Стратегии предприятия на рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Курс берётся на повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала при ориентации на удельное сокращение численности производственных и управленческих работников. Все перечисленные направления отражают стратегию организации, которая направлена на её развитие и укрепление рыночных позиций.
Всё выше написанное отражает актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной работы является изучение вопросов стратегического управления современного белорусского предприятия сферы услуг на примере торгового магазина.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы стратегического управления организацией………….5
1.1. Понятие стратегии и её роль в деятельности предприятия………………….5
1.2. Виды стратегий…………………………………………………………………9
1.3. Этапы и элементы модели стратегического управления……………………13
2. Стратегия магазина №2 «Смак»………………………………………………...22
2.1. Краткая характеристика магазина…………………………………………….22
2.2. Ассортиментная стратегия магазина №2 «Смак»……………………………25
3. Предложения по совершенствованию стратегии магазина «Смак»………….29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегия торгового предприятия.docx

— 119.89 Кб (Скачать файл)

    Если  рассматривать стратегию предприятия  на рынке услуг, в частности торгового предприятия, то особое внимание следует уделить ассортиментной стратегии. Ассортиментная политика торговой организации - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли [3].

    Эта политика является центральным элементом  коммерческой стратегии организации на розничном рынке. Главной её целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемых потребителей.

    Однако  сложно удовлетворить потребности  в товаре всех без исключения потребителей, так как они различны в своих требованиях к товару и обслуживанию. Эту проблему разрешает сегментация - разделение потенциальных покупателей по определенным группам по некоторым признакам (пол, возраст, уровень денежных доходов, социальное положение и т.д.) (рис. 2).

Рис. 2. Разновидности  сегментирования рынка. 

    Главная цель сегментации  - обеспечить адресность реализуемых товаров и услуг. Сегментация рынка — один из важнейших инструментов ассортиментной политики, и от того, насколько правильно выбран сегмент (сегменты) рынка, во многом зависит конкурентоспособность организации. Так как сегменты нередко задаются группой специалистов, требуется особая объективность и профессионализм, чтобы решение о выборе сегмента не привело к коммерческой неудаче. Знание особенностей поведения различных групп потребителей, мотивация покупок является условием правильного формирования спроса, принятия оптимальных решений в ассортиментной политике.

    Рассмотрение  проблем развития ассортимента и  удовлетворения спроса различных категорий покупателей ли основе анализа их предпочтений и изменений рыночной ситуации составляет сущность современной ассортиментной стратегии организации. Составляющие ассортиментной политики торговой организации представлены на рис. 3.

Рис. 3. Содержание ассортиментной политики торговой организации. 

    Выбор сегмента (сегментов) рынка и разработка всех составляющих политики организации торговли в области ассортимента с учётом требований конкретной группы потребителей и учётом факторов среды деятельности позволяет определить такую ассортиментную политику как активную. Таким образом, активная ассортиментная стратегия предполагает решение следующих наиболее важных задач: удовлетворение спроса конкретных групп потребителей; гибкое реагирование на требования рынка; обеспечение финансовой устойчивости торговой организации.

    Ассортиментная  стратегия предполагает определённые действия организации розничной торговли в соответствии с принятыми принципами поведения.

    Рассмотрим  условный пример содержания ассортиментной политики хозяйствующего субъекта. Открывая частный магазин, предприниматель на основании изучения места его дислокации, конкурентов, своих внутренних возможностей и потенциальных потребителей пришел к выводу о целесообразности торговли продовольственными товарами повседневного спроса. Предварительно ассортиментный набор состоял из четырёх товарных групп: хлеб и хлебобулочные изделия, молочные товары, кондитерские изделия, бакалея. Важной составляющей своей ассортиментной политики коммерсант принял принцип обеспечения широкого выбора товаров, т. е. представительной глубины ассортимента в рамках каждой товарной группы. Более глубокое изучение ассортимента конкурентов показало, что в их магазинах достаточно широкий выбор кондитерских товаров, а обеспечение необходимой глубины ассортимента по группе молочных товаров потребует очень значительных затрат на их доставку и реализацию. Поэтому предприниматель остановил свой выбор на двух оставшихся товарных группах: хлеб, хлебобулочные товары и бакалея. Таким образом, основной стратегической линией своей ассортиментной стратегии коммерсант считает обеспечение широкого выбора двух представленных групп товаров, соблюдая при этом принцип устойчивости и обновляемости ассортимента товаров.

    Ассортиментная  стратегия для конкретного магазина (или организации торговли), выраженная в разработанном, утверждённом и согласованном ассортиментном (ассортиментных) перечне (перечнях) требует осуществления ассортиментного позиционирования.

    Ассортиментное  позиционирование торговой организации — процесс отбора особых конкурентных преимуществ в области ассортимента предлагаемых товаров и услуг, и донесение информации о них до целевого потребителя.

    Позиционирование  магазина (сети магазинов) осуществляется средствами коммуникационной политики. Цель позиционирования - найти особую нишу внутри целевого сегмента, которая не занята конкурентами.

    Однако  не всегда возможно позиционирование исключительно по показателям ассортимента из-за сходности широты, глубины ассортимента предлагаемых покупателям товаров. Поэтому практически всегда в позиционировании участвуют другие атрибуты товара и стратегии его реализации: цена, услуги, сервис, стимулирование, формат, метод продаж.

    Однако  при позиционировании магазин может допустить определённые ошибки. Удачным способом их выявления и исправления специалисты считают построение карты позиционирования, которая составляется по двум направлениям: характеристики организации, которые задаются и воспринимаются специалистами и руководством предприятия при позиционировании; характеристики, воспринимаемые потребителями. Если эти расхождения существенны (что определяется путём опросов, анкетирования, отзывов покупателей), то руководству и специалистам необходимо работать над исправлением допущенных ошибок, руководствуясь стратегическими целями и задачами организации на рынке.

    Разработка  и осуществление ассортиментной стратегии требует соблюдения следующих условий:

    • чёткого представления о коммерческой стратегии организации на розничном рынке;

    • хорошего знания розничного рынка и  характера требований потребителей;

    • ясного представления о своих  возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

    Задачи  ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, то есть каждое решение, имеющее отношение к данному вопросу, должно приниматься с учётом общей коммерческой стратегии на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей организации, связывает воедино все составляющие коммерческой деятельности магазина (изучение спроса, договорная работа, организация продажи, стимулирование, услуги, сервис, реклама) и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.

    Хорошо  продуманная ассортиментная стратегия  организации розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения конкурентных позиций па рынке, влияет на формирование имиджа предприятия. Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу (3-5 лет), и в своей основе в течение определенного времени, как правило, остается неизменной. Но при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может изменяться. В соответствии с выбранной стратегией применяются тактические решения, диктуемые конъюнктурой рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Стратегия магазина  №2 «Смак».

2.1. Краткая характеристика  магазина. 

    Торговое  предприятие магазин №2 «Смак» является подразделением открытого акционерного общества «Борисовский мясокомбинат». Мясокомбинат является юридическим лицом, коммерческой организацией согласно законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчётный и иные счета в банках. ОАО несёт ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

    Юридический адрес магазина: 222120 Республика Беларусь, Минская область, г. Борисов, ул. М. Горького, 14А.

    ОАО «Борисовский мясокомбинат» - современное  высокомеханизированное предприятие, выпускающее мясо, колбасные изделия, полуфабрикаты, жиры, кормовую муку, которые  имеют большую популярность у  широкого потребителя. Продукция завода поставляется на белорусский и иностранные рынки. Практически весь ассортимент выпускаемой продукции представлен в фирменном магазине №2 «Смак».

    Магазин №2 «Смак» реализует следующие виды продукции: мясо (говядина, свинина, баранина, конина); субпродукты, обработанные (говяжьи, свиные); полуфабрикаты натуральные из говядины, свинины, баранины и конины; полуфабрикаты рубленные; топлённый пищевой жир; варёные, сырокопчёные, варёно-копчёные, полукопчёные колбасы, колбасы ливерные и кровяные; сосиски, сардельки; копчёности из свинины, говядины и конины; продукты в желе; продукты из шпика; продукты из птицы; паштеты; зельцы и др.

    Управление  в ОАО «Мясокомбинат» осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, директор. Генеральный директор Скитов Г.В. подотчётен по всем вопросам наблюдательному совету и собранию акционеров. Организационная структура управления ОАО «Борисовский мясокомбинат»  - линейно-функциональная бюрократического типа (рис. 4). Структура управления магазина аналогична структуре головного предприятия. Директор магазина «Смак» напрямую подчиняется директору предприятия.

    Результаты  деятельности фирменного магазина «2 «Смак» можно оценить с помощью следующих показателей: рентабельность, доход, чистая прибыль. Данные показатели рассчитываются на результатах бухгалтерской отчётности предприятия по итогам года. 
 

 

    

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 

Рис. 4. Организационная структура управления ОАО «Борисовский мясокомбинат».

 

     

     2.2. Ассортиментная стратегия магазина №2 «Смак». 

    ОАО «Мясокомбинат» в свой деятельности использует две основных области выработки стратегии на рынке. Первая область связана с лидерством организации в минимизации издержек производства. Для этого маркетинговая стратегия предприятия обеспечивает оптимальный выбор поставщиков, даёт чёткие ориентиры деятельности по количественным, качественным и ассортиментным параметрам, формирует посредством рекламы потребности клиентов, обеспечивая адресный сбыт автотракторной и автомобильной продукции. Потенциал комбината позволяет максимально быстро разрабатывать и внедрять продукцию с улучшенной технологией в производство, обеспечивая конкурентоспособность Общества. Ключевые производственные процессы на заводе организованы так, чтобы максимально уменьшить затраты времени и ресурсов.

Информация о работе Стратегии предприятия на рынке услуг