Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:18, курс лекций
Конспект лекций "Организация и управление"
1. Трактовка термина "организация". Понятие организации как деятельности. Понятие организации как объекта.
2. Теория организации как самостоятельная область знаний. Связь теории организации с другими науками.
3. Эволюция взглядов на сущность организации.
3.1. Основные положения организационной науки А.А.Богданова.
3.2. Классическая теория организации
3.2.1. Научное управление по Ф.Тейлору
3.2.2. Принципы организации А. Файоля
3.2.3. Бюрократическая теория организации М.Вебера
3.3. Факторы эффективной организации Р.Лайкерта
3.4. Теория административного поведения Г.Саймона
3.5. Универсальная теория формирования организаций – теория Гласиер
3.6. Теория организационного потенциала И.Ансоффа
3.7. Теория институтов и институциональных изменений Д.Норта
3.8. Современные направления теоретических разработок:
3.8.1. Реинжиниринг
3.8.2. Концепция внутренних рынков корпораций или организационных рынков
3.8.3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления)
Рассмотренные выше пять принципов определяют главные вопросы, требующие решения при создании структуры задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а лишь намечают ведущие направления в деятельности руководителей.
Принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, направляющих деятельность организации, особенно когда руководители общаются с подчиненными. Справедливость руководителей рассматривается как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливости отражен и в справедливом вознаграждении. Этот принцип гласит, что оплата труда должна соответствовать объему и качеству выполненной работы.
Принцип дисциплины относится к практике заключения стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками. При этом должно предусматриваться применение санкций в случае невыполнения соглашений. Применение санкций должно осуществляться в соответствии с принципом справедливости и подчинения личных интересов общим. Это означает, что в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над интересами индивидуума.
Согласно принципу единства команд руководитель никогда не должен демонстрировать свое превосходство в общении с подчиненными или нарушать цепь команд. Считается, что любой исполнитель должен подчиняться только одному начальнику. Такая связь и взаимодействие учитываются при формировании организационных структур.
Принципы
конечного результата определяют
желаемые характеристики организации.
Хорошо спланированная и направленная
деятельность организации должна характеризоваться
порядком и стабильностью, а рабочие —
инициативным выполнением своих задач.
Эти атрибуты деятельности организации,
по Файолю, могут проистекать из ощутимого
использования принципов структуры и
процесса.
3.2.3. Бюрократическая теория организации М.Вебера
В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологическим представлениям о рационализации коллективной деятельности. Он описывает форму, или схему организации, которая гарантирует предсказуемость поведения наемных работников. Бюрократическая структура делает возможным, как считал Вебер, высокий уровень учета результатов для руководства организации и для тех, кто связан с ней. Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер полагал, что организация должна принять определенную стратегию развития. Суть дела сводится к следующим моментам.
Организация,
достигающая такого уровня, приближается
к бюрократии идеального типа. Между
тем только некоторым организациям свойственны
все характеристики идеального типа. Отдельные
достаточно высокие характеристики свойственны
для многих организаций. Например, все
организации до определенного уровня
применяют разделение труда, имеют отношения
«руководитель — подчиненный», используют
определенные виды процедур. Более подробно
особенности, черты и уроки использования
бюрократической организации рассматриваются
в главе 11.
3.3. Факторы эффективной организации Р.Лайкерта
Исследования Ренсиса Лайкерта в Мичиганском университете показали, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по ряду структурных измерений. Согласно Лайкерту, эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на стремлении создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями. Разработанная Лайкертом «Система-4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через:
Менее эффективные
организации побуждают
• разработать наилучший способ выполнения каждой из этих составных частей;
• нанять
людей с соответствующими способностями
и квалифи
кацией для выполнения каждого из этих
заданий;
• обучать этих людей выполнению задания особым наилучшим способом;
• осуществлять руководство, контроль выполнения заданий, хронометрирование работ;
• использовать
поощрения в форме индивидуальной или
группо
вой сдельной оплаты труда.
Перечисленные выше пункты подытоживают ответственность руководителя исходя из классической теории. Однако исследования Лайкерта выявили, что эти предписания не ведут к эффективным организациям и таким образом подтвердили более ранние выводы Мер-тона, Гоулднера и Сслзнмка. Было также доказано, что организации можно описывать с помощью определенных измерений, каждое из которых показывает соотношение характеристик по классической теории организации и по «Системе-4», разработанной Лайкертом исходя из предложенных им принципов (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Сопоставление характеристик организации
Классическая организация | Организация «Системы-4» |
1
. Процесс руководства не |
1 . Процесс руководства предполагает доверие и ответственность руководителей и подчиненных по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, считающимися с их идеями и мнениями |
2.
Мотивационный процесс |
2. Мотивационный процесс охватывает широкий круг мотивов посредством методов участия. Отношение к организации и ее целям благосклонное |
3.
Процесс коммуникации таков, |
3. Процесс коммуникации таков, что информация свободно перемещается по всей организации - вверх, вниз и горизонтально. Информация точная и неискаженная |
4.
Процесс взаимодействия |
4. Процесс взаимодействия открытый и широкий; и руководитель, и подчиненный могут воздействовать на цели, методы и деятельность подразделения |
5.
Процесс принятия решений |
5. Процесс принятия решений происходит на всех уровнях управления путем группового участия; он относительно децентрализован |
6.
Процесс постановки целей |
6. Процесс постановки целей побуждает к групповому участию |
7.
Процесс контроля |
7. Процесс контроля распылен по всей организации, акцент делается на самоконтроле и решении проблем |
8.
Цели производства низки, |
8. Цели производства высоки, руководители ведут их активный поиск и понимают необходимость реализации комплекса мер для развития человеческих ресурсов |
Лайкерт утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффективными, так как они склонны к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер внешней среды. К таким изменениям Лайкерт относил следующие факторы.
Изменения
внешней среды оказывают
В
организации «Системы-4» группы состоят
из людей, отчитывающихся перед руководителем.
Некоторые руководители являются членами
двух групп. В этой двойной компетенции
такие руководители выступают, по словам
Лайкерта, как соединяющие звенья — они
соединяют каждую группу с непосредственно
находящейся над ней группой. В этом качестве
они представляют свои группы в высших
звеньях организации, координируют деятельность
своих групп с другими. Перекрестная групповая
структура в сочетай и и с групповым принятием
решений представляет собой оптимальную
интеграцию интересов членов организации,
акционеров, клиентов, поставщиков и др.
Чтобы определить уровень, при котором
определенная организация приближается
к структуре «Системы-4», Лайкерт разработал
метод измерения, инструментарий которого
представляет собой анкету из 51 вопроса,
заполняемую наемными работниками организации.
Они определяют свое отношение к тому,
отвечает ли их компания критериям организации
«Системы-4».
3.4. Теория административного поведения Г.Саймона.
Герберт Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к теоретическим обобщениям Тейлора и принципам управления Файоля, он рассматривал поведение «делового человека» (полностью информированного о деятельности организации), которое мотивировано личным интересом. Саймон предложил концепцию административного работника, который преследует собственные интересы, но не всегда знает, каковы они. Он осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное.
С точки зрения Саймона, организации могут упростить процесс принятия решений — ограничить цели, на которые направлена деятельность. Саймон указывает, что цели влияют на поведение, только когда они являются частью решения о том, каким должно быть поведение. Цели определяются на основе ценностных предпосылок решений. Ценностные предпосылки являются предположениями о том, какие цели наиболее предпочтительны. Чем точнее обозначены ценностные предпосылки, тем рациональнее принимаемые решения. Четко установленные цели позволяют ясно различать приемлемые и неприемлемые (или более и менее приемлемые) варианты решений.
Конечные цели организаций могут служить отправной точкой для конструирования цепочек «средства—цели», включающих следующий комплекс действий:
Таким путем устанавливается иерархия целей, в которой каждый уровень может считаться конечной целью по отношению к нижнему уровню и средством достижения цели относительно верхних уровней. Разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям (отдельным исполнителям или отделам) усиливает возможность рационального поведения путем точного определения ценностных предпосылок. Это упрощает принятие необходимых решений на каждом уровне. В этой связи иерархия организации может рассматриваться как сформированный набор «средств — целей», определяющей последовательность принятия решений и действий внутри организации. Не случайно Саймон и Марч описывают организационную структуру как «набор планов действий».