Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа
Основная цель курсовой работы является изучение теоретических и методологических вопросов системы, контроллинга и каким образом внедряют контроллинг на предприятии.
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных .
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты контроллинга……………………………………………….4
1.1 История развития контроллинга…………………………………………………………..4
1.2 Предмет и сущность контроллинга……………………………………………………….6
1.3 Цели и задачи контроллинга………………………………………………………………8
Глава II. Методологические основы контроллинга………………………………………….13
2.1 Методы и инструменты контроллинга…………………………………………………...13
2.2 Формирование системы контроллинга в организации………………………………….19
2.3 Фазы внедрения контроллинга……………………………………………………………21
Глава III. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»
3.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………………..27
3.2 Анализ системы контроллинга на предприятии………………………………………...29
3.3 Рекомендации по внедрению контроллинга…………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………………………...35
Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Теория организации
На тему:
«Организация контроллинга на предприятии» на примере ОАО «автоВАЗ»
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты
контроллинга………………………………………………
1.1 История развития контроллинга…
1.2 Предмет и сущность
контроллинга………………………………………………
1.3 Цели и задачи контроллинга…………
Глава II. Методологические основы
контроллинга………………………………………….
2.1 Методы и инструменты
контроллинга………………………………………………
2.2 Формирование системы контроллинга в организации………………………………….19
2.3 Фазы внедрения контроллинга………
Глава III. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»
3.1 Общая характеристика
предприятия…………………………………………………
3.2 Анализ системы контроллинга
на предприятии………………………………………...
3.3 Рекомендации по внедрению
контроллинга…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Введение
Основная цель курсовой работы является изучение теоретических и методологических вопросов системы, контроллинга и каким образом внедряют контроллинг на предприятии.
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных [1, 18с].
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента, которое переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных и стратегических целей [4, 23c]
Изначально под контроллингом понималась совокупность задач, решаемых в сфере учета и финансов, а контролером выступал главный бухгалтер.
В дальнейшем это понятие стало трактоваться шире. К функциям контроллинга стали относить финансовый контроль и оптимизацию использования финансовых средств и источников для достижения конечных целей и результатов деятельности предприятия ( в экономическом смысле контроллинг – это система управления прибылью предприятия).
Отличительной чертой складывающихся в нашей стране рыночных отношений является то, что любое предприятие вне зависимости от формы собственности становится экономически и юридически самостоятельным. Такое положение предприятия как субъекта рыночных отношений заставляет сегодня во многом по-другому рассматривать проблемы управления его финансово-хозяйственной деятельностью. С другой стороны, научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий.
Одной из таких систем является контроллинг, получивший за рубежом довольно широкое развитие. По своей сути контроллинг является новым элементом, полученным на основе разумного синтеза экономических наук. Как отмечают некоторые из авторов, на Западе нет четкого и общепризнанного представления о том, что такое система контроллинга, каково должно быть ее содержание. Однако дискуссия о том, нужен контроллинг или нет, окончена уже давно в пользу контроллинга.
Контроллинг основывается на научных достижениях различных дисциплин: экономической теории, анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, социологии.
Выделяют стратегический и оперативный контроллинг. Стратегический контроллинг позволяет определить совокупность действий, обеспечивающий долговременное существование предприятия на рынке; оперативный – оценить выгодность принятых стратегических решений и обеспечить краткосрочный успех в виде получения прибыли.
Содержание любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление узких мест. В системе оперативного контроллинга рассматриваются экономические процессы в рамках одного года. Регулирование производственного процесса осуществляется путем непрерывного сопоставления плановых данных с фактическими [6, 42c].
Оперативный и стратегический контроллинг не должен строго разделяться, поскольку между обеими областями существует тесное взаимное влияние. Оперативное планирование зависит от стратегического и, в свою очередь, дает импульсы для изменения стратегической направленности предприятия.
Таким образом, оперативный и стратегический контроллинг образуют единый контур регулирования. Внедрение системы контроллинга является достаточно сложным и продолжительным процессом, состоящим из нескольких последовательных этапов. В целом его можно представить следующим образом:
- описание существующей информационной (бухгалтерской) системы организации;
- определение требований к необходимой управленческой информации;
- построение формализованной
системы, способной обеспечить
менеджеров необходимой
- построение системы
- построение системы
- построение системы
Цели и задачи исследования курсовой работы:
- уточнить понятие контроллинга, определив сферу его действия;
- рассмотреть, углубить
и закрепить теоретические и
методологические вопросы
- рассмотреть инструменты, используемые контроллингом;
- изучить теоретические разработки о контроллинге и зарубежный опыт функционирования системы контроллинга на предприятиях;
- определить возможность использования стратегического и оперативного контроллинга на предприятиях;
- определить особенности внедрения контролинга на предприятии;
- заключение с общими выводами по вышеприведенным целям;
- список использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты контроллинга
1.1 История развития контроллинга
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.
В XV веке в Соединенных Штатах Америки законодательно было учреждено ведомство «Контроллер и аудитор». Его задачами являлись управление государственным хозяйством и контроль за использованием средств.
В 1778 году в Великобритании была введена должность контроллер. Это явилось первой попыткой решать задачи государственного управления с помощью идей контроллинга.
В 1880 году в США была создана система «Atchison, Topeka and Santa Railway System», благодаря которой контроллинг стал использоваться на предприятиях для решения финансово-экономических задач, для управления финансовыми вложениями и основным капиталом [7, 12c]
Первоначально контроллеры занимались финансово-экономическими вопросами и проведением ревизий. Это объяснялось особенностями американского корпоративного законодательства, которое знает только два управляющих органа – общее собрание акционеров и совет директоров. Отсутствие специфического управляющего органа наряду с другими причинами явилось важнейшим поводом для введения должности контролера.
Однако, несмотря на это, вплоть до начала 30-х годов XX века на американских предприятиях контролеры почти не были известны. Экономический кризис 1929 года привел к пониманию роли ранее пренебригаемого производственного учета, а также к необходимости внедрения на предприятии элементов контроллинга.
Кроме США, вопросами внедрения службы контроллига на предприятии занимались ученые-экономисты Германии.
В 30-40-е годы XX века в этой стране не наблюдалось сколько-нибудь заметного развития концепции контроллинга.
В период с 1950 по 1970 гг. экономика страны характеризовалась высокими темпами роста и солидными прибылями, поэтому у немецких предприятий отсутствовал опыт преодоления ситуаций, связанных с угрозой их существованию.
Введение и развитие контроллинга в Германии в последние десятилетия связано с изменениями в мировом сообществе и с принципиальной переориентацией предпринимательского мышления и действий [12, 58c]
Во-первых, с 1965 года по Германии прокатилась волна формирования на крупных фирмах центров прибыли, обособленных в отношении ведения учета. Для координации и управления их деятельностью ранее использовавшиеся инструменты не годились.
Во-вторых, в начале 80-х годов многие предприятия столкнулись с проблемой неплатежеспособности, что привело к пониманию необходимости улучшения инструментария планирования и управления, а также привлечения специалистов, способных критически оценить действия руководителей организации.
Повышение спроса на услуги в области контроллинга привело к появлению в Германии ряда научных и образовательных организаций. Первым возник Институт контролеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета, занимающийся вопросами подготовки кадров в сфере планирования предприятия и учета. Начиная с 1971 года Академией контролеров стали проводиться частные и общественные семинары [9, 37c].
Информация о работе Организация контролинга на предприятии на примере ОАО «автоВАЗ»