Первые итоги реформы высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсового проекта является высшее образование в России.
Предмет: реформа высшего образования
Целью моего курсового проекта является анализ проведенной реформы высшего образования, выявление её недостатков и разработка мероприятий по их устранению.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Предпосылки проведения реформы высшего образования в России
1.1. Теоретические аспекты понятия системы высшего образования 5
1.2. Проблемы высшего образования, вызвавшие необходимость его реформирования 7
1.3. Суть реформы высшего образования. Болонский процесс 9
1.4. Нормативно – правовая база высшего образования. 12
Глава 2. Анализ функционирования новой, двухуровневой, системы образования
2.1. Анализ первых результатов реформы высшего образования 15
2.2. Проблемы, возникшие в процессе перехода на двухуровневую систему образования 18
Глава 3. Мероприятия по устранению проблем, возникших в процессе реформирования системы высшего образования
3.1. Предложения по совершенствованию реформы высшего образования 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОДМП.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

     Образовательная система в России характеризуется  и неравенством доступа, особенно к высшему образованию в различных регионах страны. Доступ к высшему образованию характеризуется существенной неравномерностью (это без учета различий в качестве образования, доступа к информации) – плотность обучающихся в вузах варьирует для различных регионов значительно сильнее, чем, например, для средних специальных учебных заведений. 
Превращение образования во второй половине XX века в большинстве стран мира из образования, доступного преимущественно элите, в массовое поставило перед образовательной системой наряду с проблемой равенства доступа к обучению множество других сложнейших проблем. Как совместить широкий доступ к образованию и его высокое качество, как обеспечить соответствие образовательных запросов личности и общества – эти вопросы стали чрезвычайно актуальными.

     Обострилась проблема качества образования и  в связи с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые 10-15 лет  объем информации удваивается, классический учебник и учитель неизбежно становятся поставщиками устаревших знаний.

     В результате того, что система высшего  образования в России оставляет  желать лучшего, возникает еще одна большая проблема – непривлекательность  и не востребованность специалистов, получивших образование в высших учебных заведениях страны. В результате такого количества проблем в системе высшего образования возникла необходимость его реформирования. 

    1. Суть  реформы высшего  образования. Болонский  процесс
 

     В связи с тем, необходимость о  реформировании системы высшего образования говорила сама за себя, нужно было выбрать методы и программу реформирования.

     В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на формирование единого европейского образовательного пространства. Болонский процесс направлен, прежде всего, на формирование общих подходов к обеспечению качества высшего образования, развитию академической мобильности студентов и преподавателей на основе введения сопоставимых циклов обучения и общих критериев оценки трудоемкости программ.

     Присоединение России к Болонской декларации не одномоментное явление, а длительный процесс, который был рассчитан до 2010 года. Он открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами других стран.

     Декларацией предусматривается: повышение конкурентоспособности  европейской системы высшего  образования на мировом рынке  образовательных услуг путем  использования прозрачных и сопоставимых ступеней, принятие многоуровневой системы, внедрение системы кредитов (перезачетных и аккумуляционных), содействие мобильности студентов и преподавателей, обеспечение повышения качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

     Болонский процесс способствует открытости системы образования, что делает прозрачной деятельность высших учебных заведений, которым придется соответствовать европейским критериям качества образования, что само по себе является большой проблемой, в том числе и для многих российских вузов.

     На  Берлинской встрече министров образования 19 сентября 2003 г. была отмечена важность улучшения социальных характеристик  общеевропейского пространства высшего  образования, обеспечение более  тесных связей между высшим образованием и исследовательскими системами в каждой из стран участниц, добавлением докторского (PhD) уровня как третьей ступени Болонского процесса, дополняющего две основные ступени высшего образования.

     Существует  миф о том, что Болонский процесс  является причиной того, оттока специалистов из России. Вспомним, наибольший отъезд за рубеж наблюдался в начале 90-х годов, задолго до присоединения России к Болонскому процессу. В последние же годы наблюдается динамичный процесс их возвращения.

     Кроме того, за рубеж выезжают не только выпускники вузов, но и специалисты, обладающие значительным практическим опытом работы. Поэтому вопрос оттока специалистов в другие страны необходимо решать, прежде всего, повышением уровня жизни в России, что и предусматривается проектом программы социально-экономического развития страны.

     Интеграция  в мировую систему высшего  образования системы высшего  профессионального образования  Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики в сфере образования, зафиксированный законом.

     При этом интеграционные процессы в образовании  происходят не только с Европой, но и со странами Шанхайской организации  сотрудничества, СНГ, ЕврАзЭС.

     Следует отметить, что ряд вузов Российской Федерации в течение многих лет сотрудничают с ведущими вузами стран США, Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Японии и др. по различным вопросам, включающим обмен опытом подготовки специалистов, совершенствование содержания образования, обмен студентами, обмен преподавателями для чтения лекций, проведение совместных научных исследований и другим вопросам подготовки специалистов.

     Введение  уровневого высшего профессионального  образования (бакалавр-магистр) является важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить "узких" специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.

     Учитывая, что молодой человек поступает  в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования  для будущей профессии. Уровневое  высшее профессиональное образование  позволяет на первых курсах обучения по широкому направлению, более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

     В настоящее время с учетом международного опыта и развития рынка труда  осуществляется подготовка бакалавров и магистров более чем по 120 направлениям подготовки.

     Следует отметить, что подготовка бакалавров и подготовка магистров введена в России с 1992 года, широко апробируется в вузах и получила признание, как у академической общественности, так и у работодателей. В настоящее время более 50% высших учебных заведений России осуществляют указанную подготовку. Накоплен опыт формирования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования бакалавров и магистров двух поколений, разработаны методические материалы. Ежегодно из стен вузов выходят около 100 тыс. бакалавров, которые успешно трудятся в экономике.

     Студенты, начавшие обучение до 2010 года по прежним государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования по ним и закончат обучение.

     С 1 сентября 2010 года был осуществлен  полный переход на двухуровневую систему образования. 

     1.4. Нормативно – правовая база высшего образования. 

     В октябре 2007 года был принят Федеральный  закон Российской Федерации N 232-ФЗ "О  внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования).

     Этим  законом в системе высшего  образования установлены уровни:

    • Уровень высшего профессионального образования - бакалавриат;
    • Уровень высшего профессионального образования - подготовка специалиста или магистратура.

     Установлены следующие нормативные сроки  по очной форме обучения:

    • для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;
    • для получения квалификации (степени) "специалист"- не менее пяти лет;
    • для получения квалификации (степени) "магистр" - два года на базе бакалавриата, т.е. общий срок обучения - 6 лет.

     Могут быть и иные сроки освоения программ, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.

     Перечень  специальностей высшего профессионального  образования, подтверждаемых присвоением лицу квалификации (степени) "специалист" будет определен Правительством Российской Федерации.

     Перечень  направлений подготовки, подтверждаемых квалификацией (степенью) "бакалавр" и квалификацией (степенью) "магистр", будет определен Министерством образования и науки Российской Федерации.

     Наряду  с очной формой обучения по-прежнему будут развиваться другие формы  обучения: по очно-заочной (вечерней), заочной  и в форме экстерната, но не по всем программам. Перечень направлений  подготовки бакалавров и магистров, а также перечень специальностей, по которым не допускается получение высшего профессионального образования в заочной форме и в форме экстерната, будет определен Правительством Российской Федерации.

     В настоящее время в соответствии с действующим законодательством в области образования государство гарантирует выделение 170 бюджетных мест на 10 000 тыс. населения. Бюджетные места будут выделять на подготовку специалистов, бакалавров и магистров.

     Бакалавр, поступающий на конкурсной основе в магистратуру, имеет право на бесплатное образование, так как он получает образование этого уровня впервые. Как получение второго высшего профессионального образования рассматривается освоение программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или магистра гражданами, уже имеющим диплом бакалавра, или диплом специалиста, или диплом магистра.

     Бакалавры, специалисты или магистры при  поступлении на работу имеют право  претендовать за занятие должности, для которой квалификационными  требованиями предусмотрено высшее образование, если иное не установлено федеральным законом.

     Разрешено осваивать в сокращенные или  ускоренные сроки программы бакалавриата. Если выпускники техникумов (колледжей) поступают в вуз на программы  бакалавриата соответствующего профиля, то они могут обучаться по сокращенной программе. А по ускоренной программе бакалавриата по решению ученого совета вуза могут обучаться очень способные студенты.

     Получение высшего профессионального образования  по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры Федеральным законом не допускается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НОВОЙ, ДВУХУРОВНЕВОЙ, СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

2.1.  Анализ первых  результатов реформы  высшего образования 

     Ближайшие два-три года министерство образования и науки РФ проведет анализ опыта первых лет реализации двухуровневой системы подготовки кадров с высшим профессиональным образованием в российских вузах. Об этом «Росбалту» сообщил заместитель директора департамента профессионального образования Минобрнауки Олег Орчаков. Ну а пока о достаточно больших результатах говорить не приходится. Однако некоторые изменения уже очевидны.

     2010 год можно назвать годом подведения  итогов Болонского процесса в  России.

     За  период с 2007 года, когда был одобрен  закон о двухуровневой системе  образования, по 2010 год количество высших учебных заведений, полностью перешедших и работающих по двухуровневой системе подготовки кадров увеличилось на 22%. В 2007 году этот показатель составлял 13%, а в 2010 году он составил 35%.

     

     В ноябре 2007 г. был проведен социологический  опрос работодателей и представителей кадровых агентств г. Уфа с целью исследования их отношения к двухуровневой системе высшего образования.

     На  период 2007 года рынок труда г. Москва информирован о двухуровневой системе  образования следующим образом:

  • кадровые агентства – 63%,
  • работодатели – 28%.

Информация о работе Первые итоги реформы высшего образования