Разнообразие организационных форм: картели и консорциумы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование становления, организации и функционирования картелей и консорциумов, а также выявление наиболее выгодной формы объединения.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность, виды картелей и консорциумов и основные понятия связанные с данными формами объединения организаций.
- Определить роль картелей и консорциумов в экономике.
- Составить сравнительную характеристику

Содержание

Введение 4
Глава 1. Картели и консорциумы. Теоретический аспект 7
1.1 Происхождение, сущность и виды картелей 7
1.2 Происхождение, сущность и виды консорциумов 13
1.3 Преимущества и недостатки картелей и консорциумов 18
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт развития картелей и консорциумов
2.1 Зарубежный опыт развития картелей и консорциумов 22
2.2 Российский опыт развития картелей и консорциумов 28
Глава 3. Анализ деятельности картеля и консорциума на примере существующих компаний.
3.1 Анализ деятельности Белорусско-российского картеля «Белорусская калийная компания» 34
3.2 Анализ деятельности интернационального консорциума
«Desertec» 40
Заключение 47
Список литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Картель, Консорциум.docx

— 103.09 Кб (Скачать файл)
  1. Банковский консорциум - группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных банков - главой консорциума для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки;
  2. Консорциум-гарант - банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит;
  3. Гарантийный консорциум - соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение;
  4. Подписной консорциум - консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг;
  5. Финансовый консорциум - временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещения займов;
  6. Экспортный консорциум - внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний. [2]

Среди финансовых или подписных консорциумов можно встретить понятия временных и постоянных консорциумов. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.

Финансовые консорциумы возглавляются, как правило, крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения — консортов, разрабатывают условия займа или организации АО, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

Таким образом, консорциум представляет собой  одну из форм объединений, создаваемых  на основе соглашения между несколькими  банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для  совместного проведения крупных  финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко- и капиталоемких проектов, в том  числе международных. Благодаря  этому происходит сращивание банковского  и промышленного капитала, однако партнеры, входящие в консорциум, полностью  сохраняют свою экономическую и  юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума. Консорциумы организуются для усиления конкурентных позиций его участников.

 

1.3 Преимущества и недостатки картелей и консорциумов

Как мы видим, данные организационные формы объединения компаний, различаются  по степени интеграции их участников и другим критериям.

Следует учитывать, что границы между этими формами достаточно расплывчаты. Разными специалистами они трактуются порой неоднозначно.

Все формы объединений можно разделить на две части:  «жесткие» и «мягкие» формы объединений. К «жестким» можно отнести концерн, трест, конгломерат. В этом случае организации, входящие в данные объединения теряют свою юридическую, хозяйственную, правовую и коммерческую самостоятельность. В данной работе мы рассматриваем «мягкие» формы объединений, к которым помимо картеля и консорциума, можно отнести ассоциацию и синдикат. В этих случаях предприятия обладают одной общей чертой: относительная самостоятельная и независимость. [11]

 

Консорциум обладает определенными преимуществами которые побуждают организации объединяться именно в консорциум. Так, президент Международного консорциума «Интелбизнес-консалтинг», А.И. Орлов выделяет следующие выгоды консорциума:

  • создающим консорциум некоммерческим организациям не нужно образовывать юридическое лицо и нести связанные с регистрацией и перерегистрациями временные, организационные и финансовые затраты;
  • мобильность, быстрота вхождения и выхода из его состава отдельных участников, что привлекает многих участников;
  • отсутствие обязательного, установленного законодательством требования о внесении вступительных взносов, членских взносов.
  • вышедшие  из консорциума участники не несут ответственности по хозяйственным договорам, заключенным консорциумом в период нахождения такого участника в его составе после выхода из него;
  • возможность внесения в общее дело (складочный капитал) как денег и имущества, так и профессиональных и иных знаний, умений, навыков, деловой репутации, деловых связей, опыта, информации, товарного знака и всех возможных видов материальных и нематериальных активов;
  • выгодой консорциума является специфика управления его делами, в силу которой заключать сделки от его имени вправе каждый из участников;
  • гибкость и вариантность схем управления консорциумом;
  • возможность объединения, концентрации капиталов на ключевых направлениях, решения приоритетных программ и задач;
  • возможность создания оптимального режима налогообложения для всех его участников;
  • возможность привлечения компании с известным товарным знаком («раскрученным брэндом»), который может использоваться в общих целях.

Недостатки консорциума:

  • временный характер деятельности, что делает труднореализуемой возможность постоянного инновационного развития консорциума;
  • сосредоточение интересов участников преимущественно вокруг финансово-экономической сферы. Нередки конфликты интересов в сфере обоснования и распределения затрат при реализации проекта.

 

Преимущества картеля:

  • В ряде случаев картельное соглашение приводит к появлению на рынке нового товара или услуги;
  • Иногда могут  снижать цены для конечного потребителя;
  • Стабильность и предсказуемость спроса для предпринимателей.

Недостатки картеля

  • Условия картеля, как правило, не закреплены документально и существуют в форме устных соглашений;
  • Искусственный рост цен;
  • отсутствие новых, более качественных товаров;
  • меньший выбор товаров;
  • отсутствие у компаний мотивов для развития;
  • подрыв доверия общества к основам рыночной экономики и политике властей в этой области;
  • ограничение конкуренции и затормаживание экономического развития.

 

Мы раскрыли сущность картелей и консорциумов, их виды, признаки и понятия, связанные с данными формами объединений; рассмотрели их  историю развития; обнаружили их достоинства и недостатки. Сравнив эти формы объединений между собой мы можем сказать, что обе имеют как преимущества, так и недостатки. Предпринимателям и директорам следует выбирать форму объединения их компаний (предприятий) в зависимости от цели объединения и степени участия в процессе достижения этой цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт развития картелей и      консорциумов

2.1 Зарубежный  опыт развития картелей и консорциумов

В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.

 Запрет может быть  снят для следующих видов картелей:

  • картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5% производства определенного продукта;
  • картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
  • картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например, способствуют техническому прогрессу;
  • “кризисных” картелей, т.е. картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на “желательные” и “вредные”, насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

Мы остановимся подробнее на опыте Евросоюза, в частности Германии.

Установленные в ст. 101 Договора о функционировании Европейского союза1 (далее — ЕС), равно как и в положениях Закона ФРГ о противодействии ограничениям конкуренции (далее — Картельный закон), запреты направлены не против деятельности, ограничивающей конкуренцию как таковую, а альтернативно против одного из следующих действий по ограничению конкуренции: соглашений между предприятиями; решений объединений предприятий; согласованной практики.

В немецкой юридической литературе отмечается, что картельные запреты имеют две основные области применения:

  • против односторонних мер, которые могут подпадать под статью ст. 102 Договора о функционировании Европейского союза (как соглашения), если только инициатором является субъект, занимающий доминирующее положение на рынке;
  • против «параллельных действий», так называемое одновременное открытие зонтов (согласованные действия субъектов) . Указанные случаи, как правило, возникают при «простой параллельной модели поведения»(особенно при «простой» олигополии): например, если фирменная АЗС изменяет свои цены и следует поведению иных определенных АЗС, приспосабливаясь к единой модели, зачастую навязанной лидером рынка.

Вместе с тем некоторые немецкие юристы называют это «разрешенным параллельным поведением», что не вполне верно, так как соответствующие предприятия на одном лишь основании возникающей при конкуренции «связанной реакции» используют свою свободу для «натиска» и имитируют конкуренцию, что не требует специального разрешения. Само по себе «параллельное поведение» не может быть обосновано только наличием «ориентировочных значений», поэтому на практике доказать согласование в конкретных случаях край-

не затруднительно.

Рассмотрим особенности применения картельных запретов, но прежде проанализируем отдельные вопросы применения картельных запретов к ограничивающей конкуренцию практике: соглашения.

Понятие «соглашение между предприятиями» (далее — со-

глашение) в соответствии с правовой позицией Европейского Суда считается самостоятельным картельно-правовым термином. Любое соглашение требует согласия сторон, отчего открывает возможность для использования гражданско-правовых представлений о договоре.

Соглашение является более широким понятием, нежели понятие гражданско-правового договора, поэтому включает, прежде всего, все гражданско-правовые договоры, независимо от их юридической силы.

Договор считается заключенным, когда согласие достигнуто по всем существенным условиям. То есть объединение предприятий может произойти лишь по обоюдному согласию предприятий.

Европейские институты склоняются к тому, чтобы квалифицировать «типичные односторонние действия», к которым относятся призыв к совершению действий, угроза и обещание, как «соглашение», что является очевидным, так как европейское антимонопольное право в отличие от Картельного закона ФРГ не содержит каких-либо предписаний. Однако такой подход все же является сомнительным с точки зрения государственно-правового обоснования, что, в свою очередь, было признано судом. Гражданско-правовые ограничения конкуренции, устанавливаемые соглашением сторон и обеспечиваемые договорной неустойкой, могут нарушать §1 Картельного закона или ст. 101 Договора о функционировании ЕС и могут быть недействительны. В последнем случае такие соглашения, направленные на ограничение личной или экономической свободы, называются кабальными. Необходимо отметить, сложившуюся деловую практику, согласно которой в учредительных договорах, договорах продажи предприятия и др. нередко оговариваются условия, согласно которым (под страхом уплаты неустойки) одна сторона отказывается от конкуренции с другой стороной и после прекращения договора. В соглашениях о продаже предприятия данная обязанность ложится на продавца такого предприятия. Это условие используется часто в трудовых договорах.

Информация о работе Разнообразие организационных форм: картели и консорциумы