Р О С С И Й С К А Я Ф
Е Д Е Р А Ц И Я
М о с к о в с к а я о б л а
с т ь
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования Московской области
Международный университет
природы, общества и человека
«Дубна»
Филиал «Котельники»
Кафедра Менеджмента
и социологии управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине _____Теория
управления___________________________________
Тема работы Сравнительная
характеристика американской и японской
модели менеджмента
Выполнил: студент
гр. __ГМУ-31
___Демина О.Ю.
Проверил:
__Аглямова И.Ю.____
______________________
Котельники
-2011
Р О С С И Й С К А Я Ф
Е Д Е Р А Ц И Я
М о с к о в с к а я о б л а
с т ь
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования Московской области
Международный университет
природы, общества и человека
«Дубна»
Филиал «Котельники»
З а д а н и е
на
курсовую работу
По дисциплине _____Теория
управления___________________________________
Тема работы Сравнительная
характеристика американской и японской
модели менеджмента
Исходные данные
к работе _Основы менеджмента
В.И. Королева,_____________________ Менеджмент
И.Н. Шапкина, Менеджмент системные
основы В.В. Глущенко, ____________ Теоретические
основы менеджмента Н.В. Комарова ___________________________________
Сроки работы
Дата получения
задания «_07_» _ октября_____
2011г_________________________
(подпись студента)
Дата сдачи
законченной работы «_05_» ____декабря____
2011г__________________
(подпись студента)
Руководитель
работы ______________________________________________________
(подпись) (ученая
степень, звание, фамилия, инициалы)
Исполнитель студент(ка)
Группы ГМУ-31__ _______
____________ Демина О.Ю.____________
(подпись)
(фамилия и инициалы)
Оглавление
Введение………………………………………………………………………...…………...4 Глава
1. Американская модель менеджмента………………………………………....6 1.1.
Исторические предпосылки современного
американского менеджмента……....6 1.2. Характерные
черты американской модели менеджмента……………...……….8 1.3.
Американская деловитость и организаторские
способности……………...........10 1.4. Стратегическое
управление……………………………………………………....12 1.5.
Партисипативное управление………………………………………………………...14
Глава 2. Японская модель менеджмента
………………………………………..........17 2.1. Особенности
японской системы менеджмента………………………….............17 2.2.
Система управлением качеством………………………………………….............18 2.3.
Система принятия решения……….…………………………………...................19 2.4.
Особенности рынка труда………………………………….………………..………..21
Глава 3. Специфика менеджмента
в Европе и за рубежом………………………....24 3.1.
Особенности европейской модели управления……………………………………24 3.2.
Особенности формирования и использования
моделей менеджмента в развитых
странах мира…………………………………………………………………………….25 3.3.
Изменение содержания современного зарубежного
менеджмента………………27 Заключение…………………………………………………………………………………31 Список
использованной литературы………………………………………………..32 Приложения………………………………………………………………………………...33
Введение
Данная работа посвящена
специфике американской и японской
моделей менеджмента. По своей сути
это две своеобразных стратегии
управления организацией и ее ресурсами
- как производственными, так и
человеческими. Причиной интереса к данным
моделям стал высокий уровень развития
обеих стран, прогресс их промышленности,
который может быть объяснен особенностями
подходов к управлению. Американская и
японская системы управления позволяют
добиваться высоких результатов во всех
сферах экономики, а получаемая предприятиями
прибыль становится довольно веской причиной
задуматься о правильности российских
концепций управления. Этим объясняется
актуальность изучения особенностей американской
и японской моделей менеджмента. Изученность.
За всю историю существования зарубежного
менеджмента экономист Роберт Хейлбронер,
социологи Дж. Коул и А. Горц, У. Деминг
и Дж. Джуран , ученые Джозеф Вартан, Э.
Петерсон и Э. Плоумен, Питер Ф. Друкер
и многие другие внесли свои идеи в формирование
системы управления. Были сформулированы
подходы к распределению ресурсов общества,
организации кружков контроля качества,
принципы менеджмента которые используются
и по сей день. Объектом исследования в
курсовой работе выступают модели менеджмента,
а предметом является анализ особенностей
американской и японской системы менеджмента. Цель
работы - выявление особенностей и характерных
черт в процессе анализа и сравнительной
характеристики американской и японской
моделей менеджмента. Выявление наиболее эффективных
методов управления позволит при необходимости
в дальнейшем рассмотреть их использование
в менеджменте других стран, в том числе
и России. В соответствии с данной целью
в курсовой работе решаются следующие
задачи: - охарактеризовать американскую
модель менеджмента; - рассмотреть
особенности японской модели менеджмента; -
показать специфику менеджмента в Европе
и за рубежом. Методы исследования - анализ
теоретических источников, метод планирования
деятельности, который был использован
мной при выборе темы и составления плана
написания курсовой работы, метод сравнения
который использовался при анализе американской
и японской модели менеджмента, качественный
метод обработки данных, который представляет
собой дифференциацию материала по группам,
т.е. при выделение глав в курсовой работе.
Во введении обозначены актуальность,
изученность, предмет, объект, цель, задачи,
методы исследования. В первой главе рассмотрены
исторические предпосылки и характерные
черты современного американского менеджмента,
форма организации труда и виды управления.
Во второй главе рассматривается японская
модель менеджмента её особенности, система
управления качеством и принятие решений,
особенности рынка труда В третьей главе
курсовой работы рассматривается специфика
менеджмента в Европе и за рубежом, особенности
европейской модели управления, изменение
содержания современного зарубежного
менеджмента В заключении представлены
основные выводы по проделанной работе.
Глава 1. Американская модель
менеджмента
1.1. Исторические
предпосылки современного американского
менеджмента
Современный американский менеджмент
базируется на трёх исторических предпосылках:
наличии рынка; индустриальном способе
организации производства; корпорации
как основной форме предпринимательства. Американский
экономист Роберт Хейлбронер [10] указал
на три исторически сложившихся подхода
к распределению ресурсов общества. Это
традиции, приказы и рынок. Традиционный
подход имеет в виду распределение экономических
ресурсов общества посредством сложившихся
традиций, от одного поколения к другому.
Командный подход подразумевает распределение
ресурсов через приказы. Рыночный подход
предусматривает распределение ресурсов
с помощью рынка, без какого-либо вмешательства
общества. Этот подход является наиболее
эффективным. Современная американская
модель менеджмента ориентирована на
такую организационно-правовую форму,
как корпорация (акционерное общество),
возникшую ещё в начале XIX в. По мнению
теоретиков менеджмента, создание корпораций
привлекло за собой отделение собственности
от контроля над распоряжением ею, т.е.
от власти. Американские корпорации широко
используют в своей деятельности стратегическое
управление, которое заключается, во-первых,
в разработке долгосрочной стратегии
(стратегия – способ использования средств
и ресурсов, направленных на достижение
поставленных целей) и, во-вторых, в осуществлении
управления в реальном масштабе времени.
Концепция стратегического управления
основана на системном и ситуационном
подходах к управлению, при этом предприятие
рассматривается как открытая система.
Основой стратегического управления является
системный и ситуационный анализ внешней
и внутренней среды предприятия. [ 10, 123-126] Стратегическое
управление требует создание организационной
стратегической структуры, в состав которой
входит отдел стратегического развития
на высшем уровне управления и стратегические
хозяйственные центры – СХЦ. Каждый СХЦ
объединяет несколько производственных
подразделений фирмы, выпускающих однотипную
продукцию, требующих идентичных ресурсов
и технологий, имеющих общих конкурентов. Важнейшая
составная часть плановой работы корпораций
–стратегическое планирование, сдерживающее
стремление руководителей к получению
максимальной текущей прибыли в ущерб
решению долгосрочных задач и ориентирующее
их на предвидение изменений внешней среды. [
6, 533] В 60-х гг. XX в. в США возникла к распределению
ресурсов общества авторами которой принято
считать социологов Дж. Коула и А. Горца
[1], которые предлагали управление корпорациями
осуществлять посредством производственных
советов, контролируемых рабочими. «Производственная
демократия» (или партисипативное управление)
стала рассматриваться как форма соучастия
всех работников организации в принятии
решений, затрагивающих их интересы. Партисипативное
управление предполагает расширение привлечения
работников к управлению по следующим
направлениям: предоставление работникам
права самостоятельного принятия решений;
привлечение их к процессу принятия решения
(сбор информации, определение приёмов
и способов выполнения принятого решения,
организация работ и т.п.); предоставление
работникам права контроля за качеством
и количеством выполненной ими работы;
участие работников совершенствовании
деятельности как в целом всей организации,
так и её отдельных подразделений; предоставление
работникам права создавать рабочие группы
по интересам, привязанности и пр. с целью
наиболее эффективного выполнения решений. В
настоящее время в США получили распространение
четыре основные формы привлечения рабочих
к управлению: участие рабочих в управлении
трудом и качеством продукции на уровне
цеха; создание советов (совместных комитетов)
рабочих и управляющих; разработка систем
участия в прибыли; привлечение представителей
рабочих в советы директоров корпораций.
[ 1, 217-219] В 60-е гг. в США получили широкое
распространение бригадные методы организации
труда и возникла идея организации кружков
контроля качества, принадлежащая американским
социологам по прикладной статистике
У. Демингу и Дж. Джурану[ 8] . Однако впервые
такие кружки стали широко применяться
в Японии, и только во второй половине
70-х гг. они получили распространение в
американских корпорациях. Для снижения
сопротивления рабочих организационным
изменениям, происходящим в корпорациях,
разрабатываются «программы повышения
качества труда», с помощью которых работники
привлекаются к разработке стратегии
развития корпорации, обсуждению рационализации.
[ 8, 22-24] Современный американский менеджмент
выделяет шесть основных его видов: правительство
(его деятельность соответствует общему
понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент»
не применяется к деятельности правительства);
государственный менеджмент; военный
менеджмент (особый вид государственного
менеджмента); ассоционный (клубный) менеджмент;
бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента,
отличающийся от правительственного и
государственного); менеджмент в государственной
собственности (специальный вид бизнес
– менеджмента). Известный американский
учёный, профессор менеджмента в Высшей
школе бизнеса при Нью-Йоркском университете
Питер Ф. Друкер [ 2] сформулировал семь
основных принципов современного менеджмента,
применительно к предприятиям, выпускающим
продукцию или оказывающим различные
виды услуг: содержание менеджмента в
целом аналогично в разных странах, но
методы его различны. Национальный менеджмент
должен учитывать свои собственные традиции,
культуру, историю; в центре внимания менеджмента
находится человек, который должен направлять
свои усилия на повышение эффективности
своей деятельности с целью достижения
эффективности работы всего предприятия;
задачей менеджмента является направление
действий всех работников на выполнение
общих целей предприятия; задачей менеджмента
является постоянное развитие способностей,
потребностей всех работников предприятия
и возможностей их удовлетворения; каждый
работник должен нести ответственность
за порученную ему работу; в конечном счёте
деятельность предприятия оценивается
большим количеством разнообразных способов
и средств; оценка и результаты деятельности
предприятия находят своё выражение не
внутри предприятия, а вне его. [ 2, 9 -16] Друкер[
2] сформулировал также ряд общих обязательных
функций, присущих труду любого менеджера;
определение целей предприятия и путей
их достижения; организация работы персонала
предприятия (определение объёма работ
и распределение его между работниками,
создание организационной структуры и
т.д.); создание системы мотивации и координации
деятельности работников; анализ деятельности
организации и контроль за работой персонала;
обеспечение роста людей в организации. Теоретики
американского менеджмента утверждают,
что менеджер не может быть «универсальным
гением», поэтому главный акцент при подборе
менеджера следует делать на хорошие организаторские
способности, а не на знания специалиста.[
4, 31-36]
1.2. Характерные
черты американской модели менеджмента
В процессе образования и
развития Соединённых Штатов Америки
формировался американский стиль управления.
Особенности этого стиля обусловлены
такими факторами создания американского
общества, как отсутствие пережитков
феодализма, а также освоение территорий
и богатств страны энергичными, честолюбивыми
и изобретательными иммигрантами. [
6, 533] Американская модель менеджмента характеризуется
иерархической бюрократией со специфическими
функциями и должностями, четко зафиксированными
в документации компании. Система принимаемых
решений отличается централизацией, осуществлением
по вертикальному принципу: « сверху вниз»
характеризуется большим объёмом устной
коммуникации уже после принятия решения. Наиболее
отличительными чертами американского
стиля управления является деловитость,
отличные организаторские способности,
повышенное внимание к компетентности
персонала и развитая «индустрия совершенствования»
менеджмента.[9, 184] Современная
американская модель менеджмента обладает
следующими основными характеристиками: 1.
Философия фирмы состоит в том, что замена
её руководства сопровождается сменой
управленческих работников и рабочих. 2.
Цель фирмы – рост её прибыли и дивидендов
индивидуальных вкладчиков. 3. Организационная
структура управления американской фирмы
– корпорация, состоящая из автономных
отделений и использующая матричные структуры
управления. 4. Наём работников на рынке
труда осуществляется через сеть университетов,
школ бизнеса и др., при этом они нацеливаются
на осуществление индивидуальной, личной
карьеры. При найме работника проверяется
его соответствие вакантной должности
с помощью таких методов, как конкурс,
оценка знаний, навыков специальных «центрах
оценки», сдача экзаменов на должность.
Регулярно проводится индивидуальная
оценка и аттестация работников, а оплата
их труда полностью зависит от индивидуальных
результатов и заслуг работника. 5. Организация
производства и труда: основное внимание
уделяется не производству, а адаптации
с внешней средой; работники выполняют
работу на основе чёткого исполнения должностных
инструкций; ставки заработной платы чётко
определены в зависимости от должности,
выполненной работы и квалификации, а
заработная плата устанавливается в соответствии
со спросом и предложением на рынке труда. 6.
Стимулирование работников на фирмах
США значительно ниже, чем, например, в
Японии, хотя доход президента крупной
американской корпорации в среднем в три
раза выше, чем президента японской фирмы. 7.
Внутрифирменное планирование: процесс
планирования децентрализован. При этом
отделениям фирмы устанавливается план
по основным финансовым показателям, затраты
на производство, сбыту и НИОКР, который
может корректироваться в течение года.
По каждому новому виду продукции создаются
«стратегические хозяйственные центры
(СХЦ)». 8. Финансовая политика: администрация
фирмы перераспределяет прибыль между
отделениями; расширение производства
проводится за счёт покупки (поглощение,
слияния) других корпораций; осуществляется
самофинансирование корпораций. Американский
менеджмент внёс значительный вклад в
разработку менеджмента как учебной дисциплины.
Впервые его учебный курс был разработан
в 1881г. американским учёным Джозефом Вартаном[
9] .
1.3. Американская
деловитость и организаторские способности
Большинство специалистов в
области менеджмента способностей
государственных и политических
деятелей считают данную черту одной
из самых важных.[ 9, 183] Каковы же конкретные
признаки американской деловитости? Прежде
всего она проявляется в таких качествах
персонала, как целеустремлённость настойчивость
и умение доводить до конца начатое дело.
Не случайно, что именно в американском
менеджменте была разработана и реализована
в самых различных проявлениях на разных
уровнях концепция управления по целям
(МВО). Характерным проявлением американской
деловитости специалисты считают стремление
к выгоде, доходу. В самом деле, зачем стремиться
к цели, если она не сулит заработка? Тот
кто не дышит воздухом прибыли, тот задохнётся
в деловом мире. Деловые американцы считают,
что всякое дело должно быть выгодным,
т.е. дать выигрыш в деньгах, во времени
и попутно в… удовольствии. Этим объясняется
стремление американцев вникать в детали
дела, подхода, метода, средства, системы,
интересоваться новинками, изучать опыт
других стран. Американские управляющие
считаются мастерами выжимать максимум
выгоды из созданного дела, сложившиеся
ситуации. То что не сулит выигрыша или
сыграло свою роль, как правило, забрасывается
или забывается. В период благоприятной
конъектуры дело всегда инициативно и
энергично, выжимается максимум из людей,
оборудования, времени. Данная сторона
американской деловитости породила следующие
три деловых правила: 1. Делай то, что окупается,
приносит доход. 2. Выбирай эффективные
средства достижения целей. 3. Умей находить
и использовать необходимые ресурсы.[
7, 163-176] Американская деловитость проявляется
также в умении оценивать, считать. При
создании, ведении или улучшении дела
американцы умеют оценивать плюсы и минусы,
подсчитывать возможные затраты и выгоды. В
сфере управления в США, пожалуй, нет ничего,
что не получало бы денежной и временной
оценки. Время – это деньги, а деньги, в
свою очередь, - это время. Это, во-первых,
обусловливает организацию работы таким
образом, что напрасно не тратятся время,
деньги, силы и материалы. Во – вторых,
применительно к американскому менеджменту
можно найти много так называемых усредненных
цифр и данных, которые используются для
характеристики той или иной проблемы.
И наконец, много издается литературы
методико- практического характера по
вопросам сокращения административно-
управленческих расходов, по экономии
времени. Кто не умеет оценивать и считать,
тот ( при прочих равных условиях) не может
эффективно управлять. Сильным признаком
американской деловитости является также
единство слова и дела. Американский менеджер
верен и предан взятым обязательствам,
своему слову, букве подписанного контракта.
Выполнить устное или зафиксированное
на бумаге слово – это своего рода
«деловой азарт», в котором сконцентрированы
честь, престиж, совесть и профессионализм
руководителя. По правилам этики бизнеса
невыполненное обещание, нарушенное слово
влекут за собой худшее из наказаний –
подрыв доверия к менеджеру, отнесение
к разряду болтунов. Слово по-американски
– это не средство откладывания чего-либо
«на потом», не сиюминутное средство успокоения
или «управленческой терапии» (что чрезвычайно
распространено в современной России),
а средство практического решения или
ускорения дела. Единство слова и дела
исторически возвысило американского
руководителя и создало ему репутацию
делового человека. К проявлению американской
деловитости следует отнести также краткость
и ясность слова, которые помогают экономить
языковые средства. Многословность – это
один из врагов организации и управления.
Есть, конечно, руководители, которые много
говорят и много делают, но для этого нужны
особые способности. Как правило, деловитость
не уживается с многословием. [1, 217-219] В
США имеются специализированные руководства,
содержащие рекомендации по правилам
общения – по телефону, с подчинёнными
(особо указывается, в каких случаях не
нужно экономить время, а поговорить и
послушать), с аудиторией. В инструкциях,
буклетах, наставлениях, рекомендациях
часто наряду и вместо слов используются
доходчивые, ясные и профессионально выполненные
рисунки, схемы и диаграммы. Графическое
слово – это также сильный инструмент
в пояснениях, напутствиях, демонстрации
и обучении. Продолжительное время США
считалось своеобразной «Меккой» по части
организации, привлекая тем самым к себе
различных специалистов в творческие
бригады, которые желали пронаблюдать
данное умение воочию и перенять бесценный
опыт американских менеджеров в организационно
- управленческой сфере. Данное умение
присуще менеджерам многих стран, однако
у американцев оно имеет свои особенности. Организация
любого дела осуществляется очень тщательно,
учитывая все возможные детали и стороны,
определяющие его успех (или неуспех).
Поэтому американскому менеджеру несвойственна
работа «навалом, нахрапом, натиском».
Эффективность любой организационной
системы или организации определяется
в первую очередь её обработанностью с
различных позиций – правовой, кадровой,
материальной, финансовой, временной,
внешних условий и т.д. [ 9, 185 -186]