Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 09:46, курсовая работа
Основная цель курсовой работы является изучение теоретических и методологических вопросов системы, контроллинга и каким образом внедряют контроллинг на предприятии.
Контроллинг – это значительно больше, чем контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Контроллинг озадачен выстраиванием будущего компании. А контроль направлен в прошлое и ограничивается только сравнением плана и фактических данных .
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты контроллинга……………………………………………….4
1.1 История развития контроллинга…………………………………………………………..4
1.2 Предмет и сущность контроллинга……………………………………………………….6
1.3 Цели и задачи контроллинга………………………………………………………………8
Глава II. Методологические основы контроллинга………………………………………….13
2.1 Методы и инструменты контроллинга…………………………………………………...13
2.2 Формирование системы контроллинга в организации………………………………….19
2.3 Фазы внедрения контроллинга……………………………………………………………21
Глава III. Внедрение контроллинга на предприятии на примере ОАО «АвтоВАЗ»
3.1 Общая характеристика предприятия……………………………………………………..27
3.2 Анализ системы контроллинга на предприятии………………………………………...29
3.3 Рекомендации по внедрению контроллинга…………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………………………………………………………...35
Поддержка процесса планирования заключается в выполнении следующих задач контроллинга:
- формирование и развитие
системы комплексного
- разработка методов
- определение необходимой
для планирования информации, источников
информации и путей ее
Служба контроллинга принимает действенное участие в разработке базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), а также координирует отдельные планы по времени и содержанию, проверяет составленные планы на полноту и напряженность. Участвует в составлении единого оперативного плана предприятия. Более того, руководство процессом бюджетирования является одной из основных задач контроллинга [11, 19c]
При этом следует отметить, что служба контроллинга не должна определять, что планировать, а должна рекомендовать, как и когда планировать, насколько детально это нужно делать, а также заранее оценить возможности реализации запланированных мероприятий, устранить максимальные границы отклонений факта от плана, что особенно важно для повышения эффективности бюджетирования на предприятии.
Вместе с тем, сложившаяся на предприятии многолетняя практика планирования должна периодически подвергаться контроллерами серьезному анализу. Лишь наиболее результативные способы планирования следует использовать на предприятии, процесс этот не должен стоять на месте.
В число задач контроллинга входит также оценка и управление рисками предприятия. Как уже отмечалось, риск – это возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе выполнения планов и инвестиционных проектов предприятия. Риски обуславливаются разными обстоятельствами: проявлением сил природы (наводнениями, землетрясениями и др.) негативными действиями действия человека и т.д.
Управление риском означает деятельность, направленную на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предприятия. Оно включает в себя выявление рисков, которым предприятие подвержено в большей степени, нахождение способов избежания или снижения потерь, которые могут иметь место в результате того или иного риска, а также разработку мероприятий по возмещению понесенного ущерба.
В целом роль контроллинга в менеджменте можно выразить формулой:
Менеджмент = Планирование + Контроллинг
Глава 2. Методологические основы контроллинга
2.1 Методы и инструменты контроллинга
Для изучения контроллинга используются как общенаучные, так и специфические приемы исследования. К общим методам относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т.д.
К числу специфических методов применяемых в контроллинге относятся:
1. АВС - анализ – используется для определения главных моментов в работе предприятия. При АВС – анализе задачи, которые выполняют функции всех уровней, подразделяют на три группы:
1) А – задачи выполняются одним из руководителей, их нельзя делегировать, они важные и комплексные. Их решение способствует эффективной работе предприятия, а невыполнение вызывает ряд проблем (например, переговоры с оптовыми покупателями проводит сам предприниматель или руководитель предприятия).
2) В – задачи – это также важные задачи, но их можно делегировать компетентными сотрудниками.
3) С – задачи – это задачи ежедневные, рутинные. Их необходимо делегировать, чтобы больше времени уделять выполнению самых важных задач (например, административно-хозяйственные вопросы, работа с корреспонденцией и т.д.).
При АВС- анализе затраты времени на выполнение этих работ не соответствуют значимости этих работ.
На выполнение А-задач требуется примерно 5% времени. Значимость А- задач с учетом их вкладов в достижение целей предприятия оценивается в 75%.
В- задачи – это категория средней важности; составляет 20% по затратам времени и 20% по значимости.
С- задачи занимают примерно 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия в размере 5%.
Данный анализ можно представить схематично (рис.3):
Задачи работы, 100%
Рис 3. АВС анализ задач
|
важность
срочность
Рис.4 Разделение задач по важности и срочности
2. Анализ величины в точки убыточности. При этом методе наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от продаж, затратами и прибылью.
Все затраты предприятия, связанные с производством и сбытом продукции, можно подразделить на переменные и постоянные.
Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции.
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции.
Безубыточность – такое
состояние, когда бизнес не приносит
ни прибыли, ни убытка. Это выручка,
которая необходима для того, чтобы
предприятие получало прибыль. Ее можно
выразить в кол-ве единиц продукции,
которую необходимо продать, чтобы
покрыть затраты, после чего каждая
дополнительная единица проданной
продукции будет приносить
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающим показателям при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий, определять и анализировать которые должны уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер. Расчет данных показателей основывается на следующем взаимодействии: затраты – объем продаж – прибыль.
Разность между фактическим безубыточным объемом продаж – это зона безопасности, которая показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность продаж равна нулю.
Анализ величины в точке безубыточности используется для:
- определения целевой прибыли;
- для принятия решений об объемах выпуска отдельных видов продукции;
- для устранения контроля ценовой политики;
- для принятия инвестиционных решений;
- для определения критической выручки;
- для определения финансовой устойчивости предприятия.
3. Метод расчета сумм покрытия – при этом методе контроллинга с выручки вычитают сначала переменные, а затем постоянные затраты. Это позволяет определить, какая прибыль или какой производственный результат останется у предприятия при продаже изделия по рыночной цене. Прибыль возникает тогда, когда сумма покрытия по всей продажной продукции больше величины постоянных затрат ( см. таблицу 1).
|
4. Метод расчета инвестиций:
1) Цели инвестиционных расчетов:
- определение выгодности
отдельных инвестиционных
- выбор объектов инвестирования из нескольких вариантов;
- формирование инвестиционных программ;
2) данные, необходимые для инвестиционных расчетов:
- внутренние ( переменные и постоянные издержки, доходы и расходы, рентабельность, ликвидность, производительность, рыночная доля и т.д.)
- внешние (конъюнктура
рынка, технологический
3) методы инвестиционных расчетов.
Оценка отдельных
Статистические методы: а) метод сравнивания по издержкам; б) метод сравнивания по прибыли; в) метод расчета рентабельности; г) метод расчета амортизации ( срока окупаемости).
Динамические методы: а) метод расчета ценности капитала; б) метод расчета внутренней рентабельности.
Инструменты контроллинга.
Теория принятия решений
служит для описания и формирования
процесса управления, если в качестве
главных направлений
Предприятие можно представить как сверхсложную открытую социально- техническую систему, связанную специфическими отношениями с внешней средой. Чтобы получить прибыль и достичь других целей, на предприятии производят блага(товары и услуги) для удовлетворения спроса со стороны. При этом элементы потенциала предприятия ( персонал и средства производства) взаимодействуют с объектами. К этим действиям относятся процессы, связанные с получением, переработкой, передачей и накоплением материальных и нематериальных, реальных и номинальных благ (денег). Под реальными благами в дальнейшем понимаются преимущественно информация и материальные блага, поскольку для промышленного предприятия характерно, прежде всего, производство материальных благ в результате действий людей или машин, перерабатывающих или обрабатывающих в ходе технологического процесса сырье, материалы и полуфабрикаты. С производством товаров связано также оказание услуг. Информация, материальные и номинальные блага – объекты, с которыми совершаются действия, - представляют собой элементы входа и выхода. Если выход одного элемента является входом другого элемента, то между ними образуются информационные, товарные, а также денежные потоки. Эти потоки проходят через предприятие и связывают его с внешней средой. Информационные потоки частично проходят без сопровождающих их потоков товаров и денег. Потоками товаров и другими реальными потоками, а также денежными потоками можно управлять при помощи информационных потоков. Промышленное предприятие можно рассматривать как элемент народного хозяйства с названными выше входными и выходными потоками (рис. 5).
Информация о работе Организация контролинга на предприятии на примере ОАО «автоВАЗ»