Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций по повышению управления и педагогической нагрузки в МБОУ СОШ №1 г.Королев.
В ходе написания курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления в бюджетном образовательном учреждении;
- проанализировать деятельность МБОУ СОШ №1 г.Королев (общую характеристику, структуру и основные показатели деятельности);
- провести анализ качественного состава персонала и параметров качества труда;
- разработать рекомендации по повышению управления и профессионализма педагогов в школе;
- обосновать эффективность предлагаемых рекомендаций.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава №1. Сущность управления и особенности трудовой деятельности в образовательном учреждении……………………………………………….....5
1.1 Сущность понятия управления в образовательном учреждении……….... 9
1.2 Особенности трудовой деятельности в образовательном
учреждении………………………………………………………………………..9
Глава №2 Анализ процесса управления в образовательном
учреждении……………………………………………………………………...15
2.1 Общая характеристика организации……………………………………….15
2.2 Анализ структуры управления и основных показателей деятельности МБОУ СОШ №1…………………………………………………………………………18
2.3 Анализ качественного состава персонала………………………………....25
2.4 Анализ параметров качества труда педагогов…………………………….30
Выводы по аналитической части………………………………………………36
Глава№3. Рекомендации по совершенствованию процесса управления в МБОУ СОШ №1……………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………..38
Список используемых источников………………………………………….39
Из нормативного баланса рабочего времени директора по УВР, видно, что всё рабочее время разделено на следующие категории: основная работа, подготовительно-заключительная работа, обслуживания рабочего места, отдых и личные надобности.
В общем объеме рабочего времени
время выполнения должностных обязанностей, складывающееся
из подготовительно-
Заместитель директора по УВР является одним из ключевых руководителей МБОУ СОШ №1. Это значит, что его рабочее время – это очень важный ресурс, который надо рационально использовать, т.к. от этого зависит эффективность работы школы.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в МБОУ СОШ №1 г.Королев осуществляются определенные мероприятия по повышению качества образования и профессионализма педагогов. Но можно выявить следующие недостатки, затрагивающие проблему управления:
1) Избыточная, превышая нормативы, функциональная нагрузка на заместителей директора по УВР. Как показал анализ проведенной самофотографии, средний уровень фактической почасовой ежедневной нагрузки превышает нормативный на 35 %.
2) Как показало исследование в связи с увеличением числа учащихся школы, а также нерациональным распределением функциональных обязанностей между директором и его заместителями, учебная нагрузка, например заместителя директора по УВР, в 2012 году выросло на 6%
3) Имеют место тенденции
сокращения педагогического
4) Наблюдается тенденция
старения педагогов, приток молодых
специалистов за последние
В главе № 3 будут предложены рекомендации по совершенствованию процесса управления в МБОУ СОШ №1 для решения данных проблем.
В предыдущей главе проанализированы проблемы управленческой деятельности школы. В связи с этим предлагается оптимизировать рабочее время, прежде всего в аппарате управления школой:
1. Перераспределить обязанности между заместителями директора и директором. Некоторые работы, такие как подготовка пунктов проведения ЕГЭ, подготовка отчета по кадрам РИК-83, заместитель директора выполняет не по своим должностным обязанностям [4]. (Приложение 2)
Рекомендуется директору школы перераспределить обязанности в соответствии с материалами предварительного анализа и на основе современного научного подхода к определению норм и нормативов рабочего времени.
2. Провести анализ почасовой
нагрузки всего
3. Рекомендуется директору
школы ввести в штатное
В результате реализации указанных рекомендаций будет иметь место социальный и экономический эффект.
В работе были исследованы теоретические аспекты, понятия и особенности: «управление в образовательном учреждении» и «трудовая деятельность в образовательном учреждении».
Был проведен анализ деятельности МБОУ СОШ №1, в результате которого было выявлено:
- учредителем школы от
имени Администрации города
- в школе обучаются 1139 учащихся в возрасте от 6 до 18 лет;
- в МБОУ СОШ №1 работают 56 учителей, в том числе 8 представителей администрации, 1 логопед, 1 психолог и технический персонал;
- управление школой
- анализ параметров качества труда педагогов был произведен с помощью фотографии рабочего дня заместителя директора по УВР МБОУ СОШ №1 с соблюдением всех этапов: подготовительного, проведения наблюдения, обработки результатов наблюдения, анализа результатов наблюдений.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что в МБОУ СОШ №1 г.Королев осуществляются определенные мероприятия по повышению качества образования и профессионализма педагогов, но были выявлены недостатки, затрагивающие проблему управления.
На основе выводов были предложены рекомендации, которые будут иметь социальный и экономический эффект.
1. Закон РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 года № 3266-I (с посл. изм. от 02.02.2011 г.);
2. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 (от 28 августа 2009 г. № 102);
3. Положение о Педагогическом совете МБОУ СОШ №1 г.Королева (от 28.08.2010г. № 132);
4. Должностная инструкция заместителю директора по учебно-воспитательной работе (от 1 ноября 2010 г., № 04-10)
5. Публичный доклад МБОУ СОШ №1 за 2011-2012 учебный год
6. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления. – Красноярск: Поликом, 2007. – 190 с.;
7. Земцова Е.В. Профессионально-методическая компетентность применения активных методов обучения в профессиональной подготовке педагогов // Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя. Материалы ΧVΙ научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 130 с.;
8. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. – М.: «Эгвес», 2006. – 488 с.;
9. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Издание шестое. – М: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
10. Тюлин М. Ю. Учебное пособие «Влияние психолого-професссиональных качеств учителя на способы его трудовой деятельности». Т: Твер. гос. ун-т, 1994. – 200 с
11. Шадриков В.Д. Личные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета. – 2006. – №1 – 57
Приложение 1
Исследование затрат рабочего времени заместителя директора по УВР МБОУ СОШ №1
Понедельник
№ п/п |
Наименование затрат рабочего времени |
Текущее время |
Продолжительность (мин) |
1 |
Приход на рабочее место |
08:00 |
|
2 |
Подготовка к урокам |
08:30 |
0:30 |
3 |
Проведение урока у 8 «А» класса |
09:15 |
0:45 |
4 |
Подготовка к урокам |
09:25 |
0:10 |
5 |
Проведение урока у 8 «А» класса |
10:10 |
0:45 |
6 |
Общение по телефону с ГК образования |
10:25 |
0:15 |
7 |
Проведение урока у 7 «Б» класса |
11:10 |
0:45 |
8 |
Работа с электронной почтой |
11:25 |
0:15 |
9 |
Проведения урока у 6 «Г» класса |
12:10 |
0:45 |
10 |
Продолжение работы с электронной почтой |
12:25 |
0:15 |
11 |
Проведение урока у 7 «А» класса |
13:10 |
0:45 |
12 |
Работа с табелем учета рабочего времени |
13:30 |
0:20 |
13 |
Проведение урока у 6 «А» класса |
14:15 |
0:45 |
14 |
Работа с электронной почтой |
14:30 |
0:15 |
15 |
Перерыв на обед |
15:00 |
0:30 |
16 |
Совещание при директоре |
16:00 |
1:00 |
17 |
Ознакомление с нормативной документацией |
17:00 |
1:00 |
18 |
Уход с работы |
17:15 |
0:15 |
19 |
Приход домой |
17:30 |
0:15 |
20 |
Подготовка приказов на сопровождение учащихся на ЕГЭ |
18:45 |
1:30 |
Итого продолжительность (в мин) |
10:45 |
Вторник
№ п/п |
Наименование затрат рабочего времени |
Текущее время |
Продолжительность (в мин) |
1 |
Приход на рабочее место |
08:00 |
|
2 |
Подготовка к урокам |
08:15 |
0:15 |
3 |
Работа с документами для участников ЕГЭ |
10:15 |
2:00 |
4 |
Оформление стенда «Готовимся к ЕГЭ» |
11:25 |
1:10 |
5 |
Проведение урока у 11 «Б» класса |
12:10 |
0:45 |
6 |
Работа с электронной почтой |
12:25 |
|
7 |
Проведение урока у 9 «Б» класса |
13:10 |
0:45 |
8 |
Планерка с педагогами. |
13:30 |
0:20 |
9 |
Проведение урока у 9 «Б» класса |
14:15 |
0:45 |
10 |
Работа с электронной почтой |
14:30 |
0:15 |
11 |
Перерыв на обед |
15:00 |
0:30 |
12 |
Работа со школьной документацией |
17:00 |
2:00 |
13 |
Уход с работы |
17:15 |
0:15 |
14 |
Приход домой |
17:30 |
0:15 |
15 |
Подготовка приказов |
18:45 |
1:30 |
16 |
Подготовка к урокам |
19:30 |
0:45 |
Итого продолжительность (в мин.) |
11:30 |
Среда
№ п/п |
Наименование затрат рабочего времени |
Текущее время |
Продолжительность (мин.) |
1 |
Приход на рабочее место |
08:00 |
|
2 |
Контроль за дежурством по школе |
08:30 |
0:30 |
3 |
Работа с табелем учета |
09:15 |
0:45 |
4 |
Контроль за дежурством по школе |
09:25 |
0:10 |
5 |
Оформление стенда для участников ГИА-9 |
10:10 |
0:45 |
6 |
Контроль за дежурством по школе |
10:25 |
0:15 |
7 |
Работа с документацией |
11:00 |
0:30 |
8 |
Работа с электронной почтой |
11:10 |
0:10 |
9 |
Контроль за дежурством по школе |
11:25 |
0:15 |
10 |
Подготовка к урокам |
12:10 |
0:45 |
11 |
Контроль за дежурством по школе |
12:25 |
0:15 |
12 |
Проведение урока у 7 «А» класса |
13:10 |
0:45 |
13 |
Контроль за дежурством по школе |
13:30 |
0:20 |
14 |
Проведение урока у 6 «А» класса |
14:15 |
0:45 |
15 |
Контроль за дежурством по школе |
14:30 |
0:15 |
16 |
Перерыв на обед |
15:00 |
0:30 |
17 |
Подготовка и работа с документами |
17:00 |
2:00 |
18 |
Уход с работы |
17:15 |
0:15 |
19 |
Приход домой |
17:30 |
0:15 |
20 |
Работа с электронным журналом |
18:30 |
1:00 |
Итого продолжительность |
10:30 |