Малый бизнес, его роль и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является – рассмотреть сущность малого бизнеса, его роль и перспективы развития малого бизнеса в Кировской области.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотрение понятия и содержания малого предпринимательства;
На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о том, что представляет собой малый бизнес.
Изучение малого бизнеса в Кировской области;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Теоретические основы малого предпринимательства ……………………..4
Понятие малого предпринимательства.……………………………………..4
Исторические аспекты развития малого бизнеса…………………………...6
Основные функции малого предпринимательства…………………………10
2. Малый бизнес в Кировской области..……………………………….……….38
2.1. Характеристика малого бизнеса в Кировской области……………………..38
2.2. Поддержка и содействие развитию малого бизнеса в Кировской области 42
2.3. Роль малого бизнеса в Кировской области…………………………………..46
Заключение………………………………………………………………………... 51
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач бизнесс.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Восьмой этап (2003 – 2005 гг.). С 1 января 2003 г. вступает в действие упрощенная система налогообложения. Малому бизнесу катастрофически не хватает помещений. Было решено построить 6 млн. квадратных метров офисных и производственных площадей. К 2004 г. общее количество малых предприятий перевалило за 200 тысяч. Столица объявила о поэтапном переходе при расчете расходных ставок арендной платы на рыночные цены. Малый бизнес отважно вступает в борьбу с крупными торговыми сетями за потребителя. В течение всего 2005 года разрабатывался, согласовывался и презентовался законопроект "О государственной политике по развитию малого и среднего предпринимательства в России". Однако принят закон только в 2006 году. Федеральная власть начала реализацию национальных проектов в приоритетных социальных областях.

Девятый этап (2006 – 2008 гг.). Началась выдача банковских кредитов для малого бизнеса под гарантии правительства Москвы по сниженным ставкам. Выручка малых предприятий в 2006 году составила два триллиона рублей. Однако наступили трудные времена для торговцев спиртным в маленьких частных магазинах – с 1 января запретили торговлю водкой индивидуальным предпринимателям. Московское правительство поддержало розничную торговлю, снизив требования по уставному капиталу и дав возможность индивидуальным предпринимателям сохранить арендуемые помещения. В 2007 году российский парламент принял новый рамочный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". На высшем государственном уровне все чаще говорилось о необходимости дальнейшего многопланового развития малого бизнеса в стране. В 2007 году подписан указ президента России, по которому  26 мая официально объявлено Днем предпринимателя. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», который выделил в отдельные группы [1, с. 4006]:

- непосредственно малые  предприятия с численностью работников  от 16 до 100 человек включительно,

- микропредприятия с  численностью работников от 1 до 15 человек включительно,

- индивидуальных предпринимателей.

Десятый этап (с конца 2008 г. по настоящее время) начался в связи с финансовым кризисом. Он оказал серьезное влияние на развитие малых предприятий. Финансовый кризис вызывал изменения во внешнем окружении компаний, связанные с доступностью финансовых средств, персонала и недвижимости, поведением покупателей и поставщиков, административным и криминальным давлением. Изменения во внешнем окружении затрагивают различные аспекты деятельности самих компаний: меняются объемы продаж и рентабельность, компании реагируют изменением численности и зарплат сотрудников, изменяют отпускные цены и объемы задолженностей [20]. Одной из острейших проблем малых предприятий остается невозможность сбыта продукции. В условиях кризиса главными задачами должно стать сокращение издержек малого бизнеса и обеспечение спроса на продукцию. С 1 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон № 224-ФЗ от 26.11.08, согласно которому налог на прибыль снижен на 4% [15].

Малый бизнес, являясь по природе  своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития, в том числе, по улучшению инвестиционного климата в регионе, содействию выходу на межрегиональные и международные рынки, формированию заказа для подготовки кадров для малого бизнеса, информационной и консультационной поддержки.

 

1.3. Основные функции малого предпринимательства

Развитие малого предпринимательства в России является одним из основных условий нормального проведения рыночных реформ.

В системе экономических  и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции.

В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения.

Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря малому предпринимательству возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» - важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Но необходимо четко понимать, что основные функции малого предпринимательства носят преимущественно социальный характер, 
с его развитием связывается не столько его вклад в увеличение валового продукта, сколько снижение социальной напряженности в обществе, повышение занятости, и как следствие, повышение уровня жизни 
населения, формирование среднего класса и так далее.

Наращивание производственных объемов не является основной задачей малого предпринимательства, это прерогатива крупного и, отчасти, среднего бизнеса, где есть для этого все возможности и условия, в частности использовать эффект масштаба. Если и говорить о «производственной функции» малого предпринимательства, то здесь скорее необходимо делать акцент на его возможности выпускать «штучную», персонифицированную продукцию, а также стать «полигоном» для обкатки новых инновационных промышленных образцов.

Подтверждением «непроизводственного» характера сектора малого бизнеса выступает его отраслевая структура, где практически половина числа малых предприятий – это предприятия торговли

Таким образом, малое предпринимательство выступает одновременно целью и инструментом развития рыночной экономики.

 Его двойственная  роль определяется двумя группами функций, выполняемых в системе экономических и социальных отношений (Рисунок 1)




 

Рисунок 1 – Функции  малого бизнеса в системе экономических  и социальных отношений.

1) целевые функции,  к которым отнесены массовое 
репродуцирование субъектами малого предпринимательства рабочих мест с наименьшими затратами, инновационное проектирование и экспериментальное внедрение инноваций, обеспечение социально-политической стабильности в обществе;

2) инструментальные функции,  к которым отнесены 
использование малого предпринимательства в целях ограничения тенденций монополизации экономики, содействие формированию среднего класса, заполнение малоэффективных для крупного бизнеса 
экономических «ниш».

Динамика развития функций  малого предпринимательства может приобретать эволюционный (в сформированной рыночной экономике) или революционный (в период становления рыночной экономики) характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                2. Малый бизнес в Кировской области

2.1. Характеристика малого бизнеса в Кировской области

Развитие малого предпринимательства  является одним из важнейших приоритетов  для региональной экономики, основой  для развития конкурентной среды, повышения  инвестиционной и инновационной  активности хозяйствующих субъектов, кроме того, за счет развития малого предпринимательства обеспечивается занятость населения и повышение качества жизни жителей Кировской области, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества.

Зарождение предпринимательства можно отнести к периоду появления отношений купли-продажи. Вятские купцы установили торговые связи с землями Древней Руси, Прибалтикой, Причерноморьем и Поволжьем еще в 13-15 веках.

На современном этапе  рыночные реформы вновь вызвали  к жизни это общественное явление, но процесс становления предпринимательства в Кировской области происходит исключительно сложно и противоречиво. Нелегко восстановить порушенные традиции, найти оптимальное сочетание мотивов деловой жизни с устоями вятского менталитета, выработать справедливые «правила игры» для зародившегося предпринимательского сословия.

Для функционирования малого предпринимательства в области  есть все предпосылки: природные  условия, позволяющие заниматься многими  видами хозяйственной деятельности, формирующаяся на местах рыночная инфраструктура обслуживания малого бизнеса. Кроме того, существует необходимость структурной переориентации окраинных районов области, где отмечено большое число незанятых трудовых ресурсов. Расширение малого бизнеса в удаленных районах - важнейший фактор активизации других источников экономического развития.

К началу 2007 года в составе  статистического регистра хозяйствующих  субъектов учтено более 40 тыс. субъектов  малого бизнеса. По мировым стандартам для оказания заметного влияния на социально-экономическую ситуацию только стабильно функционирующих малых предприятий должно быть 25-30 на тысячу жителей.

Таблица 1 - Плотность размещения субъектов малого бизнеса (на начало года, на 1000 жителей, единиц)

 

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Субъекты малого бизнеса

Из них:

24,09

28,2

30,7

31,4

30,2

Малые предприятия

3,7

4,1

4,6

4,8

4,1

Крестьянские хозяйства

0,7

0,6

0,5

0,6

0,4


 

Итак, согласно данным таблицы  можно сделать вывод о том, что с каждым годом количество малых предприятий увеличилось, но в 2009 г. их количество стало уменьшаться. Это связано прежде всего с тем, что наступил финансовый кризис и многие малые предприятия разорились.

По плотности размещения субъектов малого предпринимательства Кировская область заметно отстает от отдельных соседних с ней регионов, областей и республик Приволжского Федерального округа

В Кировской области  за последние годы заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства, разработана нормативная правовая база, реализуется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия развитию субъектов малого предпринимательства. Также осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого предпринимательства.

Для функционирования малого предпринимательства в области  есть все предпосылки:

  • природные условия, позволяющие заниматься многими видами хозяйственной деятельности;
  • формирующаяся на местах рыночная инфраструктура обслуживания малого бизнеса.

По итогам 2009 года в Кировской области действовало 10 488 малых предприятий, на которых было занято свыше 103 тысяч человека. Хозяйственную деятельность осуществляли 44,1 тысячи индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Всего в сфере малого предпринимательства занято свыше 241 тыс. человек, что составляет 32,2% экономически активного населения области. [28]

С каждым годом увеличивается количество малых предприятий. Это связано прежде всего с политикой государства, направленной на развитии бизнеса в целом.

Традиционными отраслями  для малого бизнеса в Кировской  области являются деревообработка, мебельное производство, пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, общественное питание, сфера услуг.

В 2010 году объем средств, привлеченных из федерального бюджета  на реализацию мероприятий областной  целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области» на 2010- 2014 годы, составляет 208 млн. рублей. (Приложение 1)

 Кроме того, в IV квартале 2010 года планируется дополнительно привлечь 15 млн. рублей федеральных средств на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, а также 712 тыс. рублей на создание регионального Интернет-портала поддержки малого и среднего предпринимательства. ( Рисунок 5)

 

Рисунок 5 – Объем средств, направленных на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.

С каждым годом увеличивается количество малых предприятий на территории Кировской области, соответственно увеличивается и количество занятых на данных предприятиях.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Кировской области изначально была призвана решать двуединую задачу:

  • во-первых, стимулировать рост и саморазвитие субъектов малого бизнеса,
  • во-вторых, направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые наиболее отвечают потребностям экономики области в перспективе.

Итак, на территории Кировской  области действует поддержка  малого бизнеса, что соответственно увеличивает объем инвестиций в  данную сферу.

 

 

2.2. Поддержка и содействие развитию малого бизнеса в Кировской области

Система поддержки  малого бизнеса на областном уровне включает следующие направления:

    • нормативно-правовое обеспечение;
    • финансово-имущественную поддержку;
    • реализацию приоритетных направлений развития малого бизнеса;
    • повышение эффективности использования инфраструктуры поддержки и информационных систем;
    • создание новых рабочих мест. (Приложение 2)

Сектор малого бизнеса - объект государственной поддержки  по законодательству. Основная роль состоит  в регулировании экономических  процессов, устранении перекосов в развитии рыночной системы хозяйствования. За государством остается решение наиболее крупных задач в этом направлении: преобладающее участие государства в образовании кредитно-инвестиционных и лизинговых организаций, поддержка основных специализированных объектов инфраструктуры, создание или участие в создании региональных институтов, способных централизованно аккумулировать все необходимые для малого бизнеса экономические, правовые, учебные, информационные и иные услуги.

Информация о работе Малый бизнес, его роль и перспективы развития