Организация как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Реализуя функцию организации (т. е. организовывая деятельность коллектива), менеджер должен решить ряд задач, которые и составляют сущность понятия организации как функции управления. В первую очередь, он должен сформировать структуру организации. Это осуществляется посредством разделения ее на блоки, которые в случае крупного предприятия носят название департаментов, а сам такой процесс разделения называется департаментализацией. Актуальность выбранной темы определятся теоретической и практической важностью для теории организации в целом.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Организация как функция управления……………...5
1.1 Определение понятия «организация как функция управления»…5
1.2 Этапы и методы осуществления функции организации…………..9
2. Делегирование полномочий……………………………17
Определение понятия делегирования…………………………….17
Концепции и этапы делегирования полномочий………………..18
Типы полномочий…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………...24
Литература……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая теория управления.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

            Итак,  функция организации- это  функциональное разделение и  координация деятельности подчиненных). Необходимость в этой функции  организации связано с совместной  деятельностью людей, так как  необходимо разделить эту совместную деятельность между людьми, для того, чтобы каждый вносил свой вклад в эту деятельность, а так же необходимо согласовать эти индивидуальные вклады.

1.2 Этапы и методы осуществления функции организации

Поскольку выполнение функции организации включает в себя решение несколько различных задач, действия менеджера целесообразно разделить на следующие этапы:

    1. Формирование или корректировка организационной структуры;
    2. Установление взаимосвязей между подразделениями в организационной структуре;
    3. Обеспечение взаимодействия между подразделениями и персоналом внутри подразделений и организации путем контроля и регулирования (распорядительства) их деятельности.[3,230- 235с.]

На первом этапе в организации следует выделить подразделения и определить их состав. Деление происходит в соответствии с общими целями и стратегией организации. Каждое подразделение должно иметь четко определенные задачи и функции. Таким образом, под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность звеньев управления и связей между ними.[14,123-125с] В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементами организационной структуры являются  службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции. В свою очередь, между подразделениями существуют определённые связи, среди которых выделяют горизонтальные, вертикальные, линейные и функциональные связи:

  • Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих проблем.
  • Вертикальные связи – это связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации.
  • Линейные связи отражают движение управленческих решений информации между линейными руководителями. Линейные связи – отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными.
  • Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления. Функциональные связи имеют совещательную природу, реализуют информационное обеспечение координации (табл. 1). [3,274- 285с.]

Таблица 1.

Соотношение линейных и  функциональных связей

с отдельными аспектами деятельности строительных организаций

Аспекты деятельности организации

Линейные связи

Функциональные связи

Подразделения, ассоциируемые со связями

Снабжение

Производство

Сбыт

Продажи

НИОКР

Кадры

Бухгалтерия

Финансы

Задачи, решаемые посредством связей

Достижение организационных целей

Поддержка, помощь руководству в  достижении организационных целей

Формы осуществления связей

Приказ, указание, распоряжение, задание

Совет, рекомендация, информация для решения, альтернативное решение

Основа прав, реализуемых в связи

Иерархическая власть

Применение «ноу-хау»

Этапы решения, реализуемые в связи

Принятие и выполнение решения

Разработка и подготовка решения, оценка решения


 

Таким образом, на сегодняшний  день выделяют следующие виды организационных структур (ОС):

1. Линейная организационная  структура.

Является наиболее приемлемой для простых форм производства. Отличительными чертами этой структуры является прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Линейная ОС характеризуется совмещением в звеньях функций и полномочий, состоит из одних линейных звеньев и обладает тем преимуществом, что здесь соблюдается принцип единоначалия, простота и чёткость связей в уровнях иерархии.

 

 

2. Функциональная организационная структура.

Используется так же, как и линейная ОС, в композиции крупных систем управления и в тех ситуациях, когда особенно важным является профессиональный анализ проблем и разработка вариантов управленческих решений.

3. Линейно-функциональная организационная структура.

Линейно-функциональная ОС характеризуется разделением деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессах управления. В современных условиях линейно-функциональная ОС наиболее часто применяется в организациях.

4. Штабная организационная структура.

Штабная ОС – ее особенностью является выделение всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством – звеном функционально-линейного типа. Полномочия этого звена, как правило, ограничены только условиями управления функциональными звеньями, но не распространяются на нижестоящие линейные звенья.

5. Сложная линейно-функциональная система менеджмента, или линейно-функциональная система с блочной дифференциацией функциональных звеньев.

В этой системе вводятся звенья линейно-функционального  типа (заместители руководителя по комплексу функций), и по этим блокам проводится дифференциация функциональных звеньев.

6. Матричная организационная структура.

Ее особенность заключается  в дифференциации связей линейной и  функциональной подчиненности, что  делает структуру адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала профессионализма и во временной организации ее функционирования.[3, 67- 90с.]

На втором этапе необходимо установить взаимосвязи в организации – это значит определить права, обязанности и ответственность как подразделений, так и каждого исполнителя, позволяющие им осуществлять взаимосвязанную деятельность, направленную на достижение целей организации. То есть каждый работник должен знать, что ему разрешено делать, что он должен делать и чем могут обернуться последствия его деятельности для него лично, подразделения и организации в целом. Для этого разрабатываются положения о структурных подразделениях и инструкции, определяющие внутренний порядок и границы деятельности каждого подразделения и работника организации.[7, 256- 260с.]

К задачам инструктирования относят: знакомство с условиями производства, обстановкой, консультации по выполнению отдельных видов работ, обеспечение информацией. На этом этапе вырабатываются нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб.[ 2,120-123c.]

Третий этап – этап распорядительства и контроля – является частным по отношению к функции контроля и регулирования и включает в себя предупреждение отклонений и восстановление установленных параметров процессов, происходящих в рамках заданной организационной структуры.

Распорядительное воздействие осуществляется посредством приказов, распоряжений и устных указаний. Опыт показывает, что чем больше внимания уделяется регламентированию, нормированию и инструктированию (второй этап функции организации), тем меньше возникает потребности в распорядительном воздействии и меньше приходится решать частные вопросы.[1, 345- 351с.]

             Давая общую характеристику методов управления организацией, следует вспомнить отмеченное А. Богдановым: "Человеческая деятельность от простейших до наиболее сложных ее форм, сводится к организационным процессам". Он выявил действительное единство организационных методов, единство их повсюду - в психических и физических компонентах, в живой и неживой природе, в работе стихийных сил и созидательной деятельности людей.[12,567- 573с.]

Методами управления организациями являются:

1. Методы организационно-стабилизирующего воздействия

2. Методы организационно-технологического воздействия

3. Методы организационно-распорядительного воздействия

И психологические методы управления:

1. Социально-психологические методы управления

2. Психологические методы управления

Рассмотрим их подробнее:

1. Методы организационно-стабилизирующего воздействия.

Данные методы используются для создания организационной основы совместной деятельности людей в организации. Это - распределение функций, обязанностей, полномочий и ответственности, установление порядка служебных взаимоотношений.

К этим методам можно  отнести: регламентирование (четкое закрепление  функций и работ); нормирование (установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности); инструктирование (уточнение задач и ознакомление с обстоятельствами и особенностями деятельности).

2. Методы организационно-технологического воздействия

Данные методы применяются для установления рациональной технологии взаимодействия отделов, служб, функциональных подразделений, переработки ими управленческой информации.

Содержание и последовательность выполнения всех управленческих работ  в органах управления увязывается, организуется в настоящее время на основе планов, программ, алгоритмов. Последние, являясь координирующей подсистемой целесообразной деятельности персонала управления, придают приемам и способам выполнения ими своих функций организующее начало и соответствующее название.

3. Методы организационно-распорядительного воздействия.

Методы предназначены  для дополнительного управленческого  воздействия на исполнителей, установленного методами организационно-стабилизирующего и организационно-технологического воздействия. Применяются при решении задач ситуационного управления. Они позволяют компенсировать неучтенные дестабилизирующие моменты в деятельности организации, корректировать управленческую деятельность в соответствии с новыми задачами и в условиях изменения обстановки. [11,119-139с.]

Существует еще одна группа методов управления:

1. Социально-психологические методы управления:

Данные методы используются менеджерами для управления социально-психологическими процессами, происходящими в организациях.

Управляющее воздействие социологических методов  основано на учете особенностей взаимодействия людей, форм общения, действующих культурных норм и ценностей. Социально-психологические  методы учитывают психические особенности  людей, проявляющиеся в коллективах, социальных группах. Психологические методы базируются на закономерностях функционирования человеческой психики.

2. Психологические методы управления:

Организм  человека обладает исключительно важной способностью к автоматической регуляции  в ответ на психические и физические воздействия. Деятельность внутренних органов управляется автономно, самостоятельно, без сознательного вмешательства. Однако известно, что можно преднамеренно управлять человеком, оказывая психофизиологическое влияние (внушение, самовнушение, вызывая определенные мысленные образы).[11, 214- 219с.]

           Итак, чтобы осуществить функцию организации, необходимо выполнить три этапа: на первом этапе в организации следует выделить подразделения и определить их состав; на втором этапе необходимо установить взаимосвязи в организации – это значит определить права, обязанности и ответственность, как подразделений, так и каждого исполнителя; третий этап – этап распорядительства и контроля. Так же, для того, чтобы осуществить функцию организации, необходимо придерживаться следующих методов:

1. Методы организационно-стабилизирующего воздействия

2. Методы организационно-технологического воздействия

3. Методы организационно-распорядительного воздействия

И психологические методы управления:

1. Социально-психологические методы управления

2. Психологические методы управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

          2. Делегирование полномочий

          2.1. Определение понятия делегирования

          Делегирование полномочий означает передачу ответственности за выполнение части работы, за которую в целом, тем не менее, продолжает нести ответственность руководитель. Таким образом, понятие делегирование полномочий включает в себя такие понятия как полномочия и ответственность, без которых оно немыслимо.[15, 314-320с.]

Информация о работе Организация как функция управления