Роль системы управления в обеспечении жизнедеятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение исследования роли системы управления в обеспечении жизнедеятельности организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие системы управления организацией,
2) рассмотреть элементы системы управления организацией,
3) проанализировать принципы построения и функционирования систем управления,
4) выявить основные задачи систем управления в обеспечении жизнедеятельности организации,
5) определить место и роль общей системы учета в деятельности организации.

Содержание

Введение ............................................................................................................ 3
Глава 1 Понятие и сущность системы управления ................................. 5
1.1 Понятие системы управления организацией ........................................... 5
1.2 Элементы систем управления организации ............................................. 9
1.3 Принципы построения и функционирования систем управления ........ 13
Глава 2 Роль системы управления в обеспечении жизнедеятельности организации ..................................................................................................... 21
2.1 Основные задачи системы управления в обеспечении жизнедеятельности организации ...................................................................................................... 21
2.2 Место и роль общей системы учета в деятельности организации ........ 23
Заключение ...................................................................................................... 32
Библиографический список ......................................................................... 34

Вложенные файлы: 1 файл

Т.о. курсовая.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

Все эти четыре общие менеджерские функции в своей основе аналогичны общим функциям менеджмента промышленных организаций в целом.

При выполнении управленческого  цикла первостепенную роль играет организация, координация и регулирование  процессов управления. Выработанные корректирующие - регулирующие - воздействия  на основе организации и координации  работ посредством обратной связи  оказывают влияние на оперативное  устранение непредвиденных реальных отклонений (ошибок) процессов от запланированных.

При рассмотрении ОФУ следует  отметить, что в производственном процессе (в производственной системе) аналогично выполняются общие производственные функции, в состав которых в общем  случае могут входить функции: подготовительная, производство изделий или услуг (работ), протекание естественных процессов, транспортировка, контроль и испытание, а также заключительная.

К основным специальным принципам  при построении и функционировании СУ следует отнести:

- "продуктовый" подход  к управлению, в соответствии  с которым управление в системе  должно осуществляться (помимо общего  управления) по каждому выпускаемому  виду разнородной продукции в  отдельности;

- управление на всех  стадиях и этапах жизненного  цикла продукции (исследовании, проектировании  и разработки, изготовлении, товарооборота,  использовании, утилизации или  уничтожении);

- выполнение целостного  комплекса функций управления, способного  обеспечить достижение целей  и решение задач системы организации;

- использование в управлении  комплекса методов мотивации  высококачественного, производительного,  заинтересованного, новаторского  и, главное, осознанного труда  как каждого работника, так  и всех коллективов работающих;

- формирование у всех  изготовителей и потребителей, причастных  к реализации жизненного цикла  продукции, соответствующих знаний, умений и навыков. Выполнение  этого принципа требует массовой  непрерывной систематической подготовки, обучения и повышения квалификации;

- регулирование на всех  иерархических уровнях управления: межотраслевом федеральном; отраслевом  федеральном; межотраслевом субъектов  Федерации; отраслевом субъектов  Федерации; территориальном (городском,  районном); объединения организаций;  организации; цеха, отдела; участка,  бюро; бригады, группы; рабочего места.  В зависимости от уровня управления  содержание управленческих функций  может быть различно. Для более  высокого уровня приобретают  значимость функции, связанные  с организацией, координацией и  регулированием, активизацией и  стимулированием. Причем воздействия  в этом случае, как правило,  должны носить такой характер, который соответствовал бы рыночным  отношениям, собственности и уровням  управления. Системное управление  следует осуществлять не только  в отношении продукции тех  организаций, где она непосредственно  создается и используется, но  и в государственных структурах  управления, повышая качество и  эффективность их решений, воздействий  и услуг (образовательных, правовых  и др.). Тем самым будет обеспечиваться  более эффективное функционирование  хозяйственной системы страны, регионов  и, в конечном итоге, организаций;

- интегративное взаимодействие  со всеми организациями, связанными  с реализацией жизненного цикла  продукции. Это, в первую очередь,  может относиться к поставщикам  сырья, материалов и комплектующих  изделий, сбытовым, торговым, транспортным, сервисным и эксплуатационным  организациям. Совместно с ними целесообразно создавать взаимосвязанные интегративные СУ;

- осуществление реальной  индивидуальной и коллективной  ответственности за результаты  деятельности организации. При  этом наибольшую ответственность  следует возлагать на высшее  звено управления;

- постоянное (перманентное) использование в управлении преимущественно  воздействий (решений) превентивного  характера с их оперативным  (немедленным) выполнением. Это  не исключает, а, наоборот предполагает (в случае недостаточной эффективности  превентивных воздействий) максимально  быстрое оперативное текущее  устранение возникших отклонений. Чему во многом должна способствовать  идентификация и прослеживаемость  труда и продукции. Таким образом  необходимость выработки как  предупредительных, так и текущих  оперативных управляющих воздействий  на объекты управления требует  организации постоянно действующей  надежной превентивно-перманентной  и оперативной обратной связи  во всех подсистемах СУ;

- обеспечение доступности  и систематичности проведения  внутренних и внешних проверок  деятельности по управлению. Это  позволяет совершенствовать, непрерывно  развивать и повышать эффективность  СУ;

- документирование управленческих  процессов, обеспечивающих выполнение  технологии управления и производства. Это определяет необходимость  использования в управлении стандартизации, регламентации и планирования;

- восприятие каждым работающим  себя в качестве изготовителя  продукции (услуги), а исполнителя  следующей операции технологического  процесса - как потребителя. Необходимо  соблюдать деловую этику и  проявлять уважительное отношение  ко всем участникам реализации  жизненного цикла продукции и  соответственно руководствоваться  этим в жизни в целом.

Для реализации вышеизложенных принципов необходим соответствующий  механизм управления. Применительно  к СУ организацией такой механизм следует рассматривать как совокупность организационных и экономических  компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее  функционирование всех элементов системы  для достижения целей организации. Такой механизм должен обеспечивать в рамках системного управления выработку  и реализацию эффективных целенаправленных управляющих воздействий на все  многообразные условия и элементы, от которых зависят конечные результаты функционирования СУ8 .

Выполнение всех принципов  системного управления и учета при  этом всех условий, влияющих на функционирование элементов СУ, является необходимым  требованием достижения целей организации.

 

2. Роль системы  управления в обеспечении жизнедеятельности  организации

2.1 Основные задачи  системы управления в обеспечении  жизнедеятельности организации

Система – это целое, созданное  из частей и частей, взаимодействующих  меж собой, для целенаправленной деятельности. Посреди ее главных  признаков следует назвать: множественность  частей, целостность и единство меж  ними, наличие определённой структуры  и т.Д. Совместно с тем система  имеет характеристики, хорошие от параметров собственных частей. Всякая система, в общем виде, имеет входное  действие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь9.

В настоящее время в  составе системы управления организации  выделяют следующие подсистемы:

1. структура управления;

2. техника управления.

3. функции управления.

4. методология управления

Организационная структура  и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

- функциональную и организационную  структуру, схему организационных  отношений, профессионализм персонала; 

- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота.

Процесс управления, как  элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Основной задачей системы  управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая  к образованию и совершенствованию  связей меж частями системы. Как  явление – это объединение  частей (цели, программы, средства) для  реализации миссии организации. Больший  энтузиазм представляет структура  управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к иным элементам. Структура органов управления и должностей, распределение меж  ними возможностей и ответственности  частенько предопределяет и технику  управления, и процесс, и способы, и функции.

Посреди этапов понимания  сущности управления и построения организационных  структур следует выделить некие  этапы:

1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – означает  верно организовать производственные  процессы и повышать производительность  труда. Организация конструируется  и контролируется менеджерами. 

2. Организация – это  административная пирамида, как  более устойчивое строение (административный  механизм). Ей присуща точная структура,  единоначалие, разделение труда,  баланс возможностей и ответственности. 

Всё огромную роль, как указывалось  выше, в организации начинает играться технологическая база. Организация  – это социотехническая система, т.Е. Взаимодействие группы людей с  определённой техникой. Техно система  и система межличностных отношений  могут пересекаться. От технической  системы зависят социальные дела, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная  система 10.

 

2.2 Место и роль  общей системы учета в деятельности  организации

России в настоящее  время наиболее распространенным видом  конкуренции является ценовая. В  условиях, когда рынок нестабилен, возрастает важность цены товара. Это  положение было не раз подтверждено на практике, в том числе и в  период обострения кризиса в России в августе 1998 года. По результатам  исследований российских экономистов  спрос на 80-90% товаров является эластичным по цене, т.е. чутко реагирует на любые  ее изменения. Следовательно, выигрыш  или проигрыш в конкурентной борьбе российских предприятий за ограниченный платежеспособный спрос зависит  от того, насколько конкурентоспособны цены и издержки.

Концепции и методы анализа  затрат в настоящее время получили достаточное освещение в литературе. Историческое первенство принадлежит  итальянцу Пачоли, предложившему  в 17 веке систему двойной бухгалтерской  записи и тем самым положившему  начало бухгалтерскому учету. В 60-е  годы 20 века произошло разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Хотя такое разделение является произвольным, и многие функции бухгалтерского учета присутствуют в обеих сферах, в условиях обострения конкуренции  возникает необходимость ведения  управленческого учета. Это связано  с тем, что менеджер должен не только оценить, как управленческое решение  повлияет на финансовое состояние предприятия  в целом и соответствует ли это решение стратегии предприятия, но и какое влияние оказывают  результаты деятельности отдельных  единиц бизнеса (центров ответственности) на процесс реализации стратегии. Центры ответственности являются объектами  управленческого учета. При этом анализ затрат рассматривается как  процесс оценки финансового влияния  альтернативных управленческих решений  на внутреннюю эффективность организации, внешняя среда во внимание почти  не принимается, либо ее влияние прогнозируется на основе экстраполяционных методов  с достаточной точностью. Начиная  с 70-х годов 20 века, условия бизнеса изменяются: внешняя среда становится нестабильной, непредсказуемой, обостряется конкурентная борьба. В такой ситуации предприятиям потребовалось изменить традиционный подход к управленческому учету. Стало необходимым накопленный опыт в планировании, анализе и контроле затратами в относительно стабильной среде бизнеса использовать для достижения целей и реализации стратегий организации в условиях быстро и непредсказуемо изменяющейся среды. Потребовалось перейти от устаревших методов распределения и анализа затрат "по факту" к современной концепции стратегического управления затратами. управление организация деятельность учет

Под стратегическим управлением  затратами понимается аналитическая  система для соотнесения значимой бухгалтерской информации со стратегией фирмы. Данные о затратах используются для разработки стратегии, направленной на создание и реализацию устойчивого  конкурентного преимущества. А современный  бухгалтерский учет выступает как  информационная система, обслуживающая  процесс принятия управленческих решений (рис. 1).

 

Рис. 1. Бухгалтерский учет как информационная система для  принятия управленческих решений

 

Бухгалтерский учет, таким  образом, обеспечивает количественной информацией процесс принятия и  реализации управленческих решений. Информационная связь между финансовым и управленческим учетом никакими законодательными нормами  и стандартами не регламентируется. Тем не менее, информация управленческого  учета должна быть согласована и  сопоставима с информацией финансового  учета. Для обеспечения такой  сопоставимости следует внимательно  отнестись к процессу разработки учетной политики предприятия, которая  должна формироваться совместными  усилиями главного бухгалтера и финансового  директора. В противном случае сбором и обработкой учетной информации, используемой для принятия управленческих решений, придется заниматься специальной  учетной службе, что в условиях обострения ценовой конкуренции  не будет способствовать уменьшению или оптимизации затрат11.

В современных условиях предприятию  для нормальной производственно-хозяйственной  деятельности необходимо иметь общую  систему учета, имеющую стратегическую ориентацию. В этом случае учетная  информация будет содействовать  процессу разработки и реализации деловой  стратегии организации, а инструменты  бухгалтерского учета будут вписаны  в процесс стратегического управления. Переход от управленческого анализа  затрат к стратегическому управлению затратами является основной задачей  на будущее. Успех этого перехода будет способствовать росту значения управленческого учета. Оценка же системы  учета будет происходить по ее влиянию на реализацию разработанной  стратегии.

Стратегическое управление предприятием представляет собой непрерывный  циклический процесс, в котором  можно выделить три стадии:

- Стратегическое планирование 

- Стратегическая организация 

- Стратегический контроль.

В процессе стратегического  планирования определяются стратегии  организации путем установления ее миссии и целей, анализа стратегических позиций, исследования факторов внешней  и внутренней среды, которые могут  привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации конкурентных преимуществ. На этой стадии бухгалтерская информация является основой для финансового  анализа, который, с одной стороны, предоставляет данные о финансовой составляющей стратегического потенциала, а, с другой, позволяет оценить  стратегические альтернативы. Стратегии, которые не являются финансово обоснованными  или которые не приведут к адекватной финансовой отдаче, не могут считаться  успешными. На этой же стадии в процессе анализа внутренней среды организации  проводится стратегический анализ издержек. Внимание концентрируется на сопоставлении  издержек фирмы и ее конкурентов. Инструментами анализа являются:

Информация о работе Роль системы управления в обеспечении жизнедеятельности организации