Первые итоги реформы высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсового проекта является высшее образование в России.
Предмет: реформа высшего образования
Целью моего курсового проекта является анализ проведенной реформы высшего образования, выявление её недостатков и разработка мероприятий по их устранению.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предпосылки проведения реформы высшего образования в России
1.1. Теоретические аспекты понятия системы высшего образования 5
1.2. Проблемы высшего образования, вызвавшие необходимость его реформирования 7
1.3. Суть реформы высшего образования. Болонский процесс 9
1.4. Нормативно – правовая база высшего образования. 12
Глава 2. Анализ функционирования новой, двухуровневой, системы образования
2.1. Анализ первых результатов реформы высшего образования 15
2.2. Проблемы, возникшие в процессе перехода на двухуровневую систему образования 18
Глава 3. Мероприятия по устранению проблем, возникших в процессе реформирования системы высшего образования
3.1. Предложения по совершенствованию реформы высшего образования 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОДМП.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

     Тот же самый опрос был проведен в  декабре 2010 года. Цифры, отражающие осведомленность  работодателей и кадровых агентств о данной системе образования выглядят так:

  • кадровые агентства – 89%
  • работодатели – 73%
 

     В качестве основной характеристики двухуровневой  системы высшего образования  кадровые агентства выделяют магистратуру как специфику научной деятельности, а работодатели сравнивают оконченное и неоконченное высшее образование. При этом ни кадровые агентства, ни работодатели не придают значения уровню получаемого диплома.

     Ситуация  такова, что и работодатели, и кадровые агентства не видят смысла в разделении образования на два уровня, так как предъявляемые к выпускникам вуза основные требования работодателей носят в основном личностный характер:

  • опыт работы;
  • навыки по специальности;
  • навык само презентации;
  • умение адаптироваться;
  • карьерный план;
  • обучаемость;
  • дополнительные навыки (наличие двух дипломов, дополнительные специальности, знание ПК, знание иностранных языков и др.).

     По  данным Национального доклада РФ за 2007–2010 гг., подготовленного

экспертной группой, в состав которой вошли представители Министерства образования и науки РФ, Национального аккредитационного агентства, вузов РФ и Национального фонда подготовки кадров, в 2007/2008 гг. 7,6% российских студентов обучались по двухуровневой системе, в 2008/2009 учебных годах данный показатель составил 9,4% , а в 2009/2010 учебном году доля студентов, обучающихся по новой системе образования достигла 18,7%.

     

       Для сравнения, по системе бакалавриат-магистратура в Швеции обучаются 100% студентов, в Испании – 100% студентов, в Италии – 98,5% студентов, в Польше – 83% студентов.

     В 2007 и в 2011 годах проводился интернет опрос, результаты которого отразили общее  отношение населения страны к  проводимой реформе, а в частности  к вступлению России в Болонский процесс

     Для выявления отношения к проводимой реформе самих студентов, мною был проведен опрос, в котором приняли участие 500 студентов различных ВУЗов г. Уфа. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Как вы оцениваете реформу высшего образования, в частности переход на двухуровневую систему высшего образования?»

      Результаты  представлены в виде диаграммы

     2.2. Проблемы, возникшие в процессе перехода на двухуровневую систему образования 

     Новая система высшего профессионального образования, полученная в результате реформирования, имеет ряд особенностей:

     1. Особенности функционирования многоступенчатой  системы в европейских странах  и России. Многоступенчатая система  высшего образования в рамках  Болонского процесса состоит в следующем. Первая ступень – ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях. Вторая ступень, после успешного освоения первой, должна доводить компетенцию до уровня, позволяющего заниматься творческой деятельностью в избранной профессии. Третья ступень высшего образования должна вести к формированию компетенции научного работника и заканчивается квалификацией, соответствующей нашему кандидату наук.

     2. Влияние международного сотрудничества российских университетов на модернизацию российского образования, изменение моделей обучения и контроля качества образования в российских университетах. Поддержание открытости, автономии, демократичности и светского характера университетов является основой модернизации высшего образования. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачета дисциплин при переходе студента из одного вуза в другой.

     3. Опыт взаимного признания профессиональной  квалификации и академической  мобильности в российских и европейских университетах, особенности образовательных стандартов и системы зачетных единиц. Процесс интеграции российского образования в мировое образовательное пространство содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, повышения конкурентоспособности и соответствия современным мировым стандартам. При разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения необходимо учитывать положительный опыт по выработке государственных требований к качеству специалистов в европейских вузах.

     4. Академическая мобильность, как  одно из важнейших условий  реализации прав личности на  качественное образование. Академическая  мобильность открывает новые  возможности не только для студентов, получающих доступ к программам ведущих европейских вузов, преподавателей и научных кадров, на проведение исследований, преподавание и стажировку, но и также важное значение для формирование европейского рынка труда. Большим шагом в данном направлении является реализация программ взаимообмена и стажировок.

     В связи с перечисленными особенности  возникают проблемы развития российского высшего образования:

     1. Ломка традиций, одним из аспектов  которого является фундаментальность  образования. Предполагается, что с сокращение срока обучения, с введением степени бакалавра, не позволит дать фундаментального российского образования, но это не совсем верно. Ведь качество образования прежде всего зависит от глубины освоения образовательного стандарта и выполнения учебного плана, а не от того сколько времени отводится на его освоение.

     2. Еще одна проблема это не  востребованность на рынке труда  бакалавров. Работодатели зачастую  не воспринимают такую квалификацию  и ему приходится работать  там, где его диплом признается, либо доучиваться до специалиста или магистра. Для того, чтобы документ о высшем образовании признавался в приложении к диплому необходимо наиболее полное разъяснение об уровне подготовленности его обладателя.

     3. Использование системы кредитов  учета объема учебной нагрузки студентов и преподавателей, предусмотренной задачами Болонского процесса. Сейчас трудоемкость освоения каждой дисциплины указывается в академических часах, но предполагается перевод временных интервалов в условные единицы - «кредиты». Каждый год обучения в очном режиме (около 40 недель, включая время сессий, не менее чем по 40 астрономических часов каждая) составляет 60 зачетных единиц («кредитов»). За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, навыков и пр. Предполагается, что на их освоение соответствует примерно 27 астрономическим часам общей трудоемкости – включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговый испытаний, а также другие виды учебной работы. То есть в учебном плане для студентов часы заменяются кредитами по установленному соотношению.

     Расчет  нагрузки преподавателей при кредитной  системе происходит несколько иначе, чем у студентов. Необходимо введение модифицированной схемы расчета  педагогической нагрузки преподавателей и штатов профессорско-преподавательского состава. Объемы в рабочем плане преподавателей аудиторной и внеаудиторной нагрузки не могут быть равными.

     4. Одной из видимых перспектив  является смена «линейной» (последовательной) системы обучения, которая практикуется в российских вузах, «асинхронной», что приведет к трансформации организации учебного процесса и структуры учебных подразделений вузов. Создание института консультантов по академическим проблемам (тьюторов), осуществляющих помощь студентам в персональном решении вопросов стратегии и тактики формирования своего индивидуального образовательного плана является одной из проблем.

     5. Также важной проблемой является  обеспечение и контроль качества, как на уровне страны, так и  каждого вуза. Сейчас в Минобразования создан Департамент контроля качества, хотя возможно, что это должен быть независимый орган оценивания. Что касается обеспечения и контроля качества в каждом учебном заведении, то в этом процессе должны участвовать все субъекты образовательного процесса, в том числе и работодатели.

     6. Полный переход на новую двухуровневую  систему высшего образования  был отложен до 2011 года в связи  с тем, что реформа требует  больших финансовых затрат, а в стране, в которой постоянный дефицит бюджета это оказывается несколько затруднительно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКШИХ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

3.1. Предложения по  совершенствованию  реформы системы  высшего образования 

     Для успешного опыта внедрения новой реформы в систему высшего образования России необходимо:

  1. Более четкое и понятное разъяснение о том, что из себя представляет данная реформа, её плюсы и новые возможности.
  2. проведение тщательного анализа особенностей всех направлений высшего образования в России и выработка рекомендаций по оптимизации системы высшего профессионального образования;
  3. создание системы мониторинга и механизмов наблюдения за состоянием и изменениями, происходящими в высших учебных заведения Европы, формирование инструмента прогнозирования реформирования европейской высшей школы, с целью использования положительного опыта в России;
  4. изменение законодательной и нормативной базы в части закрепления правовых гарантий академической мобильности, развития академической автономии университетов, укрепления процессам формирования многоступенчатой системы высшего образования, создание правовых условий, способствующих интеграции науки и высшей школы;
  5. создание условий для повышения уровня информированности руководства вузов, профессорско-преподавательского состава, студентов о сущности и механизмах реализации Болонского процесса. С этой целью на уровне Министерства необходимо проведение ряда мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров-совещаний и т.д.), создание информационного портала и пр.

     Безусловно, достижение положительных результатов  от участия России в Болонском  процессе возможно только при реализации специальных программ, с целью  сокращения оттока талантливой молодежи и ведущих специалистов и создания благоприятных условий, повышения мобильности, прежде всего внутри страны. У России есть возможность занять влиятельное положение на рынке образовательных услуг создав благоприятные условия для привлечения иностранных студентов из стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, а также многих стран Европы и других континентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Чтобы образование Росси не отставала  от других стран западной Европы, необходимо было провести ряд изменений. После  того, как новшества были введены, необходимо направить силы на решение проблем, возникших в результате реформирования. К счастью, времена, , когда бакалавриат магистратура считалась чем-то экзотическим, проходят. Студенты начинают понимать, что она дает возможность повысить уровень образования, при необходимости сменить направление подготовки, пойти в более престижный вуз или продолжить учебу за рубежом. Работодатели тоже постепенно привыкают к тому, что магистры, как правило, лучше подготовлены, чем бакалавры и специалисты. С каждым годом количество желающих поступить в магистратуру растет, и российским вузам необходимо более активно открывать новые магистерские программы, т. к. по всей стране повышается спрос на образование. Поскольку, если человек хочет получить углубленные, полные знания по своему предмету, то он в праве иметь возможность выбирать интересующее его направление. Нередко случается так, что человек получил определенный багаж знаний, поработал, понял, что обладает недостаточным арсеналом умений и навыков, и он в праве дальше осознанно продолжить обучение, так как новая многоуровневая система дает большую свободу выбора.В сегодняшнем мире нет системы образования «на всю жизнь». Современный ритм заставляет человека повышать свой образовательный уровень в течение всей его жизни. И система «бакалавр-специалист-магистр» – это как раз шаг к более высокому уровню образования. 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1) Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка». М., 2007 г. С.7-8.

Информация о работе Первые итоги реформы высшего образования