Сравнительная характеристика американской и японской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена специфике американской и японской моделей менеджмента. По своей сути это две своеобразных стратегии управления организацией и ее ресурсами - как производственными, так и человеческими. Причиной интереса к данным моделям стал высокий уровень развития обеих стран, прогресс их промышленности, который может быть объяснен особенностями подходов к управлению. Американская и японская системы управления позволяют добиваться высоких результатов во всех сферах экономики, а получаемая предприятиями прибыль становится довольно веской причиной задуматься о правильности российских концепций управления. Этим объясняется актуальность изучения особенностей американской и японской моделей менеджмента. Изученность. За всю историю существования зарубежного менеджмента экономист Роберт Хейлбронер, социологи Дж. Коул и А. Горц, У. Деминг и Дж. Джуран , ученые Джозеф Вартан, Э. Петерсон и Э. Плоумен, Питер Ф.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…………...4 Глава 1. Американская модель менеджмента………………………………………....6 1.1. Исторические предпосылки современного американского менеджмента……....6 1.2. Характерные черты американской модели менеджмента……………...……….8 1.3. Американская деловитость и организаторские способности……………...........10 1.4. Стратегическое управление……………………………………………………....12 1.5. Партисипативное управление………………………………………………………...14
Глава 2. Японская модель менеджмента ………………………………………..........17 2.1. Особенности японской системы менеджмента………………………….............17 2.2. Система управлением качеством………………………………………….............18 2.3. Система принятия решения……….…………………………………...................19 2.4. Особенности рынка труда………………………………….………………..………..21
Глава 3. Специфика менеджмента в Европе и за рубежом………………………....24 3.1. Особенности европейской модели управления……………………………………24 3.2. Особенности формирования и использования моделей менеджмента в развитых странах мира…………………………………………………………………………….25 3.3. Изменение содержания современного зарубежного менеджмента………………27 Заключение…………………………………………………………………………………31 Список использованной литературы………………………………………………..32 Приложения………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 96.64 Кб (Скачать файл)

Список использованной литературы

 

1. Менеджмент для всех / учебник В.Р. Веснин. - «Юрист», 2005. - 242 с.

2. Менеджмент системные  основы / учебник  В.В. Глущенко. - ИПЦ «Крылья», 2006. - 212 с.

3. Управление персоналом / учебник. 5-е изд., доп. и перераб.- А.П. Егоршин. -  Н. Новгород: НИМБ, 2005. - 720 с.

4. Менеджмент организации/  учеб. пособие В.В. Ермаков. - Москва – Воронеж, 2005. – 203 с.

5. Теоретические основы  менеджмента / учеб. посбие Н.В. Комарова. –М.: Доброе слово, 2005. – 64 с.

6. Основы менеджмента:  учеб. пособие / под ред. д-ра экон., проф. В.И. Королева. – М.: Магистр, 2008. - 620 с.

7. Управление как искусство  / учеб. пособие С. Паркинсон, М.Рустомджи. – Москва, 2007. – 269 с.

8. Менеджмент 100 экзаменационных  ответов / учеб. пособие.-3-е изд., доп. и перераб. под общей ред. А.С Пелих. – Магистр, 2010. – 383 с.

9. Международный менеджмент / учеб. пособие М.Э. Сейфуллаева. –М.:КНОРУС, 2011. – 232с

10. Менеджмент: учебник / под  общей ред. И.Н. Шапкина. –  М.: Издательство Юрайт, 2011. – 690 с.

 

 

 

 

Приложение 1. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента

 

Японская модель

Американская  модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства  философия фирмы не изменится.

Кадры остаются, так как  действует система «пожизненного  найма»

Замена руководства фирмы  сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли  и благосостояния всех работников фирмы

Рост прибыли фирмы  и дивидендов индивидуальных вкладчиков

3. Организационная структура  управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Использование проектных структур управления

Корпорация состоит из автономных отделений. Высока роль функциональных служб  в штаб - квартирах. Использование матричных структур управления

4. Наём и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ.

Наём работников на рынке  труда через сеть университетов, школ бизнеса и др.

 

Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства

 На индивидуальную, личную  карьеру

 

Продвижение по службе с  учетом выслуги лет. Оплата труда  в зависимости от возраста и стажа  работы в фирме (так называемая уравнительная  заработная плата)

При найме работника проверяется  его соответствие вакантной должности  с помощью таких методов, как  конкурс, оценка знаний, навыков в  специальных «центрах оценки», сдача  экзаменов на должность


Продолжение табл. 1.

 

Японская модель

Американская  модель

4. Наём и кадровая политика

Индивидуальная оценка и  аттестация работников

Оплата труда в зависимости  от индивидуальных результатов и  заслуг работника

5. Организация производства  и труда

Основное внимание уделяется  цеху – низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп ( кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы

Основное внимание уделяется  не производству, а адаптации к  внешней среде. Работники выполняют  работы на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки заработной платы строго определены в зависимости  от должности, выполняемой работы и  квалификации

 

Обязанности между работниками  строго не определены

Заработная плата устанавливается  в соответствии со спросом и предложением на рынке труда

 

Работники выполняют различные  виды работ в зависимости от ситуации; девиз – «действуй по обстановке»

 

6. Стимулирование работников

При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются  два раза в год (каждый раз по два - три месячных оклада).

Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации


Продолжение табл. 1.

 

Японская модель

Американская  модель

6. Стимулирование работников

Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование  и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом  фирмы, организации коллективного  отдыха и др.

в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы

7. Внутрифирменное планирование

Внутрифирменные отделения  имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и  мероприятия по внедрению новой  техники, а также перспективные  планы на 10 – 15 лет. Планы разрабатываются  по принципу скользящего планирования отделения фирмы. В плане отделения  показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков

Процесс планирования децентрализован. Отделениями планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые  могут корректироваться в течение  года. По каждому новому виду продукции  используются стратегические хозяйственные  центры (СХЦ)

8. Финансовая политика

Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно.

Прибыль направляется на

Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями.

Расширение производства


Продолжение табл. 1.

 

Японская модель

Американская  модель

8. Финансовая политика

рационализацию производства, на сокращение материальных затрат корпораций, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заемных  средств

за счет покупки (поглощения, слияния) других. Самофинансирование корпораций


 


Информация о работе Сравнительная характеристика американской и японской модели менеджмента