Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:02, курсовая работа
планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности. Планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.
Глава 1. Понятие и сущность планирования
1.1. Сущность планирования
1.2. Выбор цели
1.3. Эффективность планирования
Глава 2. Система планирования
2.1. Формы планирования
2.2. Механизмы планирования
2.3. Процесс планирования
Глава 3. Типы планирования
3.1. Стратегическое планирование
3.2. Тактическое планирование
3.3. Оперативно-календарное планирование
3.4. Бизнес-планирование
Заключение
Список использованной литературы
2.3. Процесс планирования.
Как всякая целесообразная деятельность людей процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность работ, выполняемых при составлении плана.
Процесс планирования содержит следующие этапы:
Средства, обеспечивающие процесс планирования, позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение.
Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов (АСПР).
Планирование как составная часть процесса управления может иметь организационные формы с централизованными и децентрализованными функциями планирования.
Соответственно этим формам строится система плановых органов конкретно субъекта хозяйствования.[6]
В
организации с
При децентрализованной системе плановую работу осуществляют по трем уровням. На уровне высшего руководства имеется центральная служба планирования, занимающаяся разработкой только перспективных планов. В каждом отделении имеется свой плановый отдел, составляющий текущий план.
В
этом варианте централизация перспективного
планирования и децентрализация
текущего способствует повышению инициативы
отделений в использовании
Степень
децентрализации функций
Теперешняя структура плановых служб принципиально отличается от структуры, распространенной на предприятиях бывшего СССР.[8] Отличие заключается в том, что в современной практике все эти функции выполняются в различных функциональных отделах, например, в отделе труда и заработной платы, планово-экономическом отделе и др.
ГЛАВА
3. ТИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
По содержанию плановых
3.1. Стратегическое планирование.
Стратегия[9] - представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей.
Стратегическое планирование, пришедшее
на смену долгосрочному
В системе долгосрочного
В системе стратегического
Однако стратегическое
В стратегическом планировании
важное место отводится
Так же стратегическое
Знание того, чего организация
хочет достичь, помогает
Специалисты на основании
Имеется
положительная корреляция между
планированием и успехом
Формулирование стратегического плана – это тщательная, систематическая подготовка к будущему. Составление стратегических планов для всей организации является обязанностью высшего руководства. Но планированием следует заниматься всем руководителям. Руководители среднего и низшего звена участвуют в планировании работы всей фирмы, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь.
Основной принцип стратегического планирования – адаптивность планов, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция на перемены, происходящие в внешнем окружении.
Планирование стратегии
Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана.[10]
Прежде всего при планировании необходимо определить цели организации.
Основная общая цель
“Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегии на различных организационных уровнях (Процесс установления смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике).
После установления миссии и целей начинается диагностический этап процесса стратегического планирования. Первое – изучение внешней среды. Оценка идёт по 3 параметрам:
Анализ внешней среды даёт
организации время для
Выделяют 7 факторов угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация –. экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.
Однако
в любом случае руководство должно
определить, какие факторы в
Выбор стратегии производится после того, как проведён анализ внешних возможностей и опасностей, внутренних сильных и слабых сторон и оценены все альтернативы и варианты. Анализ и оценка внутренней структуры позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на который можно рассчитывать в процессе достижения своих целей.
Разработка и анализ
Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования.
При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы. К таким стратегиям относятся: