Стратегический анализ деятельности организации. Перспективные направления развития организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Стратегическое управление – это не только построение определенного набора управленческих процессов, но и постоянная адаптация этой конструкции к изменяющейся действительности, то есть стратегическая гибкость. Гибкость создается инвестициями в развитие возможностей, которых не будет у других компаний, не сумевших вовремя сделать аналогичные капиталовложения. Своевременные вложения в новые технологии дают возможность использовать их в будущем или применять эффективнее, чем конкуренты.

Содержание

Стратегическое управление организацией на основе развития внутренних ресурсов и изменений внешней среды. Основные тенденции в развитии глобальной среды и их воздействие на стратегию организации. Реорганизация: этапы и методы……………………………………………......3
Перспективные направления развития организаций: развитие интегрированных операционных систем, развитие организационных структур, развитие систем управления качеством, развитие систем стимулирования персонала, вовлечение работников в управление. ………17
Организации с «внутренними рынками», сетевые организации, виртуальные и обучающиеся организации.…………19
Список использованных источников……………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

Теория организации.docx

— 184.20 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

Кафедра «Мировая экономика и логистика»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

              по дисциплине: Теория организации

            на тему: Стратегический анализ деятельности организации. Перспективные направления развития организаций

 

 

 

 

 

  

         Проверил                                                         Выполнил

           преподаватель:                                                 студент гр. Кэ-410

          А. Д. Галюк                                                      А. С. Мотовилова                                                         

          

 

                                                                            

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2014

Содержание

  1. Стратегическое управление организацией на основе развития внутренних ресурсов и изменений внешней среды. Основные тенденции в развитии глобальной среды и их воздействие на стратегию организации. Реорганизация: этапы и методы……………………………………………......3
  2. Перспективные направления развития организаций: развитие интегрированных операционных систем, развитие организационных структур, развитие систем управления качеством, развитие систем стимулирования персонала, вовлечение работников в управление. ………17
  3. Организации с «внутренними рынками», сетевые организации, виртуальные и обучающиеся организации. …………………………………19

Список использованных источников……………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стратегическое управление организацией на основе развития внутренних ресурсов и изменений внешней среды. Основные тенденции в развитии глобальной среды и их воздействие на стратегию организации. Реорганизация: этапы и методы.

Стратегическое управление – это не только построение определенного набора управленческих процессов, но и постоянная адаптация этой конструкции к изменяющейся действительности, то есть стратегическая гибкость. Гибкость создается инвестициями в развитие возможностей, которых не будет у других компаний, не сумевших вовремя сделать аналогичные капиталовложения. Своевременные вложения в новые технологии дают возможность использовать их в будущем или применять эффективнее, чем конкуренты.

Исходный процесс стратегического управления — анализ среды организации. Он предполагает изучение:

  • макроокружения (состояния экономики и политики, правового поля, природной среды и ресурсов, научно- технического, социального и культурного уровней развития общества и т. д.);
  • непосредственного делового окружения (покупателей, конкурентов, поставщиков и т. д.);
  • внутренней среды (кадров, организации управления, производства, финансов, маркетинга, организационной культуры и т. д.).

Определяется миссия организации. В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации. В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. Именно в этом, втором, понимании следует здесь использовать понятие «миссия».

Миссия позволяет субъектам внешней среды создать общее впечатление о том, что собой представляет организация. Кроме того, она способствует созданию корпоративного духа и условий для более действенного управления организацией. В зависимости от нее определяются основные направления деятельности организации.

Далее следует процесс установления целей организации. Цели определяют организационные отношения, на них базируются системы мотивации и контроля. Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные. Обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, а долгосрочными — которые будут достигнуты через два-три года и более. Такая классификация имеет принципиальное значение, так как указанные цели существенно различаются по содержанию. Краткосрочные цели конкретизированы, в частности в них указывается, каким образом, кто и когда должен их выполнять. Краткосрочные цели устанавливаются исходя из долгосрочных. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации на ближайший период. Если возникает необходимость, устанавливаются еще и промежуточные (среднесрочные) цели.

SWOT-анализ:  Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). SWOT-анализ –  это технология, которая помогает выявить слабые и сильные стороны компании, человека, идеи или мероприятия. Найти возможности и угрозы, которые уже существуют либо могут возникнуть в будущем. Решить, что же со всем этим делать. И составить план дальнейшей работы.

Затем осуществляется выбор стратегии, т. е. качественно определенного направления развития организации. На данном этапе принимается решение по поводу того, как и какими средствами, фирма будет добиваться достижения целей. Процесс выработки стратегии по праву считается сердцевиной стратегического управления. Определение стратегии — это не составление плана действий, а принятие решения по поводу того, что делать в той или иной сфере деятельности, как и в каком направлении, будет развиваться организация.

На стадии выполнения стратегии значительные усилия следует направлять на то, чтобы изменить организационную культуру, привести ее в соответствие с выбранной стратегией. Это представляет немалые трудности. Поэтому еще на стадии определения стратегии необходимо максимально учитывать, какие трудности с изменением организационной культуры могут возникнуть при выполнении стратегии, и стараться выбирать стратегию, которая не потребует проведения заведомо невыполнимых действий по изменению организационной культуры. Процессом стратегического управления является оценка и контроль выполнения стратегии. Он обеспечивает обратную связь между тем, как осуществляется достижение целей, и целями организации. Выявляет причины возможных отклонений, осуществляет необходимые корректировки.

Учет и согласование внешних и внутренних факторов развития организации предполагает, что стратегические решения, принятые на основании учета влияния только внешних или только внутренних факторов, будут неизбежно страдать недостаточной системностью, что, в свою очередь, может вести к ошибочно принятым решениям. А ведь стратегические решения должны быть выверенными и эффективными, поскольку за ними стоят направления развития и последующие результаты деятельности не только отдельно взятого человека, но целой организации, с судьбой которой нередко связаны судьбы многих работников.

Глобальная среда или среда косвенного воздействия.

Политические факторы.  Дают представление о приоритетах государственной политики и средствах ее реализации. Объектом анализа со стороны руководства должны быть политическая идеология, стабильность политики, общественные настроения в отношении правительства, оппозиция. Особый элемент политической обстановки – это лоббисты, то есть группы лиц, продвигающие интересы определенных кругов  во власти. Компании, ведущие бизнес в различных странах, должны учитывать фактор политической стабильности применительно к деятельности соответствующих подразделений.

Экономические факторы. Их изучение направлено на понимание процесса формирования и распределения ресурсов. Состояние экономики может способствовать росту деловой активности, либо же наоборот снижать ее. Кроме того, изменения, происходящие в экономике, могут неодинаково отразиться на результатах деятельности различных предприятий. Величина валового национального продукта, темпы, инфляции, уровень безработицы, платежный баланс, норма накопления и т. п. – это все примеры показателей состояния экономики.

Социокультурные факторы. Данные факторы характеризуют демографическую структуру общества, динамику роста населения, уровень образования, преобладающие в обществе ценностные установки, верования, обычаи. Значение данных факторов велико, так как они являются всепроникающими и оказывают воздействие, как на другие факторы внешней среды организации, так и на внутреннюю среду. Несмотря на тот  факт, что изменения в социокультурной среде происходят очень медленно, последствия их могут оказаться существенными.

Технология. Развитие технологий влияет не только на деятельность организации, но и на нашу жизнь. Скорость изменения технологий растет, а уровень их воздействия на эффективность работы организации, обновление продукции, устаревание продукта, работу с информацией и т. д. постоянно увеличивается. Организация вынуждены идти в ногу с теми новыми разработками, от которых зависит их жизнедеятельность.

 

Реорганизация — это процесс экономической деятельности предприятия, который предусматривает изменение структурной, организационно-правовой формы, ведущий за собой полное или частичное изменение основного рода деятельности в зависимости от разработанного долгосрочного бизнес- плана, в котором предусмотрен поэтапный план перераспределения экономических отношений между компанией и клиентами.

 Методы реорганизации

Рассмотрим, какие методы могут применяться при проведении реорганизаций.

1. Принудительный метод. Предусматривает  использование силы для преодоления  сопротивления со стороны персонала. Это дорогостоящий и нежелательный  процесс в социальном плане, но  дающий преимущества во времени  стратегического реагирования. Используется  в условиях острого дефицита  времени и только в тех случаях, когда природа сопротивления  ясна и откровенного проявления  силы не требуется.

Наибольшие трудности в использовании этого метода заключаются :

  • отсутствие до начала процесса перемен базы, которая обеспечила бы его осуществление (чрезвычайно высок риск неудачи нововведений);
  • неспособность предвидеть источники и силу сопротивления (возникает замешательство, увеличиваются расходы, происходят отсрочки. Изменение изначально обречено на провал);
  • неспособность устранить первопричину сопротивления;
  • преждевременные структурные перемены (замедляются темпы изменения);
  • игнорирование указаний по внедрению изменений (саботируются изменения);
  • непонимание необходимости повышать компетентность и созидать новый управленческий потенциал (изменения приносят в жертву текущим производственным проблемам, снижается качество стратегических решений)

Для повышения эффективности принудительного изменения необходимо (хотя бы задним числом) проанализировать настроение персонала и выявить потенциальные источники сопротивления или, напротив, поддержки.

2. Метод адаптивных изменений. В  рамках этого подхода стратегические  изменения происходят путем постепенных  незначительных перемен в течение  длительного периода. Процессом  руководит не высшее начальство, а специально созданная проектная  группа. В любой конкретный момент  сопротивление, хотя и слабое, все  же будет. Конфликты разрешаются  путем компромиссов, сделок и  перемещений в руководстве. Этот  метод дает возможность осуществлять  изменения в условиях, когда у  сторонников изменений нет административной  власти, но есть сильная мотивация  к внедрению нововведений, сформирован  соответствующий образ мышления.

Метод полезен при том состоянии внешней среды, когда опасность (тенденции) или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. В случае чрезвычайных событий во внешней среде метод может быть неэффективен

3. Управление кризисной ситуацией. Метод может быть использован  в ситуации, когда администрация  находится в кризисной ситуации, например, изменения во внешней  среде угрожают ее существованию, и она оказалась в жестоком цейтноте. Когда наступает подобный явный кризис, сопротивление обычно уступает место поддержке. В этой ситуации первоначальная задача высшего руководства - не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризисного положения свидетельствует возобновление сопротивления.

Для предотвращения паники в ситуации, когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:

  • постараться убедить в неизбежности кризиса и принять предупредительные меры;
  • не «зацикливаться» на неизбежности кризиса, готовить себя к роли «спасателя», когда кризис наступит;
  • до настоящего кризиса создать искусственный, придумав «внешнего врага», угрожающего существованию администрации: поведение инициатора искусственного кризиса рискованно и может иметь серьезные этические последствия, ведь созданный искусственно кризис может и не превратиться в реальный.

Этот метод существенно снижает сопротивление, формируется поддержка решениям, что увеличивает шансы на успешный выход из реальной кризисной ситуации

4. Управление сопротивлением (метод  «аккордеона»). Если принудительный  и адаптивный методы являются  крайними мерами проведения изменений, то этот метод промежуточный  и может быть реализован в  сроки, диктуемые развитием событий  во внешней среде. Продолжительность  процесса изменений должна учитывать  имеющееся время. С нарастанием  срочности этот метод приближается  к принудительному, с уменьшением срочности - к адаптивному методу осуществления изменений.

Свойство адаптивности процесса изменений приобретается благодаря использованию поэтапного подхода: процесс планирования подразделяется на этапы, завершающиеся реализацией определенной программы внедрения.

При использовании этого подхода сопротивление минимально контролируется с помощью разработанной «стартовой площадки» - первого подразделения, включившегося в изменения. Затем последовательно применяются все новые и новые виды мотивации, включающие и подкрепляющие реально продемонстрированные сотрудниками изменения. Далее в ходе планирования разрабатывается сам процесс внедрения с учетом возможных вариантов развития ситуации.

Информация о работе Стратегический анализ деятельности организации. Перспективные направления развития организаций