Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа
Объектом курсового проекта является высшее образование в России.
Предмет: реформа высшего образования
Целью моего курсового проекта является анализ проведенной реформы высшего образования, выявление её недостатков и разработка мероприятий по их устранению.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки проведения реформы высшего образования в России
1.1. Теоретические аспекты понятия системы высшего образования 5
1.2. Проблемы высшего образования, вызвавшие необходимость его реформирования 7
1.3. Суть реформы высшего образования. Болонский процесс 9
1.4. Нормативно – правовая база высшего образования. 12
Глава 2. Анализ функционирования новой, двухуровневой, системы образования
2.1. Анализ первых результатов реформы высшего образования 15
2.2. Проблемы, возникшие в процессе перехода на двухуровневую систему образования 18
Глава 3. Мероприятия по устранению проблем, возникших в процессе реформирования системы высшего образования
3.1. Предложения по совершенствованию реформы высшего образования 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ
И СЕРВИСА
Кафедра
«Региональная экономика и
Курсовой проект
по
дисциплине: «организация деятельности
муниципального предприятия»
на
тему: «Первые итоги
реформы
высшего образования»
Уфа – 2011
Содержание:
Введение |
|
Глава 1. Предпосылки проведения реформы высшего образования в России | |
1.1. Теоретические
аспекты понятия системы высшего образования |
|
1.2.
Проблемы высшего образования, вызвавшие
необходимость его
реформирования |
|
1.3. Суть
реформы высшего образования. Болонский
процесс 1.4. Нормативно
– правовая база высшего образования. |
|
Глава
2. Анализ функционирования
новой, двухуровневой,
системы образования
2.1. Анализ первых результатов реформы высшего образования 15 2.2. Проблемы,
возникшие в процессе перехода на
двухуровневую систему образования |
|
Глава 3. Мероприятия по устранению проблем, возникших в процессе реформирования системы высшего образования | |
3.1. Предложения
по совершенствованию реформы
высшего образования
22
Заключение |
|
Список
использованной литературы |
|
Введение
На образование ложится особая роль в условиях глобализации, частью которой являются мощнейшие интегративные процессы, несущие в себе огромные преимущества, но одновременно таящие невиданные ранее опасности подавления национальных культур и традиций. Именно образование может позволить, с одной стороны, вписаться в интегративные тенденции, идти в ногу со временем, не отстать, а с другой стороны – не растерять национальных особенностей своей культуры.
В наиболее развитых странах мира понимают роль и значение образования, рассматривая последнее в качестве главного фактора социально-экономического прогресса. Как отмечают специалисты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «темпы базового долгосрочного роста экономики в странах ОЭСР зависят от поддержания и расширения базы знаний… Сравнительные преимущества стран все меньше и меньше определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силой и все больше – техническими инновациями и конкурентным применением знаний… Экономический рост сегодня является в такой же мере процессом накопления знаний, как и процессом накопления капитала».
Об этом же говорит и российское руководство: «В наши дни все большую долю на мировых рынках занимают высокие технологии, - отмечает премьер-министр В.В.Путин. - … Мы все еще плохо используем огромные возможности науки и высшего образования. …Само по себе образование – это системообразующая вещь. Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство. Нет этого – не будет и эффективного государства».
С 2011 года вузы больше не осуществляют подготовку специалистов и перешли на двухуровневую систему подготовки - бакалавр-магистр. Обучение по данной системе ведется во многих вузах страны уже несколько лет, однако, не все понимают различия между такими понятиями, как бакалавр, специалист и магистр, и сводят их лишь к разнице в продолжительности обучения (4 года, 5 и 6 лет соответственно). До сих пор возникают вопросы: какие преимущества дают лишние годы учебы, не сочтут ли бакалавра "недоучкой" будущие работодатели? В чем вообще разница между этими понятиями, и есть ли недостатки в данной системе образования и в чем они заключаются.
Объектом курсового проекта является высшее образование в России.
Предмет: реформа высшего образования
Целью моего курсового проекта является анализ проведенной реформы высшего образования, выявление её недостатков и разработка мероприятий по их устранению.
Для достижения поставленной цели я выдвинула следующие задачи:
Глава
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ
РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИИ
Высшее образование в России — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В отличие от общего, даже в развитых странах, высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным.
Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью.
Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п.
В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.
Высшая школа занимает свое ведущее место в системе непрерывного образования. Она прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, технологией и культурой общества в целом. Поэтому ее развитие является важной составной частью стратегии общего национального развития.
В 21 веке, веке информации и современных технологий, необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть высшее профессиональное образование и специалист, выпускаемые высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее.
Какие бы оценочные суждения не давались современности, все наиболее значимые её достижения так или иначе связаны с техническим прогрессом, и тем не менее нельзя не признать, что при бесспорных достижениях в развитии высшей школы, качество наших специалистов не отвечают современным требованиям. Об этом свидетельствует тот факт, что располагая одним из крупнейших в мире инженерным корпусом, мы значительно отстаем по качеству продукции, по средней производительности общественного труда, от наивысшего уровня, достигнутого в мире. Это обусловлено во многом квалификацией специалистов. У нас избыток специалистов с дипломами и недостаток кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи.
Известно,
что требования к подготовке специалиста
формулируются вне системы
Умение
предвосхищать и предвидеть развитие
высшего профессионального
Научное предвидение возможно постольку, поскольку будущее рассматривается как продолжение прошлого. Но требование к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой.
Главная цель проектирования опережающих квалификационных требований - обеспечение соответствия между изменениями личностных, общественных потребностей и перспективами развития науки, техники, экономики, культуры и отражением их в целях и содержании подготовки.
Сейчас
в нашей стране заведений, где
выдают дипломы о высшем образовании,
больше тысячи. Плюс еще 2 тысячи филиалов
и отделений. По количеству студентов
Россия чуть ли не впереди всех - на 10 тысяч
населения приходится 400 студентов (при
норме 170 на 10 тысяч), и эта цифра увеличивается
с каждым годом. Естественно каждый знает,
что отклонение от нормы уже само по себе
неправильно. Следовательно, у современной
системы образования есть недостатки
и, конечно, проблемы, которые следует
решать.
Как и любая система, система высшего образования Российской Федерации, в постоянно изменяющихся, условиях требует своего совершенствования в ногу со временем, поскольку устаревая, она начинает испытывать определенные трудности. В нашем случае возникли следующие проблемы. Например, проблема равенства доступа к образованию, которая имеет два основных аспекта:
1.
Обеспечение доступа каждого
человека к базисному
2. Равенство при поступлении в учебные заведения для всех социальных групп и слоев независимо от материального положения людей, их национальности, пола, места жительства и других особенностей.
Важным признаком образования является его востребованность обществом, и, прежде всего молодежью, за которой будущее образования, науки, культуры, будущее России. Поэтому как важнейший результат деятельности высшей школы России необходимо выделить продолжившуюся тенденцию роста интереса молодежи к получению высшего образования. Ежегодно в вузы России поступает примерно 700тыс. человек. Это самый высокий показатель за всю историю советской и российской системы образования.
Находясь в тяжелых финансовых условиях, государственные высшие учебные заведения также вынуждены расширять платное обучение. Таким образом, формируется единая система высшего образования, включающая государственные и негосударственные учебные заведения, из которых более 200 получили лицензию на проведение образовательной деятельности по программам высшего профессионального образования. В дальнейшем модель российской системы высшего образования можно образно представить в виде мощного ядра государственных вузов, окруженного тонкой, но динамичной оболочкой негосударственных высших учебных заведений, которые в силу своей специфики будут определять вектор перспективных направлений для государственных вузов, а последние, в свою очередь, - инициировать повышение качества подготовки в негосударственных вузах.
Актуальной проблемой для системы высшего профессионального образования является вопрос трудоустройства её выпускников. К сожалению, прошли те времена, когда ВУЗы оказывали содействие студентам в устройстве на работу. И поэтому устроиться на работу по специальности оказывается очень затруднительно.
Информация о работе Первые итоги реформы высшего образования