Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:18, курс лекций
Конспект лекций "Организация и управление"
1. Трактовка термина "организация". Понятие организации как деятельности. Понятие организации как объекта.
2. Теория организации как самостоятельная область знаний. Связь теории организации с другими науками.
3. Эволюция взглядов на сущность организации.
3.1. Основные положения организационной науки А.А.Богданова.
3.2. Классическая теория организации
3.2.1. Научное управление по Ф.Тейлору
3.2.2. Принципы организации А. Файоля
3.2.3. Бюрократическая теория организации М.Вебера
3.3. Факторы эффективной организации Р.Лайкерта
3.4. Теория административного поведения Г.Саймона
3.5. Универсальная теория формирования организаций – теория Гласиер
3.6. Теория организационного потенциала И.Ансоффа
3.7. Теория институтов и институциональных изменений Д.Норта
3.8. Современные направления теоретических разработок:
3.8.1. Реинжиниринг
3.8.2. Концепция внутренних рынков корпораций или организационных рынков
3.8.3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления)
На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель:
2. Понятие управления
Управлением называется воздействие управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления) направленное либо:
Схема
системы управления (см. рис. 2.3.)
Рис. 2.3. Система управления
3. Классификация систем как объекта управления
Классификация систем: по трем объектам в рамках системы управления: объект управления (управляемая подсистема системы управления); субъект управления (управляющая подсистема системы управления); система управления, включающая управляющую и управляемую подсистемы. Данные три объекта функционируют в рамках традиционной схемы системы управления.
1 . Количество элементов:
1.1. Простые - системы, обладающие небольшим количеством элементов.
1 2. Сложные - системы, обладающие большим количеством элементов и поддающиеся стандартному анализу.
1 3. Сверхсложные - системы, обладающие большим количеством элементов и не поддающиеся стандартному анализу.
2. Зависимость управляемых координат:
2.1. Детерминированные - системы, в математической модели, функционирования которой управляемые координаты однозначно зависят от управляющих координат.
2.2. Стохастические - Системы, в математической модели, функционирования которой зависимость хотя бы управляемой координаты является вероятностной.
3. Связи координат:
4. Расстояние между элементами:
4.1. Сосредоточенные - системы, расстояния, между элементами которой не существенны для организации.
5. Связи с внешней средой:
5.1. Закрытые - системы, не имеющие связей с внешней средой.
5.2. Открытые - системы, имеющие связи с внешней средой.
6. Жесткость связей между элементами:
6.1. Жесткие - системы, имеющие жесткие связи между элементами, что обеспечивает хорошую управляемость, и разрушающиеся при экстремальных воздействиях внешней среды.
6.2.
Корпускулярные - системы, имеющие мягкие
(свободно меняющиеся) связи между
элементами и адаптирующиеся к экстремальным
воздействиям внешней среды.
4. Классификация систем как субъекта управления
Субъект управления (управляющая подсистема)
1. Централизация функции принятия решений:
1.1. Централизованные - управляющие системы с одной подсистемой, выполняющей функцию принятия решений.
1.2. Децент рализованные - управляющие системы с несколькими независимыми подсистемами, выполняющими функцию принятия решений.
1.3. Иерархические - управляющие системы, подсистема принятия решений которой распределена по нескольким подчиненным уровням, каждый из которых выполняет часть функций принятия решений.
2. Автоматизация управления:
2.1. Системы ручного управления - системы, осуществляющие управляющие воздействия при участии человека-оператора.
2.2. Системы автоматического управления - системы. вырабатывающие управляющие воздействия без непосредственного участия человека-оператора.
2.3. Системы
автоматизированного
управления - системы, представляющие
собой сочетание системы ручного управления
и системы автоматизированного управления.
5. Классификация систем управления в целом
1. Количество целей:
1.1. Одноцелевая - СУ с одноцелевым объектом управления.
1.2. Многоцелевая - СУ с многоцелевым объектом управления.
2. Канал выработки воздействия:
2.1. Система у правления по заданным воздействиям - СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются по результатам обработки заданных значений координат объекта управления, поступающих из центра.
2.2. Система управления по оценкам – СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются по результатам обработки значений координат объекта у правления, поступающих на вход системы.
2.3. Система управления по отклонениям – СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются по результатам обработки значений координат объекта управления, поступающих на выход системы.
2.4. Система управления по возмущениям – СУ, в которой управляющие воздействия вырабатываются по результатам обработки заданных значений координат и значений координат объекта управления, поступающих на вход системы.
3. Вид управления (цель управляющего воздействия):
3.1. Система координации - СУ, цель которой заключается в согласовании процессов в различных элементах объекта управления.
3.2. Система регулирования - СУ, цель которой заключается в обеспечении близости текущих значений одной или нескольких координат объекта управления к их заданным значениям.
3.2.1. Система стабилизации - СУ, цель которой заключается в обеспечении постоянства текущих значений одной или нескольких координат объекта управления на заданном интервале.
3.2.2. Система следящего регулирования - СУ, цель которой заключается в обеспечении соответствия значений управляемых координат уставке, меняющейся заранее неизвестным образом.
3.2.3. Система программного регулирования - СУ, цель которой заключается в обеспечении соответствия значений управляемых координат уставке, меняющейся заранее известным образом.
3.3. Система оптимального управления - СУ, цель которой заключается в обеспечении экстремальных значений показателя качества управления.
3.4. Система
адаптивного управления - СУ, в которой
управляющие воздействия вырабатываются
при заранее не известных или изменяющихся
в процессе эксплуатации свойствах системы
управления.
Примечание: уставка
- значения координат воздействии
на входе системы; СУ- система управления.
Тема
4. Законы и принципы
организации
План
1. Понятие закона организации.
2. Законы организации:
2.1. закон самосохранения (целостности), синергии,
2.2. закон самосохранения,
2.3. закон развития,
2.4.
закон необходимого
2.5. закон информированности - упорядоченности,
2.6. закон единства анализа и синтеза,
2.7.
закон композиции и
3. Понятие принципа организации.
4. Принципы организации:
4.1.
Специфические принципы
4.2.
Принципы статической и
Любая система подчинена действию законов природы и общества. Законы в обществе понимают в двух смыслах:
Эти законы имеют объективный характер, являются высшей ступенью познания и имеют форму всеобщности, т.е. выражают общие отношения, связи, присущие всем явлениям данного рода, класса.
Законы организации образуют теоретический фундамент теории организации; способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному; позволяют правильно оценить возникающую ситуацию; помогают объективно анализировать накопленный опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компании.
Рассмотрим следующие законы организации:
1. закон самосохранения (целостности), синергии,
2. закон самосохранения,
3. закон развития,
4.
закон необходимого
5. закон информированности - упорядоченности,
6. закон единства анализа и синтеза,
7.
закон композиции и
2. Законы организации:
2.1. Закон эмерджентности (целостности), синергии
Это один из, важнейших общесистемных законов, помогающих глубже понять диалектику части и целого в системе, а в прикладном аспекте строить более эффективные системы управления и находить пути их совершенствования.
Хорошо известно проявление в системе свойств, имеющихся у отдельных ее элементов, присущих им вне системы. Так, равноудаленность геометрической окружности от точки, называемой ее центром, верно и для всей кривой и для любой ее части. Текучестью обладают газы - кислород и водород и образующая в результате их химического соединения жидкости - вода. Самолет обладает способностью удерживаться в воздухе, благодаря подъемной силе своих крыльев. Другая группа свойств системы уникальна в том смысле, что эти свойства присущи лишь всей системе в целом и отсутствуют у любой ее составляющей. Такие свойства называются эмерджентными.
Примерами эмерджентных свойств являются:
- Замкнутость окружности является ее эмерджентным свойством.
- Практически не сжимается вода, хотя ее элементы - кислород и водород, в свободном состоянии этим свойством не обладают.
- Право юридического лица предприятия.
- Двигатель автомобиля не может выполнять системную функцию передвижения транспорта.
- Предприятие как система, которая выпускает продукцию , тогда как отдельно, например, заготовительный, механообрабатывающий и сборочный цеха не могут выпускать готовую продукцию.
Эмерджентные свойства отражают саму
суть, содержание системы, как единого
целого. Поэтому систему можно определить
как множество элементов, обладающих эмерджентными
свойствами.
Кроме того, закон эмерджентности проявляется
в том, что объединенные в систему элементы
могут терять ряд своих свойств, присущих
им вне системы. Происходит это за счет
преобразования структуры взаимосвязей,
ограничивающих многообразие свойств
ее элементов. Так, например, работники
фирм в процессе хозяйственной деятельности
используют только те свои качества, которые
нужны и этой деятельности, а их разнообразные
способности в спорте, искусстве и других
сферах на производстве не проявляются.