Характеристики и критерии оценки качества организационных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 06:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной работы является оценка качества управления в организации.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
· Рассмотрены теоретические аспекты оценки качества управления на предприятии;
· Проведена оценка качества управления ВФ ОАО «Вимм-Билль-Данн».
Объектом исследования является ВФ ОАО «Вимм-Билль-Данн».

Содержание

Введение
3
Глава 1. Характеристики и критерии оценки качества организационных процессов
5
1.1 Понятие и виды организационных процессов
5
1.2 Оценка качества организационных процессов
9
1.2.1 Критерии оценки
9
1.2.2 Оценки качества
14
1.2.3 Внешняя оценка качества организационных процессов на эффект деятельности компании
17
Глава 2. Оценка качества организационных процессов ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн»
22
2.1 Характеристика предприятия ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн»
22
2.2 Сложившаяся система оценки качества управления в организации
25
2.3 Проблемы формирования оценки качества управления ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн» и эффективность мероприятий по их совершенствованию.
28
Заключение
34
Список использованной литературы
36

Вложенные файлы: 1 файл

торг.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Измерение и оценивание результатов на основе показателей, отражающих количественную сторону деятельности предприятия, не составляет особого труда, поскольку существует методика экономического анализа. Однако для оценки качества управления недостаточно знать только значения и уровень достигнутых экономических показателей, необходимо также оценить их структуру, т.е. расположение (соотношение) в определенной последовательности в зависимости от избранных приоритетов в изменении их значений. 

Видный отечественный ученый И.М. Сыроежин отмечал:  «...качество - динамика ее [деятельности] структуры» и далее: «...движение качества деятельности – это, прежде всего, движение структуры его результатов».

И.М. Сыроежин решает задачу измерения и оценки эффективности и качества производственно-хозяйственной деятельности на основе предложенного им метода оценки «структуры экономического роста», впоследствии получившего развитие в работах ряда авторов, которые, используя понятия «пропорциональность экономического роста»,  «динамический нормативный ряд», стремятся оценить деятельность организационной системы на макро- и мезоуровнях с позиций требований эффективного развития и разработать рекомендации по оптимизации разрабатываемых планов с помощью установления определенных соотношений в росте экономических показателей. Пропорции роста показателей, таким образом, превращаются в самостоятельный объект исследования и управления. 

Идея оценки структуры показателей оказалась пригодной и для оценки качества управления. Однако цели и особенности содержания понятия «качество управления»  потребовали адаптации идеи, уточнения отдельных положений метода. Отметим, что количественные показатели, взятые по отдельности и характеризующие какую-либо одну сторону деятельности предприятия, неэффективны при оценке качества управления. Необходима совокупность измерителей этого экономического явления. 

Измерение и оценка качества управления могут осуществляться с помощью метода распознавания образов, т.е. путем сравнения оцениваемой структуры показателей (за определенный период) со структурой, определяемой в качестве эталона (норматива). 

Нормативная структура представляет собой упорядоченный ряд показателей, проектируемый с учетом условий наилучшего, т.е. качественного использования ресурсов и возможностей предприятия, исходя из характера поставленных целей, ситуации и этапа развития предприятия.

Оцениваемая (фактическая) структура показателей может представлять любые их комбинации и отражать сложившиеся приоритеты в реальных условиях действия системы менеджмента. Отклонения в структуре показывают уровень качества управления, достигнутый за определенный период. По величине отклонения можно судить о содержании и характере деятельности в области решения проблем, допущенных ошибках в разработке и реализации стратегий развития. 

Число показателей в структурах устанавливается исходя из целей оценки, наличных ресурсов и требований к точности. Причем для оценки качества управления предприятием в целом должна рассматриваться только та группа показателей, которая является общесистемной. Для других уровней управления следует использовать свою детализированную структуру показателей. 

Эффективность метода во многом зависит и от научных позиций исследователя, адекватности понимания анализируемых ситуаций, имеющихся аналогий, успешных примеров и навыков решения схожих проблем. 

Этот процесс можно выстроить по следующему алгоритму: 

1.     Идентифицировать условия деятельности предприятия в бизнес-системе;

2.     Выразить целевую функцию предприятия количественно и осуществить ее декомпозицию; 

3.     Определить состав показателей, отражающих результаты рыночного роста и состояние потенциала предприятия, представив их в виде первичной информации; 

4.     Осуществить отбор показателей; 

5.     Установить нормативные соотношения в изменении отобранных показателей, т.е. построить нормативные структуры показателей в соответствии с условиями рыночной среды и внутренними условиями развития; 

6.     Осуществить выбор нормативной структуры с учетом ситуационных характеристик и особенностей этапа развития предприятия; 

7.     Определить фактическую структуру показателей, отражающую сложившиеся приоритеты в использовании и развитии потенциала; 

8.     Оценить соотношение нормативной и фактической структур показателей; 

9.     Сделать выводы о достаточности/ недостаточности этого уровня и результативности применяемых стратегий развития предприятия. Если оценка используется для оперативного совершенствования деятельности подразделений и процесса принятия управленческих решений, то следует продолжение;

10. Выявить внешние и внутренние факторы, обусловившие значения и приоритеты показателей фактической структуры, установить их влияние; 

11. Разработать и осуществить мероприятия по повышению качества управления, предусмотрев улучшение организации потенциала и повышение степени его системности; 

12. Вновь оценить достигнутый уровень качества управления, т.е. осуществить возврат к пп. 1-11. 

Установление нормативной структуры показателей - процедура сложная: приходится определять характер и особенности рыночного развития предприятия, эвристически устанавливать состав и приоритетность показателей, учитывая динамичность и сложность рыночных ситуаций, влияющих на поведение товаропроизводителей. 

Для обоснования нормативной структуры рассмотрим такой тип роста предприятия, при котором удовлетворение потребностей клиентов рассматривается как условие эффективного расширенного воспроизводства. Производственно-хозяйственная деятельность компании ориентируется на создание товара большей полезности. 

Общим условием, при котором согласуются экономические интересы производителя и потребителя товара, можно считать следующие: прирост полезности (П) товара должен быть больше, чем прирост цены (Ц) на него, а прирост цены должен быть выше, чем прирост производственных и сбытовых издержек (И), т.е. DП > DЦ > DИ. 

Полезность товара - это стоимостная и психологическая оценка удовлетворения потребности в результате его использования. Полезность определяется характеристиками товара, а также экономическими факторами: ценой, операционными издержками при его использовании, ценовой эластичностью и др. Таким образом, повышение ценности товара связано либо с улучшением наиболее важных для потребителя характеристик, либо со снижением цены, либо одновременно и с тем, и с другим. Полезность товара отражает его конкурентоспособность. 

Составляющие неравенства могут быть представлены в различных комбинациях, отражающих, по сути, концепцию бизнеса, выраженную в определенной системе показателей. 

При всем многообразии стратегий, используемых для достижения успеха в бизнесе, выбор принципиальных решений ограничен и сводится к тому, чтобы обеспечить:

·        увеличение полезности производимого продукта без соответствующего роста издержек; 

·        сохранение достигнутого уровня полезности при меньших издержках; 

·        переход на иной уровень полезности и цены. 

Первые два направления ориентированы на внутренние факторы компании, третье - на одновременное изменение ее внутренних и внешних факторов. 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка качества организационных процессов

ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн».

2.1.Характеристика предприятия ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн».  

«Хабаровский молочный комбинат» Филиал Открытого акционерного общества «Вимм-Билль-Данн» создан решением Совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн», протокол № 23-.я от 23 января 2007 г. и является территориально обособленным структурным подразделением Компании, расположенным вне места ее нахождения. 

Место нахождения Филиала: г.Хабаровск, ул.Панфиловцев, 19.

Целями деятельности Филиала являются расширение рынка сбыта товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Согласно Положения о Филиале, основными видами деятельности Общества являются:  производство и реализация молочных и кисломолочных продуктов;  производство и реализация соков и минеральной воды; производство и реализация продуктов детского питания; производство и реализация диетических продуктов и кондитерских изделий; производство и реализация полуфабрикатов и продуктов, полностью готовых к употреблению; транспортно-экспедиторское обслуживание; торговая, торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля); экспорт и импорт продукции и пр. 

Основные показатели деятельности ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн», полученные на основании финансовой отчетности, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели ВФ ОАО «Вимм-Билль-Данн» за 2008-2009 гг.

 
                                    Показатели

 
2008г.

 
2009

 
Темп роста, %

 
Выручка от продаж, т. руб.

 
605161

 
775110

 
128,1

 
Себестоимость, т.руб.

 
477833

 
621598

 
130,1

 
Коммерческие расходы, т.руб.

 
43647

 
39724

 
91,0

 
Управленческие расходы, т.руб.

 
44218

 
44985

 
101,7

 
Прибыль (убыток) от продаж, т. руб. 

 
39958

 
68803

 
172,2

 
Чистая прибыль, т.руб.

 
18424

 
37525

 
203,7

 
Среднесписочная численность, чел.

 
530

 
405

 
86,4

 
Производительность труда, т.руб.

 
1141,8

 
1913,9

 
167,6

 
ФОТ, т.руб.

 
72568

 
56661

 
78,1

 
Средняя з/плата, т.руб.

 
136,9

 
139,9

 
102,2

 
Рентабельность продаж, %

 
6,6

 
8,9

 
134,8

 
Основные фонды, т.руб.

 
143980

 
148707

 
103,3

 
Фондоотдача, т.руб.

 
4,20

 
5,21

 
124,0


 

Представленные данные свидетельствуют об эффективной работе предприятия: прибыль от продаж имеет положительную тенденцию роста в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в 2 раза, что является результатом снижения коммерческих расходов на 9,0%. Производительность труда повысилась по сравнению с предыдущим годом на 67,6% в результате роста объема продаж на 28,1%, а также сокращения численности на 125 чел. в результате проведения работ по автоматизации производственных процессов, о чем свидетельствует повышение фондоотдачи на 24,0%, т.е. эффективность использования оборудования значительно улучшилась вследствие превышения темпов роста объема продаж над темпом прироста основных фондов.

В Хабаровском крае ведется серьезная конкурентная борьба по завоеванию места на рынке традиционной молочной продукции в городах края.

Все конкуренты являются региональными производителями и имеют серьезную поддержку местной администрации, что позволяет ему удерживать монопольное положение на рынке своих городов. ХМК активно контролирует изменение отпускных цен конкурентов и незамедлительно реагирует на любое изменение в предложении изменением своих отпускных цен.

Для удержания лидирующего положения на рынке, где постоянно усиливается конкуренция с приходом новых производителей, ОАО «Хабаровский молочный комбинат» ведёт постоянную работу по усовершенствованию производственных процессов и отработке технологий, а также вводит новые виды продукции.

 

 

2.2.Сложившаяся система  оценки качества управления в  организации

ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн»  существует для достижения стоящих перед ней целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективна система управления предприятием, т.е. насколько эффективно принимаются и исполняются управленческие решения.

Показатель прибыли позволяет оценить эффективность системы управления  ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн»  в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов. В настоящее время в ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн»  оценка качества управления не производится, хотя опираясь на результаты деятельности предприятия можно сделать вывод о том, что качество менеджмента находится на достаточно высоком уровне, что обеспечивает его прибыльную, эффективную работу. 

Оценка системы качества менеджмента ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн»  проведем на основе анализа пяти управленческих функций. Каждый из пяти критериев модели содержит по пять оценочных категорий. Каждая категория объединяет по четыре составляющих. Краткое содержание и структура критериев оценка качества менеджмента представлена в таблице 2.  
 
Таблица 2 – Оценка качества менеджмента ХФ ОАО «Вимм-Билль-Данн» 

Информация о работе Характеристики и критерии оценки качества организационных процессов