Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа
Объектом курсового проекта является высшее образование в России.
Предмет: реформа высшего образования
Целью моего курсового проекта является анализ проведенной реформы высшего образования, выявление её недостатков и разработка мероприятий по их устранению.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки проведения реформы высшего образования в России
1.1. Теоретические аспекты понятия системы высшего образования 5
1.2. Проблемы высшего образования, вызвавшие необходимость его реформирования 7
1.3. Суть реформы высшего образования. Болонский процесс 9
1.4. Нормативно – правовая база высшего образования. 12
Глава 2. Анализ функционирования новой, двухуровневой, системы образования
2.1. Анализ первых результатов реформы высшего образования 15
2.2. Проблемы, возникшие в процессе перехода на двухуровневую систему образования 18
Глава 3. Мероприятия по устранению проблем, возникших в процессе реформирования системы высшего образования
3.1. Предложения по совершенствованию реформы высшего образования 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Тот же самый опрос был проведен в декабре 2010 года. Цифры, отражающие осведомленность работодателей и кадровых агентств о данной системе образования выглядят так:
В качестве основной характеристики двухуровневой системы высшего образования кадровые агентства выделяют магистратуру как специфику научной деятельности, а работодатели сравнивают оконченное и неоконченное высшее образование. При этом ни кадровые агентства, ни работодатели не придают значения уровню получаемого диплома.
Ситуация такова, что и работодатели, и кадровые агентства не видят смысла в разделении образования на два уровня, так как предъявляемые к выпускникам вуза основные требования работодателей носят в основном личностный характер:
По данным Национального доклада РФ за 2007–2010 гг., подготовленного
экспертной группой, в состав которой вошли представители Министерства образования и науки РФ, Национального аккредитационного агентства, вузов РФ и Национального фонда подготовки кадров, в 2007/2008 гг. 7,6% российских студентов обучались по двухуровневой системе, в 2008/2009 учебных годах данный показатель составил 9,4% , а в 2009/2010 учебном году доля студентов, обучающихся по новой системе образования достигла 18,7%.
Для сравнения, по системе бакалавриат-магистратура в Швеции обучаются 100% студентов, в Испании – 100% студентов, в Италии – 98,5% студентов, в Польше – 83% студентов.
В 2007 и в 2011 годах проводился интернет опрос, результаты которого отразили общее отношение населения страны к проводимой реформе, а в частности к вступлению России в Болонский процесс
Для
выявления отношения к
Результаты представлены в виде диаграммы
2.2.
Проблемы, возникшие
в процессе перехода
на двухуровневую систему
образования
Новая система высшего профессионального образования, полученная в результате реформирования, имеет ряд особенностей:
1.
Особенности функционирования
2. Влияние международного сотрудничества российских университетов на модернизацию российского образования, изменение моделей обучения и контроля качества образования в российских университетах. Поддержание открытости, автономии, демократичности и светского характера университетов является основой модернизации высшего образования. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачета дисциплин при переходе студента из одного вуза в другой.
3.
Опыт взаимного признания
4.
Академическая мобильность,
В связи с перечисленными особенности возникают проблемы развития российского высшего образования:
1.
Ломка традиций, одним из аспектов
которого является
2.
Еще одна проблема это не
востребованность на рынке
3.
Использование системы
Расчет
нагрузки преподавателей при кредитной
системе происходит несколько иначе,
чем у студентов. Необходимо введение
модифицированной схемы расчета
педагогической нагрузки преподавателей
и штатов профессорско-
4. Одной из видимых перспектив является смена «линейной» (последовательной) системы обучения, которая практикуется в российских вузах, «асинхронной», что приведет к трансформации организации учебного процесса и структуры учебных подразделений вузов. Создание института консультантов по академическим проблемам (тьюторов), осуществляющих помощь студентам в персональном решении вопросов стратегии и тактики формирования своего индивидуального образовательного плана является одной из проблем.
5.
Также важной проблемой
6.
Полный переход на новую
Глава
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ
ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКШИХ
В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1.
Предложения по
совершенствованию
реформы системы
высшего образования
Для успешного опыта внедрения новой реформы в систему высшего образования России необходимо:
Безусловно,
достижение положительных результатов
от участия России в Болонском
процессе возможно только при реализации
специальных программ, с целью
сокращения оттока талантливой молодежи
и ведущих специалистов и создания
благоприятных условий, повышения мобильности,
прежде всего внутри страны. У России есть
возможность занять влиятельное положение
на рынке образовательных услуг создав
благоприятные условия для привлечения
иностранных студентов из стран СНГ, Юго-Восточной
Азии, Ближнего и Среднего Востока, а также
многих стран Европы и других континентов.
Заключение
Чтобы
образование Росси не отставала
от других стран западной Европы, необходимо
было провести ряд изменений. После
того, как новшества были введены,
необходимо направить силы на решение
проблем, возникших в результате реформирования.
К счастью, времена, , когда бакалавриат
магистратура считалась чем-то экзотическим,
проходят. Студенты начинают понимать,
что она дает возможность повысить уровень
образования, при необходимости сменить
направление подготовки, пойти в более
престижный вуз или продолжить учебу за
рубежом. Работодатели тоже постепенно
привыкают к тому, что магистры, как правило,
лучше подготовлены, чем бакалавры и специалисты.
С каждым годом количество желающих поступить
в магистратуру растет, и российским вузам
необходимо более активно открывать новые
магистерские программы, т. к. по всей стране
повышается спрос на образование. Поскольку,
если человек хочет получить углубленные,
полные знания по своему предмету, то он
в праве иметь возможность выбирать интересующее
его направление. Нередко случается так,
что человек получил определенный багаж
знаний, поработал, понял, что обладает
недостаточным арсеналом умений и навыков,
и он в праве дальше осознанно продолжить
обучение, так как новая многоуровневая
система дает большую свободу выбора.В
сегодняшнем мире нет системы образования
«на всю жизнь». Современный ритм заставляет
человека повышать свой образовательный
уровень в течение всей его жизни. И система
«бакалавр-специалист-магистр» – это
как раз шаг к более высокому уровню образования.
Список
литературы
1) Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка». М., 2007 г. С.7-8.
Информация о работе Первые итоги реформы высшего образования