Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 15:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организационное поведение".
44. Власть и влияние: сходства и различия
Власть и влияние – разные вещи. Власть - это всего лишь возможность влиять на поведение других. А вот хочется ли вас слушать, и тем более хотят ли люди исполнять то, что им приказывают – это зависит от умения повлиять. Влияние – это любые действия одного индивида, которые вносят изменения в поведение, ощущения или отношения другого индивида. Для того, чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Влияние — это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида». Конкретные сродства, с помощью которых одно лицо может влиять па другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.
45. Основные типы власти
Основные типы власти - это принуждение, вознаграждение, компетенция, пример и традиции. Руководитель может также влиять через разумную веру, вовлечение в принятии решений и убеждение.
Эффективность какого-то типа власти зависит от того, считает ли исполнитель, что руководитель может удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность, и от ситуации. Поэтому у каждого метода есть плюсы и минусы, и никто не способен руководить людьми во всех ситуациях.
Власть, основанная на принуждении, влияние через страх эффективны только при условии, что они подкрепляются отличной системой контроля, которая, как правило, требует больших затрат.
Власть, основанная на вознаграждении, влияние через действия положительного характера более предпочтительны, чем страх, потому что они дают положительные стимулы для более качественного выполнения работы. Иногда трудно определить, какая награда будет иметь эффект.
Традиционная или законная власть, влияние через привитые культурой ценности - самый распространенный тип власти. Кажется, что эффективность традиции исчезает из-за меняющихся ценностей.
Харизма, влияние силой примера - вот что люди ассоциируют с динамичными лидерами. Исполнитель отождествляет себя с руководителем или испытывает к нему сильную симпатию и слепо верит в его способности.
Экспертная власть, влияние через разумную веру распространяется все больше и становится эффективной благодаря возрастающей сложности технологии и размера организаций.
46. Понятие организационного конфликта. Причины организационных конфликтов
Конфликт – это несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать другой стороне - сделать то же самое.
Конфликт – это одна из форм взаимодействия людей и групп, при котором действия одной стороны столкнувшись с другой, препятствуют реализации цели.
Конфликт следует отличать от обычных противоречий (простого несогласия, несовпадения позиций, противоположность мнений по той или иной проблеме).
Причины конфликта:
Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и личностей;
Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей работников;
Ограниченность ресурсов;
Неодинаковое отношение к членам трудового коллектива;
Противоречия между функциями и видами трудовой деятельности.
Различия в манере поведения и жизненном опыте;
Неопределенность перспектив роста;
Неблагоприятные условия труда;
Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера;
Психологический феномен;
Недостаточный уровень профессионализма.
47. Характеристика и виды формальных групп.
Формальные группы или организации (коллективы) создает руководство, когда производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали (уровни управления), для организации производственного или торгового процесса. Их первейшей функцией является выполнение конкретных задач и достижение определенных целей.
Существует три основных типа формальных групп. Группа руководителя (командная) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Типичная командная группа – это президент компании и вице-президенты. Такую же группу образуют директор магазина и заведующие его отделами.
Рабочая (целевая) группа состоит из лиц, вместе работающих над общим заданием.
Третий тип группы – это комитет (комиссия, совет) внутри организации, которому делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. Его отличительной особенностью является групповое принятие решений и осуществление действий. Имеется 2 основных типа комитетов: специальный и постоянный. Первый представляет собой временную группу, сформированную для выполнения определенной цели. Второй – это постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Их зачастую используют для предоставления организациям консультаций по важным вопросам. Это советы директоров (правления форм), ревизионные комиссии, группы планирования, комиссии по пересмотру зарплаты.
48. Структура организационного конфликта, внутренняя и внешняя позиция участников.
Составляющими элементами конфликта являются: Оппоненты – субъекты и участники конфликта;
Конфликтная ситуация – база для конфликта; Объект конфликта – конкретная причина конфликта, его движущая сила.
Объекты могут быть трех видов:
1) Объекты, которые не могут быть разделены на части;
2) Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками;
3) Объекты, которыми участники могут владеть совместно.
4. Причина конфликта – могут быть внутренними и внешними, объективными и субъективными.
Объективные:
Ограниченность ресурсов;
Структурная зависимость участников производственного процесса друг от друга и другие моменты.
Субъективные:
Различия в ценностях, в ценностных ориентациях, нормах поведения работников;
Личностные особенности характера.
5. Инцидент – формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Может произойти случайно или может быть спровоцирован субъектами конфликта. Инцидент знаменует переход конфликта в новое качество, при этом возможно 3 варианта поведения сторон конфликта:
Стороны стремятся уладить возникшие разногласия и найти компромиссное решение;
Одна из сторон делает вид, что ничего не произошло (уход от конфликта);
Инцидент становится сигналом к началу открытых столкновений.
49. Неформальные группы. Поведенческие факторы, влияющие на формирование неформальных групп.
Первоначально к объединению – несомненно, позитивному для общественного развития – индивида подталкивает ряд инстинктов, обусловленных различными внутренними и внешними обстоятельствами и носящих социальный характер, то есть четко идентифицируемых в общественном сознании, как необходимые. Впоследствии индивид и организация, взаимодействуя, проходят ряд этапов, которые, как представляется, довольно полно представлены в концепции Г.Г.Дилигенского, отличающейся некоторой психологичностью, что в целом не сказывается на ценности получаемых выводов. Данная авторская концепция прослеживает следующий характер организационно-группового развития.
«Типологический» уровень. Члены групп имеют общие социально-психологические признаки – профессиональные или этнические (их простая арифметическая сумма). Уровень «идентификации». Происходит формирование группового самосознания, «мы-чувства», при этом члены группы сознательно отделяют себя как некую обособленную часть от других структур. Уровень «солидарности». Наиболее высокий, по мнению автора, уровень общности группы, свидетельствующий о психологической готовности ее членов к совместным действиям во имя собственных целей и интересов.
Солидарность выступает как значимый фактор образования и сплоченности групп.
50. Коллектив и команда. Сходства и различия.
1.Команду отличает от коллектива наличие лидера, т.е. человека, сумевшего обратить бОльшую часть этого коллектива в своих последователей, которые готовы следовать за ним, в том числе за рамками его формальной власти. Оперативные задачи могут выполняться и работниками-«одиночками», но подавляющее большинство сотрудников организации, как правило, объединяются в постоянные небольшие группы, в которых усилия отдельных индивидов дополняют друг друга подобно кусочкам смальты в мозаичном панно. В тех случаях, когда трудовые усилия работников взаимозависимы, они действуют как специальная команда, призванная решить определенную рабочую задачу и достичь такого уровня взаимодействия, который обычно относят к командной работе. Рабочая команда — это небольшая группа стремящихся кдостижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия работников. Частота взаимодействия членов команды и достаточно продолжительный срок «жизни» определяют ее существенные отличия как от временных групп (комитетов) по принятию решений, так и проектных команд в матричных структурах.
В том случае, когда члены рабочей команды осознают общие цели, демонстрируют ответственность и энтузиазм, поддерживают усилия друг друга, правомерно говорить о командной работе. Достижение столь высокого уровня взаимодействий предполагает поддерживающую рабочую среду, сотрудников, обладающих необходимой для выполнения командных работ квалификацией, трудную цель и командное вознаграждение. Каждая новая команда обычно проходит определенные этапы развития.
2. Ролеобразование и организационные роли
5. Влияние на концепции организационного поведения классического наследия социологии и политэкономии (А.Смит, К.Маркс, М.Вебер)
Информация о работе Шпаргалка по "Организационное поведение"