных в сети Интернет, центров правовой информации. Решение этих проблем является одним из направлений деятельности Вятской торгово-промышленной палаты по совершенствованию системы информационного обслуживания предпринимательства.

Совместно с Управлением  федеральной почтовой связи по Кировской  области Вятская торгово-промышленная палата с целью более широкого охвата информационным полем субъектов малого бизнеса с января 2002 года приступила к реализации проекта «Об оказании информационной поддержки субъектам малого предпринимательства в районах области». Суть этого проекта заключается в создании Интернет-центров или пунктов коллективного доступа в Интернет в каждом районе при почтовых узлах связи.

Следующее направление  организации информационного обслуживания - формирование сети публичных центров правовой информации (ПЦПИ). Первый типовой информационный центр в Кировской области был открыт в 2002 году на базе Кировской областной научной библиотеки имени А.И. Герцена.

Информационными ресурсами  о предпринимательской деятельности в Кировской области в настоящее  время располагают различные  государственные, ведомственные, коммерческие системы и структуры, созданные в рамках различных проектов, практически не взаимодействующие между собой. Информация разрознена, что не позволяет ее комплексно использовать в аналитических целях.

В настоящее время  остро встает вопрос о создании «Единого информационного ресурса малого предпринимательства», способного обеспечить стыковку информационных баз. Необходимость создания единой системы информационного и консультационного обеспечения малого предпринимательства в Кировской области впервые была высказана на второй конференции представителей малого предпринимательства в сентябре 1999 года. Информационная поддержка субъектов малого предпринимательства складывается из следующих основных аспектов:

  • наличие и доступность информационных ресурсов;
  • обеспечение условий и возможностей участия в выставочно-ярмарочной деятельности;
  • предоставления возможности публикации статей в средствах массовой 
    информации и размещения рекламы об их деятельности;
  • участие в деловых информационных встречах, съездах, конференциях, 
    круглых столах, обмен информацией;
  • информирование субъектов малого бизнеса и привлечение их к конкурсу на выполнение областного заказа.

Содействие  в продвижении товаров и услуг  предпринимателей и предприятий. Субъекты малого бизнеса имеют ограниченные возможности для рекламы и продвижения собственной продукции на межрегиональные рынки, поэтому важным фактором успешного продвижения товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках является участие предпринимателей в областных, межрегиональных и международных выставках-ярмарках. Поддержка малого бизнеса в этом направлении состоит в предоставлении возможности предпринимателю продемонстрировать свой товар, работы, услуги, найти деловых партнеров.

Издательская и рекламная  деятельность являются составной частью информационного обслуживания малого предпринимательства, и на данном этапе  развития роль этой деятельности приобретает  особое значение. Реклама продукции  и услуг субъектами малого предпринимательства осуществляется многими средствами массовой информации, теле- и радиокомпаниями, но рассматривается ими как источник средств своего существования. Поэтому никаких скидок на оплату рекламы для субъектов малого бизнеса в Кировской области они не делают.

 

2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области

В современных экономических  условиях, сформировавшихся в Кировской  области и в России в целом, малое предпринимательство может  и должно стать мощным рычагом  для решения комплекса социально-экономических  проблем, гарантом устойчивого развития экономики области. Несмотря на все трудности, присущие периоду становления, малый бизнес является ключевой точкой роста экономики Кировской области.

Малые предприятия создают  новые рабочие места, снижают  уровень безработицы, обеспечивают рост доходов населения и, как следствие, способствуют повышению социальной стабильности в обществе. Малый бизнес - сегмент рынка, формирующий средний класс, который, в свою очередь, является залогом социально и экономически здорового общества.

Малый бизнес - это динамично  развивающийся сектор региональной экономики. В 2007 году малыми предприятиями (без индивидуальных предпринимателей) отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и  услуг собственными силами на сумму 18,5 млрд. рублей, что составляет 8% от общей отгрузки товаров, работ и услуг предприятиями и организациями территории. По сравнению с 2003 годом отгружено товаров, выполнено работ и услуг в 3,6 раза больше. С учетом деятельности индивидуальных предпринимателей вклад субъектов малого предпринимательства в региональный выпуск товаров и услуг в 2007 году составил около 21%. [28]

Мелкие предприятия  играют заметную роль в занятости  населения. Так, в Кировской области, хозяйственную деятельность осуществляют 38,3 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, у которых по найму работает свыше 100,0 тысяч человек. Всего в сфере малого предпринимательства занято 260,5 тыс. человек, что составляет 33,2 % экономически активного населения области.

За период с 2007 года на территории Кировской области количество малых предприятий увеличилось на 2236 единиц, общее количество работающих в малом бизнесе - на 66,5 тысяч человек. (Приложение 3)

Следует отметить также роль малого предпринимательства в формировании бюджетов всех уровней в виде налоговых отчислений. Так, налоговые поступления от субъектов малого бизнеса в 2007 году составили 1,9 млрд. рублей, в том числе:

  • единый налог на вмененный доход - 372,4 млн. рублей (темп роста к 
    уровню 2006 года 103%);
  • единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы 
    налогообложения - 732,7 млн. рублей (темп роста к уровню 2006 года 
    154%). Поступления по данному виду налога полностью зачисляются в 
    доходы   областного   бюджета.   Значительный   рост   данного   налога свидетельствует   об   увеличении   выручки   и   уровня   прибыльности субъектов малого предпринимательства области в целом;
  • налог     на     доходы     физических     лиц     с     доходов,     полученных индивидуальными    предпринимателями,    частными    нотариусами    и другими  лицами,  занимающимися  частной  практикой  -   100,5   млн. рублей;
  • налог  на  доходы   физических  лиц  -  работников  субъектов  малого предпринимательства, а также лиц, работающих по трудовым договорам у индивидуальных предпринимателей - 624 млн. рублей (по экспертным оценкам);

•   прочие налоги и  сборы - около 80 млн. рублей (по экспертным оценкам). По сравнению с 2003 годом  налоговые поступления от субъектов  малого предпринимательства в бюджеты  всех уровней увеличились в 2,8 раза. [28]

Согласно данным таблицы до 2008 года оборот малых предприятий увеличивался, а с 2009 года начал уменьшаться. Это связано прежде всего с наступлением мирового кризиса, который отразился на малом бизнесе России в целом и Кировской области в частности.

К 1998 году в Кировской  области сложился высокий уровень  структурной независимости малого бизнеса, но после финансового кризиса  данный сектор стал заметно меньше реагировать на макроэкономические потребности. Такой факт предопределил не очень высокий, но довольно устойчивый трансформационный потенциал малого бизнеса, оказывающий постоянное и весомое давление на крупные и средние предприятия, навязывая им свои отраслевые приоритеты. Таким образом, структурообразующее воздействие малого сектора на экономику достаточно заметно.

Активность структурных  сдвигов в сфере индивидуального  предпринимательства выше, чем на малых предприятиях. Индивидуальные предприниматели демонстрируют  большую динамичность и гибкость по сравнению с малыми предприятиями. Иными словами, этот сектор обладает более высокой способностью к оперативной перестройке и в этом смысле он наиболее гибок. Индивидуальное предпринимательство служит генератором структурных трансформаций в малом бизнесе, более того оно способствует таким    импульсам    в    остальной    экономике,    тем    самым,    препятствуя структурному кризису.

Социальная  значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

  • развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя     мелких     собственников     (среднего     класса),     самостоятельно обеспечивающих   собственное   благосостояние   и   достойный   уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  • занятие малым  бизнесом является  не только  источником средств к существованию,   но  и  способом  раскрытия  внутреннего   потенциала личности;
  • объективно  неизбежная  реструктуризация  экономики  вынуждает  все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
  • массовое     развитие     малого     бизнеса     способствует     изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения,     является     единственной     альтернативой     люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития