Прогнозирование организационных структур аппарата управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Организационная структура и аппарат управления любым предприятием должны обеспечивать обоснованность принятия управленческих решений, своевременность их выработки, оперативное доведение до исполнителей, четкую организацию их выполнения. Правильное построение аппарата управления предприятием, простая и четкая его структура, исключающая лишние и параллельные звенья, являются залогом планомерной, ритмичной работы предприятия.

Содержание

Введение
Глава I. Формирование организационных структур управления предприятиями
1. Требования к организационным структурам управления и принципы их
формирования
2. Методы управления
3. Механизм формирования рациональных организационных структур управления предприятиями
4. Типовая организационная структура аппарата управления машиностроительными предприятиями
5. Специфические особенности системы управления разрабатывающими
предприятиями
Глава II. Характеристика организации - Швейцарский Национальный Банк
1. Цели, задачи, правовое регулирование, уровень независимости
2. Органы управления
3. Функции Швейцарского Национального Банка
Глава III. Изучение организационных структур в Швейцарском Национальном Банке
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Организационная структура предприятия.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Кафедра экономики  и менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине – “Производственный менеджмент”

 

Организационная структура предприятия

 

 

 

 

 

Выполнил: студент III курса заочного

отделения, спец. 080507 (061100) I гр.

 

 

Проверил:

Дата « » ноября 2009 г.

 

 

 

 

 

Красноярск-2009

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Формирование организационных структур управления предприятиями

  1. Требования к организационным структурам управления и принципы их

формирования

  1. Методы управления
  2. Механизм формирования рациональных организационных структур управления предприятиями
  3. Типовая организационная структура аппарата управления машиностроительными предприятиями
  4. Специфические особенности системы управления разрабатывающими

предприятиями

Глава II. Характеристика организации - Швейцарский Национальный Банк

  1. Цели, задачи, правовое регулирование, уровень независимости
  2. Органы управления
  3. Функции Швейцарского Национального Банка

Глава III. Изучение организационных структур в Швейцарском Национальном Банке

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Организационная структура и аппарат управления любым предприятием должны обеспечивать обоснованность принятия управленческих решений, своевременность их выработки, оперативное доведение до исполнителей, четкую организацию их выполнения. Правильное построение аппарата управления предприятием, простая и четкая его структура, исключающая лишние и параллельные звенья, являются залогом планомерной, ритмичной работы предприятия.

Функции, выполняемые  каждой структурной единицей аппарата управления, должны быть четко определены и разграничены. Четкое распределение функций по структурным подразделениям, точное определение задач, прав и обязанностей каждой структурной единицы, каждого управленца устраняет обезличку в работе, обеспечивает рациональную и полную загрузку всех работников аппарата управления, слаженную и эффективную его работу.

Организационная структура управления любым предприятием представляет собой состав подразделений  аппарата управления, отношения и связи между ними в ходе выполнения процессов управления.

В условиях становления  менеджмента в современной России, рассмотрение подобных теоретических  вопросов является современным и  актуальным.

Цели работы:

  1. Всесторонне рассмотреть основное понятие- “организационная структура”.
  2. Охарактеризовать “Швейцарский Национальный Банк” как объект исследования;
  3. Изучить организационную структуру в “Швейцарском Национальном Банке”.

Задачи работы:

  1. Рассмотреть формирование организационных структур управления предприятиями;
  2. Охарактеризовать “Швейцарский Национальный Банк” как объект исследования;
  3. Рассмотреть организационную структуру в “Швейцарском Национальном Банке”.

Данная тема всесторонне рассмотрена в литературе. При написании работы использовались комментарии как отечественных, так и зарубежных авторов.

 

 

Глава I. Формирование организационных структур управления предприятиями

 

1. Требования  к организационным структурам  управления и принципы его формирования

 

Работа предприятий  и объединений в условиях развития рыночных отношений, повышения ответственности и заинтересованности за результаты своего труда, представления широких прав в решении вопросов внутризаводского управления изменяет требования к организационным структурам как одному из важнейших элементов системы управления.

В современных  условиях основные требования к системам управления сводятся к следующему:

  • Направленность на достижение целей. Поскольку цели являются главной характеристикой любой производственной системы, организационная структура должна способствовать их достижению. Это обеспечивается с помощью установления соответствующих прав и необходимой полноты ответственности каждого управленческого звена за достижение поставленных перед ними задач, сбалансированности задач звеньев одного уровня управления по отношению к целям вышестоящего уровня, рационального разделения и кооперации труда между звеньями и уровнями и их взаимодействия;
  • Перспективность. Это требование выражается в том, что в управляющей системе не должны решаться только вопросы оперативного характера, необходима работа над определенной стратегии, связанной с будущим развитием производства и управления. С этой целью в организационной структуре необходимо предусматривать блок перспективного, стратегического управления, отделив его от блока оперативного и текущего управления;
  • Способность к развитию. Необходимость развития оргструктуры объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий, появляющимися диспропорциями в системе управления. В этих условиях организационная структура должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих воздействий. На практике это может достигаться с помощью создания временных целевых групп (подразделений), службы развития и т.п.;
  • Согласование интересов. Это требование означает, что в силу глубокого разделения труда, пришедшего к обособлению подразделений, появляется множественность и противоречивость интересов участников процесса управления. Следовательно, в организационной структуре управления должен иметь место механизм, позволяющий примирить противоречия, установить разумные компромиссы, что обеспечивается введением в оргструктуру юридической и социологической служб, организацией советов в трудовых коллективах;
  • Индивидуализация. Это требование означает, что для каждого характерны свои особенности, обусловленные сложившимися составом кадров, оборудования, формальными и неформальными управленческими связями и многими другими особенностями. Поэтому разработка и реализация мер по совершенствованию оргструктуры должна вытекать из ее особенностей. В этой связи всякого рода типовые рекомендации могут быть использованы лишь как ориентировочные;
  • Экономичность. Это требование означает, что организационная структура должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления и обеспечению максимально возможной эффективности производства.

Формирование  любой системы управления, в том числе и организационных структур должно основываться на вполне определенных принципах и методах управления. При определении состава таких принципов необходимо исходить из следующих к ним требований:

  • их соответствия целям управления;
  • учета законов и закономерностей развития управления;
  • учета основных свойств, связей и отношений в управлении;
  • учета временных и территориальных аспектов управления;
  • учета правового обеспечения управления.,

К основным принципам  управления и формирования организационных  структур управления следует отнести еще и следующие принципы:

  • принцип компетентности. Этот принцип означает, что формирование систем управления должно охватывать все сферы деятельности управляемого объекта, т.е. оно должно охватывать все функции управления и все стадии жизненного цикла изготовления и эксплуатации выпускаемой управляемым объектом продукции и оказываемых услуг;
  • принцип целенаправленности. Этот принцип означает, что формирование системы управления должно производиться с учетом цели деятельности управляемого объекта;
  • принцип делимости. Этот принцип означает, что формируемая система управления и организационная структура управления должны обладать свойством их дифференциации на составные элементы;
  • принцип иерархичности. Этот принцип означает, что организационная структура в формируемой системе управления должна быть многоуровневой с делегированием определенных полномочий принятия управленческих решений соответствующим структурным подразделением формируемой организационной структуры управления;
  • принцип замкнутости цикла управления. Этот принцип означает, что в системе управления в целом и в каждом структурном подразделении ее организационной структуры должен реализоваться полный управленческий цикл. Этот цикл состоит из функции прогнозирования, планирования, организации исполнения управленческих решений, координации действий в управляемом объекте. Он включает также регулирование в нем всех действий и процессов, активизацию производственной деятельности, ее стимулирование, учет, контроль и анализ всех выполняемых действий в управляемом объекте;
  • принцип непрерывности. Этот принцип означает, что все функции управления и принятие управленческих решений должны выполняться систематически и непрерывно с учетом складывающихся ситуаций в управляемом объекте;
  • принцип научности. Этот принцип означает, что формирование систем управления и их организационных структур должно производиться на основе данных науки. Они должны находиться в постоянном развитии с учетом использования передового опыта и научных достижений в области управления;
  • принцип ответственности. Этот принцип означает, что при формировании систем управления должны быть четко определены выполняемые функции каждым структурным подразделением ее организационной структуры и выполняемые задачи каждым ее работником;
  • принцип правильного подбора и расстановки кадров. Этот принцип означает, что подбор и расстановка кадров в организационных структурах должны производиться с учетом профессионализма каждого работника с тем, чтобы каждый работник наиболее эффективно решал свои задачи;
  • принцип эффективности. Этот принцип означает, что всегда необходимы эффективные решения всех производственных и управленческих задач, обеспечивающие эффективное использование всех трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
  • принцип системности. Этот принцип означает, что при формировании систем управления и их организационных структур необходимо рассматривать объект и субъект управления как единое целое. При этом каждое структурное подразделение системы управления необходимо рассматривать как систему, так же имеющую свои составные элементы;
  • принцип иерархичности. Этот принцип означает, что сложные и большие системы управления необходимо рассматривать как многоступенчатые структуры. При этом каждое структурное подразделение является субъектом управления по отношению к нижестоящему и объектом управления по отношению к вышестоящему органу управления;
  • принцип обратной связи. Этот принцип означает, что необходима организация постоянного и своевременного поступления информации в управляющую систему о состоянии управляемого объекта.

В органической связи с принципами управления находятся  и методы управления, которые реализуют принципы управления. Методы управления представляют собой совокупность приемов целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, обеспечивающих координацию их действий в процессе выполнения функций управления.

 

2. Методы  управления

 

Все множество методов организации рационального управления принято подразделять на экономические, административные и социально- психологические.

Экономические методы управления представляют собой  совокупность приемов целенаправленного  воздействия на объект управления на основе использования экономических рычагов.

К группе экономических  методов управления относятся методы экономического стимулирования трудовых коллективов с целью достижения максимально возможной эффективности  производства, материального стимулирования трудового коллектива, материальной ответственности за результаты труда.

Экономическое стимулирование представляет собой  такой метод управления, который  основан на определении доходов  трудовых коллективов и каждого  работника в зависимости от их вклада в доход предприятия, полученный от реализации продукции и оказанных услуг.

Материальное  стимулирование- это такой метод, который основан на экономическом  распределении материальных благ в  соответствии с количеством и  качеством затраченного труда каждого работника. И оно складывается из заработной платы и премий, а так же других форм поощрения высококачественного и высокопроизводительного труда.

Материальная  ответственность в сою очередь  означает компенсацию потерь, возникающих по вине тех или иных структурных подразделений аппарата управления, а так же должностных лиц и отдельных исполнителей.

Сюда же относится  и метод финансирования, основанный на выделении и расходовании средств, направляемых на реализацию социально-экономических  планов развития управляемого объекта.

Административные  методы управления представляют собой  совокупность приемов воздействия, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми. Такие воздействия могут выражаться в прямом директивном воздействии на систему в целом или отдельно ее составляющие. Эти методы находят свое конкретное выраженное в возможности руководителя принимать однозначные решения и доводить их до исполнителей, в обязательности положений, инструкций, приказов, распоряжений и указаний руководителя для подчиненных, невыполнение которых рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой дисциплинарное взыскание.

Административные  методы управления можно объединить в три группы организационно- распределительных  методов. К таким группам относятся организационно-регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные.

Организационно- распорядительные методы воздействия- это такие методы, которые заключаются  в установлении состава элементов  системы и устойчивых организационных  связей между ними путем закрепления определенных обязанностей за структурными подразделениями аппарата управления, а так же за руководителями, специалистами и исполнителями. К таким методам следует отнести:

  • разработку и внедрение нормативно-технических документов;
  • разработку и ввод в действие положений о структурных подразделениях аппарата управления, должностных обязанностях руководителей, специалистов и исполнителей;
  • подбор и расстановку кадров.

Распорядительные методы- это такие методы, которые базируются на использовании организационных связей и их корректировке при изменении ситуации в управляемом объекте.

К таким методам  следует отнести:

  • исполнение приказов, распоряжений и указаний руководителей соответствующих структурных подразделений;
  • инструктаж на предмет характера и методов исполнения соответствующих обязанностей.

Дисциплинарные  методы- это такие методы воздействия  на объект управления, которые основываются на дисциплинарных требованиях и ответственности, направленных на поддержание стабильности функционирующих организационных связей.

К таким методам  относят:

  • контроль за выполнением приказов, распоряжений, указаний, требований нормативно-технических документов;
  • дисциплинарные взыскания за нарушения трудовой и исполнительской дисциплины.

Социально- психологические  методы управления объединяют приемы воздействия на процессы формирования и социального развития трудового  коллектива, основанные на использовании  возможности воздействия на социальные интересы.

К таким методам  относятся группа социальных и группа психологических методов управления.

Социальные  методы- это такие методы, которые  основываются на результатах социологических  исследований. К ним относятся:

Информация о работе Прогнозирование организационных структур аппарата управления предприятием