Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 15:04, курсовая работа
Цель работы – изучение и анализ мотивов безопасности и их влияние на организационное поведение сотрудников
Объект – основные психологические мотивы, определяющие эффективность трудовой деятельности сотрудников.
Предмет – мотивы безопасности как эффективный инструмент управления организационным поведением сотрудников.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
- изучить понятие «мотивация» и «мотив» в менеджменте;
- дать характеристику мотивам безопасности и рассмотреть их содержание;
- показать способы реализлизации мотива безопасности и их положительное влияние на эффективность организации.
Стр.
Введение
3
Глава I. Мотивация как основа организационного поведения
5
§ 1 Понятие организационного поведения
5
§ 2 Мотивация как основа формирования трудового поведения персонала
8
§ 3 Общая характеристика мотивов приобретения, удовлетворения, безопасности, подчинения и энергосбережения
11
Глава II. Мотивы безопасности как средство управления организациорнным поведением персонала
21
§ 1 Характеристика мотивов безопасности
21
§ 2 Управление мотивом безопасности сотрудников через поощрение
22
§ 3 Реализация мотива безопасности через наказание
25
§ 4 Использование мотива безопасности для управления организационным поведение сотрудников. Положительные и отрицательные моменты
28
Заключение
31
Список литературы и источников
33
1-й мотив – мотив приобретения. Мотив включает в себя все эмоции группы людей, возникающие у них при получении чего-либо во владение или в личную собственность. Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными, потому что владение чем-либо может побуждать ощущение ответственности, а так же вызывать состояние угнетения. К этому мотиву напрямую относятся все эмоции, возникающие у коллектива при получении или изъятии наличных денег;
2-й мотив – мотив удовлетворения. В этот мотив включены эмоции, которые люди испытывают от выполнения той или иной работы. Любой руководитель в душе надеется (иногда даже что-то делает для этого), что сотрудники получают положительные эмоции от выполняемой ими работы, но практика обычно говорит об обратном. В этот мотив входят также все эмоции, возникающие при общении индивидуумов между собой;
3-й мотив – мотив безопасности. В этот мотив включены эмоции людей, связанные с внутренней необходимостью и желанием иметь стабильную работу, хорошего и доброго начальника, хороших коллег, а так же избегать любых (не обязательно материальных) наказаний за плохо выполненную работу. Сюда же включен и страх, связанный с возможностью получения наказания при отказе выполнять дополнительную работу не входящую в основные должностные обязанности;
4-й мотив – мотив подчинения. В этот мотив включены эмоции, возникающие у людей в связи с осознанием того факта, что они вынуждены (по определенным причинам) подчиняться конкретному руководителю (формальному и неформальному лидеру) для достижения своих определенных целей. В этот мотив входят факторы осознания группой людей того факта, что эту группу, вообще то, кто-то должен возглавлять, иначе возникнет хаос и достижение поставленной цели станет невозможным или трудно осуществимым;
5-й мотив – мотив энергосбережения. Этот мотив включает желание людей не работать (патологическая лень). А так же наличие возможности спихнуть работу со своих плеч на кого-то другого или, при прочих равных условиях, выбирать и выполнять более простую работу (не обязательно физическую)6.
Мотивы приобретения группы можно увеличить следующими способами:
- ввести сдельную систему оплату труда;
- сократить время между выполненной работой и материальным поощрением трудового коллектива;
- создавая определенную группу комплектовать ее либо молодыми, либо пожилыми работниками;
- по возможности не применять безналичные выплаты заработной платы, используя банковские карты, которые стали модными в последнее время.
Соответственно, если Вы как руководитель желаете уменьшить мотивы приобретения Вашего коллектива, логично и правильно следует выполнить перечисленные выше действия с точностью наоборот:
- ввести повременную систему оплаты труда;
- увеличить время между выполненной работой и материальным поощрением трудового коллектива;
- сформировать группу из людей разного возраста;
- ввести систему выплаты заработной платы с использованием банковских карт.
Мотивы удовлетворения базируются на получении положительных эмоций от процесса результата труда. Эмоция – это совместная функция физиологически возбуждающей ситуации, её оценки и отношения субъекта к этой ситуации. Деятельность человека носит дискретный характер и состоит из ряда последовательных состояний, ситуаций, оцениваемых индивидуумом с точки зрения соответствия их с поставленным им целям, является всегда эмоциональной. В соответствии с мотивами приобретения положительные эмоции есть благо для каждого индивидуума, а как следствие действия мотивов безопасности – отрицательные эмоции – есть потери, которые для него нежелательны.
- централизация процедур принятия решений
Мотивы удовлетворения группы можно увеличить следующими способами:
- выбирая должность для Вашего работника или предлагая ему выполнить ту или иную работу, Вам необходимо учитывать его психологические особенности;
- ввести контроль за конечным результатом выполнения поставленной задачи сотрудниками;
- создать оптимальное для работника отношение ответственность/риск;
- дать возможность работникам коллективно участвовать в принятии некоторых решений.
Наоборот, если Вы как руководитель желаете уменьшить мотивы удовлетворения Вашего коллектива, действия должны быть обратными:
- предложить работнику выполнить ту работу, которая ему неинтересна;
- убрать контроль за конечным результатом выполняемой работы, у работников соответственно появляется внутреннее ощущение, что их выполненная работа никому особо не нужна. Мотив удовлетворения снижается;
- увеличить показатель риска для работника, выполняющего ту или иную работу. У работников снижается мотив удовлетворения от выполняемой работы;
- взять всю власть в свои руки и единолично принимать решения.
Мотивы безопасности близки к мотивам приобретения и имеют только полярную направленность. Они позволяют осуществлять функции управления с помощью административного и правового воздействия, т.е. на основе принуждения персонала к деятельности путем угрозы применения санкций за невыполнение или некачественное выполнение действий, необходимых управляющей системе.
Факторы, усиливающие силу действия мотивов безопасности:
- жёсткий пооперационный контроль за результатами трудовой деятельности
- необратимость и автоматизм выносимых санкций
- максимально сжатые сроки вынесения санкций
- персонал получает информацию о порядке вынесения санкций до начала деятельности
- санкции распространяются на всех лиц, включаю руководителя
Факторы, уменьшающие силу действия мотивов безопасности:
- система контроля по конечным результатам
- зависимость порядка вынесения санкций от воли менеджера
- санкции приурочиваются к конкретным датам
- отдельные работники не подвергаются санкциям никогда
Мотивы безопасности группы можно увеличить следующими способами:
- ввести контроль среднего результата, т.е. разбить выполняемую работу на несколько составляющих и контролировать выполнение каждого этапа;
- ввести понятия (и воплотить это в реальность) неотвратимости наказания.
Если Вы как руководитель приняли решение кого-то наказать, то обязательно должны выполнить свое обещание;
- если Вы кого-то наказываете или штрафуете, то это наказание (штраф) должны быть существенными;
- и очень интересное дополнение, которое также увеличивает мотив безопасности группы – это анонимность контроля за выполнением тех или иных работ. Вы как руководитель точно знаете хорошо или плохо сделана работа, но Ваша работники не знают о том, что их кто-то проверяет. Это дополнение, по нашим исследованиям, часто вообще не принимается руководителями в расчет.
Соответственно, если Вы как руководитель желаете уменьшить мотивы безопасности Вашего коллектива, следует:
- ввести контроль только за конечным результатом и в очень явном виде;
- обещать коллективу наказание и в то же время быть добрым, отменять его;
- наказания и штрафы сделать несущественными, например, в виде выговоров, такие наказания не лишают группу материальных средств.
Мотивы подчинения, на первый взгляд, противоречат действию других групп мотивов, т.к. данный мотив может инициировать деятельность, в результате которой человек не приобретает, а теряет какие-либо блага, ущемляя свои интересы в пользу интересов группы.
Мотивация подчинения достаточно сложна и может основываться на следующем: страхе перед санкциями, долголетней привычке к повиновению, культурном стереотипе жизнедеятельности, заинтересованности в выполнении распоряжений, убежденности в необходимости подчинения, авторитете носителя власти у подчиненных, идентификации объекта с субъектом власти.
Факторы, усиливающие силу действия мотивов подчинения:
- рост объема выгод, предоставляемых каждому члену группы от их совместной деятельности
- альтруистические поступки членов группы
- увеличение сплоченности группы
- долгая совместная работа
- разнополый состав группы
- последовательные групповые операции
Факторы, уменьшающие силу действия мотивов подчинения:
- увеличение временной частоты получения совместных выгод
- эгоистичные поступки членов группы
- уменьшение сплоченности группы
- небольшой возраст группы
- однополый состав группы
Мотивы подчинения группы можно увеличить следующими способами:
- увеличить количество совместных мероприятий, не обязательно коллективные праздники, но и коллективные работы;
- при формировании рабочей группы укомплектовывать ее по принципу разнополости сотрудников, коллектив должен быть смешанным;
- постараться, как можно реже применять ротацию сотрудников в коллективе;
- по возможности ввести уравнительную (с точки зрения количества денег, а не метода ее начисления) систему заработной платы.
Для достижения обратного эффекта:
- добиться ситуации, когда работники большую часть времени работают в гордом одиночестве;
- сформировать только мужской или женский коллектив;
- по возможности чаще перемешивать людей в созданной структуре компании, или постоянно давать им новую работу, которая для них не является привычной;
- засекретить данные о заработной плате коллектива.
- отсутствие трудового опыта персонала
- низкая профессиональная квалификация
- высокий общественный статус работника
- высокий материальный уровень жизни
Мотивы энергосбережения группы увеличивают следующими способами:
- формируя группу, по возможности привлекать в нее высококлассных специалистов, сокращая тем самым усилия, которые необходимо приложить для достижения конечного результата;
- по возможности создать женский коллектив;
- не стимулировать (не поощрять) различные инновационные предложения, поступающие Вам от Вашего коллектива.
Понижение:
- привлечь к выполнению работы людей с низкой квалификацией;