Современные методы и формы обучения персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования обоснована тем, что на продвижение товаров и услуг в условиях современного рынка существенно влияет эффективность выполнения сотрудниками их производственных функций. Успешное выполнение этих функций сильно зависит от уровня квалификации и профессиональной компетентности персонала компании. Поэтому, в настоящее время обучение персонала для большинства российских организаций приобретает особое значение. Однако часто возникают вопросы, какие методы обучения использовать для повышения квалификации сотрудников.
Регулярная оценка производственных компетенций сотрудника с помощью аттестации и постоянное совершенствование системы обучения персонала – это базовая процедура, необходимая для эффективного функционирования технологий управления персоналом в организации.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения персонала в организациях.............4
1.1. Понятие и содержание обучения и развития персонала...............................4
1.2.Цели и задачи обучения и развития персонала..............................................6 Глава 2. Методологические аспекты обучения персонала в организациях.....9 2.1. Методы и принципы обучения и развития персонала................................9 Заключение............................................................................................................19 Список использованных источников...................

Вложенные файлы: 1 файл

КР теор. орган..docx

— 42.04 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Тульский государственный  университет

 

Кафедра «Финансов и менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Современные методы и формы обучения персонала

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

ст. гр. 720102 Григорьева О.С.

Руководитель:

доц. каф. ФиМ Соколов М.Ф.


 

 

 

 

 

Тула 2013г.

Содержание

 Введение................................................................................................................3

 Глава 1. Теоретические  аспекты обучения персонала в организациях.............4

1.1. Понятие и содержание  обучения и развития персонала...............................4

1.2.Цели и задачи обучения  и развития персонала..............................................6  Глава 2. Методологические аспекты  обучения персонала в организациях.....9 2.1. Методы и принципы обучения и развития персонала................................9  Заключение............................................................................................................19 Список использованных источников..................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Успех учреждения культуры в большой степени зависит  от компетентности и профессионализма его персонала. Для того, чтобы  быть конкурентоспособным и обеспечивать свое развитие, сотрудник должен постоянно совершенствовать свои знания, а работодатель - способствовать этому, регулярно повышая уровень подготовки персонала. В этом должны быть заинтересованы обе стороны: сотрудники смогут полнее реализовать себя, успешно решать вопросы деловой карьеры, а учреждение, благодаря высокопрофессиональным кадрам, станет преуспевающей организацией.

Важным фактором, определяющим успех обучения и повышения профессионального уровня, является метод, выбранный для передачи знаний, умений и навыков. На сегодняшний день разработано значительное количество методов и форм обучения, предназначенных для самых разных категорий сотрудников - от рядового персонала до высшего руководства.

 Актуальность темы  данного исследования обоснована  тем, что на продвижение товаров  и услуг в условиях современного  рынка существенно влияет эффективность  выполнения сотрудниками их производственных  функций. Успешное выполнение  этих функций сильно зависит  от уровня квалификации и профессиональной  компетентности персонала компании. Поэтому, в настоящее время  обучение персонала для большинства  российских организаций приобретает  особое значение. Однако часто  возникают вопросы, какие методы  обучения использовать для повышения  квалификации сотрудников. 

 Регулярная оценка  производственных компетенций сотрудника  с помощью аттестации и постоянное  совершенствование системы обучения  персонала – это базовая процедура,  необходимая для эффективного  функционирования технологий управления  персоналом в организации. 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты обучения персонала в  организациях

 1.1. Понятие и содержание обучения и развития персонала

 Персонал – это  базовый ресурс организации, ее  конкурентное преимущество. Грамотное  управление кадровым потенциалом,  развитие и совершенствование  способностей, которыми обладают  сотрудники организации, способно  увеличить производительность труда  и повысить качество работы  сотрудников организации при  тех же затратах на фонд  оплаты труда и сохранении  численности персонала. 

 Обучение персонала  в организации представляет собой  систему развивающих мероприятий,  ориентированных на передачу  знаний, умений, навыков сотрудникам.

 Содержанием обучения  могут быть как узкоспециальные  профессиональные знания, управленческие  и коммерческие навыки, так и  корпоративные ценности. Обучение  может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, а также  в модной теперь дистанционной  форме - посредством Интернета,  когда обучаемые выполняют определенные  задания и проходят тестирование  на сайте обучающей организации,  после чего по почте получают  официальный документ о квалификации.

Развитие персонала (или  развитие трудового потенциала организации) - это систематический поиск, направленный на улучшение  функционирования организации  путем повышения ценности трудового  потенциала персонала.

Развитие персонала представляет процесс подготовки персонала к  выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Развитие персонала начинает играть все более важную роль в  достижении организацией своих стратегических целей: по мере того, как изменяются деятельность и структура организации, требуются постоянные изменения в моделях производственного поведения персонала. В интересах как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие "моральному и физическому износу" рабочей силы - ее устареванию.

Под устареванием работника  следует понимать процесс использования  личностью точек зрения, теорий, понятий и методов в профессиональной деятельности, которые являются менее  эффективными при решении проблемы, чем другие существующие в настоящее  время.

Развитие персонала - это  нормальная составляющая процесса оказания услуг, а не довесок к нему. Оно  способствует обеспечению постоянного  соответствия уровня профессиональной компетентности работников требованиям  развивающегося рынка.[9;56-58]

Как социально-экономический  процесс, развитие персонала является непрерывным и осуществляется по замкнутой схеме, которая включает в себя несколько этапов.

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является определение потребностей организации  в этой области. По существу речь идет о выявлении несоответствия между  профессиональными знаниями и навыками (компетенциями), которыми должен обладать персонал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение  потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий отдела управления персоналом (отдела профессионального развития), самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение  этого вопроса, определяемое ее положением в организации и ролью в  процессе профессионального развития.

Для адекватного определения  потребностей профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности организации в развитии своего персонала. Этими факторами являются:

 

• динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство);

• развитие техники и  технологи, влекущее за собой появление  новой продукции, услуг и методов  производства;

• изменение стратегии  развития организации;

• создание новой организационной  структуры;

• освоение новых видов  деятельности

1.2. Цели и задачи обучения персонала

Во-первых, обучение – специально организованный процесс, то есть он не возникает сам по себе и сам  по себе проходить не может, его эффективность  будет определяться множеством факторов, в первую очередь, профессионализмом  менеджера, организующего процесс.

Во-вторых, как любой организованный процесс, он организуется в соответствии с поставленными целями, например, профессиональное обучение персонала  – это процесс совершенствования  знаний и компетентности, навыков  и умений работников, их созидательной деятельности[7;203-207].

Однако процесс обучения может преследовать и многие другие цели. Каждая организация сама определяет, с какой целью она проводит процесс обучения, какие задачи она перед собой ставит.

В-третьих, выбор методов  обучения будет определяться теми целями, для достижения которых процесс  организуется.

Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности[3;147-160].

Особое внимание в этом определении следует обратить на две детали:

Первое, образовательный  процесс состоит из двух элементов: учебно-воспитательного и самообразовательного процессов. Они связаны между  собой, не могут эффективно проходить  один без другого, и каждый из них  определяет порядок проведения другого.

Второе, образовательный  процесс направлен на решение  трех задач: образовательной, воспитательной и развивающей. Именно наличие трех задач образовательного процесса позволяет  определить его цели. Рассмотрим каждую из задач в отдельности.

Образовательная задача процесса обучения представляет собой ориентацию на усвоение обучающимся знаний, умений и навыков. В соответствии с этой задачей определяется, чему именно будет обучен персонал. Образовательный  процесс может преследовать только одну цель – получение и усвоение знаний, навыков и умений. Такой  подход к обучению был широко распространен  в прошлом. Для этой задачи решающую роль играет использование двух процессов: учебного и самообразовательного. Исключение любого из них может значительно  снизить качество обучения.

Воспитательная задача ориентирована  на развитие у обучающегося определенных личных качеств и черт характера. В организациях эта задача может  быть реализована для достижения самых различных целей, например, увеличения лояльности персонала, улучшения  психологического климата путем  снижения конфликтности работников и многих других.

Развивающая задача – ориентация учебного процесса на потенциальные  возможности человека и на их реализацию. В концепции развивающего обучения обучающийся рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся объект учения.

Перечисленные задачи процесса обучения определяют многие сферы его  применения. Приоритетность тех или  иных задач в обучении будет зависеть от того, какие ставит перед собой  организация. Каждая организация сама определяет, для чего она проводит обучение, но все же можно выделить основные цели, ради которых процесс обучения может проводиться:

·        повышение  качества человеческих ресурсов,

·        повышение  качества продукции или услуг, производимых организацией,

·        проведение организационных изменений, в том  числе приспособления к изменяющимся условиям внешней среды,

·        развитие персонала,

·        улучшение  системы коммуникации в организации,

·        формирование организационной культуры,

·        увеличение уровня лояльности организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методологические аспекты обучения персонала в  организациях

 2.1. Методы и принципы обучения и развития персонала

Условно методы обучения можно  разделить на четыре группы:

■    комплексное  обучение;

■    обучение в ходе выполняемых работ, т. е. обучение на рабочем месте;

■    комбинированное  обучение;

■    самообучение и  самосовершенствование.

Естественно, что любой  из них имеет свои преимущества и  недостатки.

Выбор метода напрямую зависит от целей, продолжительности  обучения, личностных характеристик обучаемых, финансовых возможностей. Главным критерием при выборе того или иного метода являются его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного сотрудника. Методы обучения не исключают один другого, а наоборот, могут и должны дополнять друг друга.[1;47-59]

Метод комплексного обучения

К методу комплексного обучения относятся:

■    курсы повышения  квалификации;

■    школы начинающих специалистов;

■    школы по изучению передовых методов труда;

■    семинары.

Термин "курсы" в методической литературе недостаточно определен, т. к. эта форма многокомпонентная  и может вмещать в себя различные  виды обучающей деятельности. В программу курсов повышения квалификации, как правило, входят собрания, конференции, круглые столы, элементы других пассивных и активных форм обучения. Данная форма позволяет использовать как научные, теоретические материалы, так и личный опыт, применять разнообразные подходы к организации занятий, сочетать обучение с практическими заданиями, использовать текстовые материалы в сочетании с иллюстративными (видео- и аудиоматериалы, слайды, графики и т. д.). Формат курса зависит от объема и содержания предмета (темы), а также уровня подготовки слушателей. Было время, когда пользовались большой популярностью долгосрочные курсы (1-3 месяца), сейчас приоритет отдают краткосрочным (2-3 дня), но активным курсам. Преимущество данной формы обучения в том, что курсами можно охватить большое количество слушателей, предварительно объединив их по категориям: подготовленные специалисты, молодые специалисты, лица, не имеющие специального образования, и т. д.

Информация о работе Современные методы и формы обучения персонала