Планирование как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

планирования как одна из основных функций управления в настоящее время приобрела качественно новые черты и особенности. Планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет не только оперативные задачи, но и задачи перспективного развития, что является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

Содержание

Глава 1. Понятие и сущность планирования
1.1. Сущность планирования
1.2. Выбор цели
1.3. Эффективность планирования
Глава 2. Система планирования
2.1. Формы планирования
2.2. Механизмы планирования
2.3. Процесс планирования
Глава 3. Типы планирования
3.1. Стратегическое планирование
3.2. Тактическое планирование
3.3. Оперативно-календарное планирование
3.4. Бизнес-планирование
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ромашов Антон.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

  Хочу  отметить то, что возможно принятие  одновременно несколько стратегий,  причем они могут реализовываться  как параллельно, так и последовательно.

     Применение стратегий соответственно влечет за собой и составление стратегических планов.

   В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет  жесткой структуры. К выбору его  разделов и показателей организации  подходят с собственных позиций.

   Так же на основе стратегического плана разрабатываются годичные оперативные планы и проекты.

   В завершении определяются предпосылки  для формирования новых плановых программ, исходя их того, чего организации  удалось добиться при реализации планов, и чего – нет.

   Реализация  стратегии предприятия всегда связана с определенным риском. Следует учесть, что планирование и реализация стратегии происходят в условиях неопределенности, которая появляется в результате изменчивости внешней среды предприятия. Поэтому в момент составления плана нет ясности и уверенности в том, что выбранная стратегическая альтернатива приведет к успеху, получению ожидаемого результата, и, конечно, присутствует опасность неудачи, непредвиденных потерь.

   Источником  риска является неопределенность, под  которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана.

   Планирования  в условиях определенности производится при наличии полной и достоверной  информации о состоянии внутренней  и внешней среды, проблемных ситуациях, отражаемых в стратегическом плане и др.

   В рыночной экономике риск является неотъемлемым атрибутом хозяйствования. С ним  постоянно имеет дело любой предприниматель, любое предприятие. Фактор риска  здесь служит сильным стимулом и  ограничением при принятии плановых решений.[12]  
 

   3.2. Тактическое планирование.

   Если  стратегическое планирование рассматривают  как поиск новых возможностей, то тактическое планирование следует  считать процессом создания предпосылок  для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.

   Тактическое планирование занимает промежуточное  положение между долгосрочным стратегическим и краткосрочным (оперативно-календарным). Стратегическое планирование рассчитано на длительный период (10-15 лет). Однако на многих предприятиях стратегия основана на среднесрочном планировании. Поэтому стратегический план, как правило, охватывает период не более 5 лет, тактический – 1-2 года, оперативный – менее 1 года. Составить тактический план на период более двух лет не представляется возможным, поскольку происходят частые изменения во внешней и внутренней среде предприятия.[13]

   Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Если основная цель стратегического плана заключается  в том, чтобы определить, чего хочет добиться предприятие в перспективе, то тактическое планирование должно ответить на вопрос, как предприятие может достичь такого состояния. Эти виды планирования различаются целями и средствами их достижения.

   Решения, принимаемые при тактическом планировании, отличаются меньшей  субъективностью. Они более конкретны, адресны, всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия.

   Реализация  тактического плана сопряжена с  меньшим риском, поскольку его решения более детальны, касаются внутренних проблем предприятия и имеют меньший разрыв во времени. Помимо этого тактические решения легче оценить, ранжировать и выбрать оптимальный вариант. В связи с тем, что тактический план представлен системой конкретных количественных  показателей, при его разработке могут широко применяться различные методы оптимизации.

   Тактический план представляет собой развернутую  программу всей производственной, хозяйственной  и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий стратегического плана при наиболее полном рациональном использовании ресурсов. Особое внимание  в таком плане должно уделяться показателям эффективности и качества работы: росту производительности труда; снижению себестоимости продукции; экономии материальных ресурсов и др.

   Тактический план так же должен предусматривать  перспективу по каждому объекту  планирования. Должны быть учтены все  факторы: состояние экономики предприятия; кредитно-финансовая ситуация: налогово-бюджетная  политика и.т.п.

   Важно отметить и то, что тактический  план имеет многофункциональное  назначение. В целом он выполняет  три основные функции: прогнозирование, координация и контроль.

   Отличительной чертой тактического плана является и то, что он заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои  усилия на поиск целей и задач, реализующих установки стратегического плана. При его составлении необходимо четко определить цели в конкретной форме, а так же средства и методы их достижения. Кроме того, в составлении планов участвуют те, кто потом должен будет их исполнять.  Поэтому с расширением объектов планирования становится более активным участие работников предприятия в планировании.

   Состав  разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой  культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.

     Разработка тактического плана  обычно проходит в нескольких  вариантах, с тем, чтобы выбрать из них наилучший, то есть наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации. Там, где это  возможно, вариантные расчеты проводятся с применением экономическо-математических методов и ЭВМ.

     В результате тактического планирования  составляется план развития, представляющий  деятельности на соответствующий  период. При этом следует помнить  одно правило: единственная возможность  сделать процесс тактического  планирования контролируемым заключается в планировании только основных целей и издержек, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки – процесс реализации – достижение цели». Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование 

3.3. Оперативно - календарное  планирование.

     Оперативно – календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом  в планировании деятельности. Основная  задача ОКП состоит в конкретизации  показателей тактического плана  с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы организации в целом и ее структурных подразделений.

     В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:

  • Определяется время выполнения отдельных операций, путем установления сопряженных сроков;
  • Осуществляется оперативная подготовка для выполнения плана;
  • Ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика.[14]

     Оперативно-календарное планирование увязывает все эти элементы в единый организм, включая техническую подготовку, материально-техническое обеспечение, создание и поддержание необходимых запасов ресурсов, сбыт и так далее.

    3.4. Бизнес – планирование

    Бизнес  – планирование предназначено для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных затрат.[15]

     Бизнес-план разрабатывается для обоснования:

  • Текущего и перспективного планирования развития, выработки (выбора) новых видов деятельности;
  • Возможности получения дополнительных ресурсов, а также возврата заемных  средств;
  • Предложений по созданию совместных либо обособленных предприятий;
  • Целесообразности оказания мер государственной поддержки.

   В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Неопределенность  в рыночной экономике приводит к  тому, что избежать риска становится просто невозможно. Но не следует искать такие решения, в которых заранее известен результат. Необходимо просто научится предвидеть риск, оценивать его размеры, связанный с ним выигрыш, планировать мероприятия по его предотвращению и не переходить допустимые пределы.

   Планирование - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка  принятых управленческих решений, постоянный контроль над их выполнением. Для  эффективности планирования необходимо ясное представление о сегодняшнем  и будущем состоянии внешней и внутренней среды организации. Для этого создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

   Планирование  – это процесс осуществления  совокупности систематизированных  и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности по их достижению.

   Планирование  – это то звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь предприятий, включая малые предприятия.  Главное – использовать его последовательно, сообразуя как с внешними обстоятельствами, так и с внутренней средой, ее особенностями. Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти вопросы и есть главная задача управления, и в то же время гарантия преуспевания организации, и в этом процессе одну из главных ролей играет планирование.  
 
 
 
 

  Список  используемой литературы

    Книги

  1. Планирование на предприятии: Новое знание. 4-ое издание. Ильин А.И. 2003.
  2. Планирование деятельности фирмы. Финансы и статистика. Алексеева М.М. 2000.
  3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./ Под ред. Морозовой Т.Г. М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2001.
  4. Управление предприятием: Высшая школа. Ильин А.И. 2000.
  5. Управление организацией. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, И.А. Соломатина. М.: Инфра-М, 2000.
  6. Внутрифирменное планирование. Бухалков М.И. М.: Инфра –М, 2002.
  7. Управление организацией. / Под ред. И.А. Соломатина. М.: Инфра-М, 2000
  8. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Бляхман Л.С. 1999.
  9. Планирование на предприятии. 2-е издание. Стратегическое планирование. Ильин А.И. 2000.
  10. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации. Е.П. Голубков. 2000.
  11. Планирование на предприятии. 2-е издание. Тактическое планирование./Под общ. ред. Ильина А.И., Синицына Л.М.2000.
  12. Управление проектами. Шапиро В.Д. 2000.
  13. Планирование на предприятии. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю.. М.: Инф. – изд. дом «Филинъ», 2001.
  14. Стратегия развития фирмы. Зайцев В.И.. М.: ЮНИТИ, 2000.
  15. Бизнес-планы: Полное справочное руководство/ Перевод с английского языка. Ковелло Дж. А., Хейзелгрен Б. Дж.. М.: Бином, 1999.
  16. Прогнозирование и планирование. Черныш Е.А., Молчанова. 2001.
  17. Экономика предприятия./ Под ред. В.П. Грузинова. 1999.

    Материалы интернет

  1. Планирование как одна из функций управления развитием производства на предприятии. Фандеева А.В. (опубликовано 2005 год) http://www.upruchet.ru/articles/2005/2/3461.html
  2. Планирование на предприятии /Учебное пособие./ (опубликовано 2006 год) Кобец Е.А. http://www.aup.ru/books/m160/
  3. Необходимость стратегического планирования при управлении            персоналом и в маркетинге.(опубликовано 2009 год) http://md-hr.ru/articles/html/article32701.html

Информация о работе Планирование как функция управления