Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:33, курсовая работа
Организационная структура и аппарат управления любым предприятием должны обеспечивать обоснованность принятия управленческих решений, своевременность их выработки, оперативное доведение до исполнителей, четкую организацию их выполнения. Правильное построение аппарата управления предприятием, простая и четкая его структура, исключающая лишние и параллельные звенья, являются залогом планомерной, ритмичной работы предприятия.
Введение
Глава I. Формирование организационных структур управления предприятиями
1. Требования к организационным структурам управления и принципы их
формирования
2. Методы управления
3. Механизм формирования рациональных организационных структур управления предприятиями
4. Типовая организационная структура аппарата управления машиностроительными предприятиями
5. Специфические особенности системы управления разрабатывающими
предприятиями
Глава II. Характеристика организации - Швейцарский Национальный Банк
1. Цели, задачи, правовое регулирование, уровень независимости
2. Органы управления
3. Функции Швейцарского Национального Банка
Глава III. Изучение организационных структур в Швейцарском Национальном Банке
Заключение
Список использованной литературы
К органам общего руководства относится Комитет банка. 8 из 10 его членов назначаются Советом банка. Комитет банка наделен компетенциями:
Кроме того, Комитет банка, заседания которого проводятся, как правило, один раз в месяц, имеет остаточную компетенцию. Согласно новому закону о ШНБ в целях усиления надзорной, организационной и финансовой ответственности руководства ШНБ предполагается создать три комитета: по инспекциям (в качестве связующего звена между внутренней и внешней ревизиями); управления рисками (для контроля за вложениями активов ЦБ); по выплате компенсаций [12]. Кроме того, будет организован самостоятельный департамент контроллинга. В России коллегиальным органом ЦБ является Национальный банковский совет, состоящий из 12 человек, включая председателя Банка России [2]. Национальный банковский совет, наделенный широкими полномочиями, «призван, с одной стороны, обеспечить взаимодействие Банка России с органами государственной власти, а с другой - создать дополнительный механизм контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка России». Следует также особо выделить тот факт, что формально Национальный банковский совет не наделен какими-либо правами по вмешательству в осуществление функций Банка России. Органы оперативного руководства (исполнительные органы) ШНБ представлены Правлением банка и местными правлениями отделений банка. Правление банка формируется правительством по рекомендации Совета банка в составе трех человек - президента, вице-президента и члена Правления. Правительство назначает также директоров местных правлений банка по рекомендации Совета банка. Необходимо подчеркнуть, что члены Правления банка, их заместители, директора и заместители директоров территориальных отделений банка не могут быть депутатами Федеральной ассамблеи либо членами кантональных правительств. Проанализировав структуру органов управления ШНБ и сопоставив ее со структурой органов управления Банка России, можно отметить их определенное сходство, что объясняется особенностями федеративных государств, к которым относятся Швейцария и Россия. Контроль за финансовой деятельностью ШНБ осуществляет ревизионная комиссия, формируемая Общим собранием акционеров. В ее компетенцию входит проверка годовых отчетов и баланса банка. В состав ревизионной комиссии могут быть избраны лица, которые не являются акционерами банка.
Согласно ст. 93 Закона о Банке России, Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление аудита на территории Российской Федерации. Таким образом, швейцарская система контроля за финансовой деятельностью банка отличается от российской практики. Это прежде всего связано с организационно-правовыми особенностями Национального банка Швейцарии [2].
3. Функции Швейцарского Национального Банка
Деятельность любого банка определяется возложенными на него функциями. Типичными функциями центрального банка являются эмиссионная, регулирующая, информационно-аналитическая. Рассмотрим их применительно к Швейцарскому национальному банку.
В соответствии с Федеральным законом «О Национальном банке» ШНБ обладает единоличным правом выпуска национальной валюты. Денежной единицей Швейцарии является швейцарский франк, равный 100 сантимам. В обращении находятся банкноты одной серии следующих номиналов: 10,20, 50,100, 200, 500,1000 франков [11]. Все банкноты имеют ярко выраженное стилевое единство оформления: нетрадиционное размещение рисунков, которые рассматриваются при вертикальном расположении листа.
Банк обеспечивает экономику банкнотами и монетой высокого качества и надежности. Швейцарские банкноты, помимо широко применяемых защитных средств, имеют пока редко встречающиеся: микроперфорацию, усложненный водяной знак, а также большое количество голограмм. Новые банкноты практически идентичны банкнотам выпуска 1995-1997 гг., за исключением того, что на малые номиналы — 10, 20, 50 франков — нанесена микроперфорацию, которая ранее на них отсутствовала. В связи с этим из обращения будут постепенно выводиться банкноты, выпускавшиеся с 1995 г. Однако они продолжают оставаться законным платежным средством [11].
Чеканка монеты — прерогатива Конфедерации, от имени которой Монетный двор Швейцарии, расположенный в Берне, производит ее. ШНБ через сеть своих отделений осуществляет выпуск в обращение как банкнот, так и монеты, выступая при этом в интересах Конфедерации. Количество банкнот и монеты в обращении регулируется потребностями экономики. В зависимости от объемов наличных платежей оно подвергается сезонным колебаниям: возрастает в конце каждого месяца и достигает пика в конце года.
В 2002 г. среднее количество банкнот в обращении составило 35,1 млрд. швейцарских франков, что на 6,4% больше, чем в 2001 г. Количество монет в обращении не изменилось в 2002 г. по сравнению с 2001 г. и составило 2,3 млрд. швейцарских франков [11].
Содержание регулирующей функции центрального банка составляет выполнение практически всех видов деятельности, кроме включаемых в эмиссионную и информационно-аналитическую. Сердцевина же регулирующей функции — проведение денежно-кредитной политики.
ШНБ сотрудничает с другими банками, выступая в роли «банка банков», а также с различными федеральными агентствами, обладая компетенцией банка Конфедерации. В качестве кредитора последней инстанции он не играет большой роли, так как коммерческие и другие банки предпочитают межбанковские кредиты и заимствования на рынке ссудных капиталов.
Как и в России, Федеральный закон «О Национальном банке» запрещает ему предоставлять кредиты правительству на покрытие дефицита федерального бюджета, однако предусматривает бесплатное оказание услуг Конфедерации в качестве финансового агента государства. Так, банк выполняет услуги по международным расчетам, по платежам Конфедерации и чеканке монет, по инкассации векселей и чеков, по займам на рынке капитала, а также по инвестированию активов и их хранению.
Конфедерация хранит свои ликвидные активы в форме бессрочных вкладов или краткосрочных депозитов в ШНБ. В случае нехватки ликвидных средств это помогает Конфедерации воспользоваться ими. По ее срочным депозитам банк начисляет проценты по рыночным ставкам.
К активам ШНБ относятся: иностранная валюта, золото, финансовые активы, выраженные в швейцарских франках (ценные бумаги и обязательства, полученные по операциям РЕПО). Данные активы представляют собой часть национального богатства Швейцарии и выполняют важные функции монетарной политики. Их соотношение зависит от направлений и требований денежно-кредитной политики, проводимой ШНБ.
Иностранные резервы включают в себя преимущественно валютные резервы и золотой запас, которые ШНБ может использовать для проведения международных расчетов. В любое время банк в целях поддержания внешней ценности национальной валюты может продать валютные резервы за швейцарские франки. Золотой запас гарантирует Швейцарии возможность удовлетворения обязательств перед иностранными государствами в случаях острой необходимости.
ШНБ отвечает за инвестирование валютных резервов, а именно: золота, иностранной валюты, международных платежных инструментов. Валютные резервы обеспечивают доверие к швейцарскому франку, служат для предотвращения и преодоления кризисных ситуаций и могут быть использованы для интервенции на валютном рынке.
Вступление в силу 1 мая 2000 г. Федерального закона «О валюте и платежных инструментах» изменило политику регулирования валютных резервов Швейцарии, предоставило больше свободы в их управлении, что играет важную роль в проведении независимой денежно-кредитной политики. Как выше сказано, были отменены связь франка с золотом и его золотой паритет. В этих условиях ШНБ поставил задачу сократить вдвое свои золотые запасы (с 2590 т в конце 1999 г. до 1290 т) путем их постепенной продажи по рыночным ценам в целях пополнения валютных резервов [11].
Весной 2000 г. ШНБ начал продажу своих золотых резервов. Согласно балансам на конец 2001 г. они составили 28100,1 млн. швейцарских франков, на конец 2002 г. -25405,2, а на конец 2003 г. - 23217,3 млн. швейцарских франков. Таким образом, за 2002 г. золотой запас Швейцарии сократился примерно на 10%, за 2003 г. - на 9% [11].
Согласно Федеральному закону «О Национальном банке», ШНБ может оперировать своими активами, применяя различные инструменты. Лимиты рисков устанавливаются ШНБ самостоятельно, он же управляет активами в целях максимизации прибыли[12]. ШНБ инвестирует большую часть своих денежных валютных резервов в надежные и ликвидные ценные бумаги, меньшую долю — в срочные депозиты в первоклассных иностранных банках. Это позволяет в случае необходимости продать их в короткие сроки без каких-либо потерь. Указанный закон предоставляет ШНБ возможность покупки ликвидных рыночных долговых сертификатов иностранных правительств, международных организаций и иностранных банков. Одной из основных обязанностей ШНБ является поддержание эффективного функционирования платежной системы страны. Наряду с другими банками и почтовой службой, он относится к основным институциональным операторам платежной системы Швейцарии. ШНБ предоставляет услуги по проведению межбанковских расчетов посредством электронной швейцарской межбанковской клиринговой системы. Это главная платежная система Швейцарии, осуществляющая практически все межбанковские клиринговые расчеты. Управляет данной системой акционерное общество «Швейцарский межбанковский клиринг» в интересах ШНБ. Стабильность финансовой системы в первую очередь обеспечивается эффективным надзором за банковской деятельностью. Он относится к компетенции Федеральной комиссии банков Швейцарии, являющейся независимой структурой. Надзорная деятельность комиссии распространяется также на финансовые рынки, инвестиционные фонды, биржи, фондовых дилеров, а согласно другому закону, принятому в 2004 г., — и на страховые организации. Ее решения обязательны к исполнению, хотя клиенты и кредиторы банка могут обжаловать их в федеральном суде. Важное место в деятельности швейцарских банков занимает борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем. Согласно проведенным исследованиям каждый сотрудник банка тратит пятую часть своего рабочего времени на выполнение соответствующих инструкций по противодействию отмыванию денег. В 2002 г. расходы на эти цели составили 4% общих расходов швейцарских банков, а у небольших банков достигли 9,8%. Тем не менее поставлена задача ужесточения надзора за злоупотреблениями в финансовом секторе [12].
ШНБ накапливает
и обрабатывает статистическую информацию
по банковскому сектору в различных целях,
включая составление платежного баланса
Швейцарии. В этом проявляется информационно-
Глава III. Изучение организационных структур в Швейцарском Национальном Банке
Информация о работе Прогнозирование организационных структур аппарата управления предприятием