Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Теория организации".
1.Организация и система.
Система – совокупность хоз. элементов, функционирование кот. происходит целенаправленно.
Основные признаки: наличие множества отдел. элементов; наличие взаимосвязей между отд. элементами; целевая направленность функционирования множества и отдельных частей; единая цель для всей системы; автономность функционирования отд. частей; иерархичность строения системы; механизм управления. Если организация не обладает какими-либо из перечисленных признаков, то качества эффективности резко снижаются и даже она может прекратить своё существование.
В составе системы определяют подсистему - набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистема).
Классификация: группировка в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.
Техническая - станки, оборудование, компьютеры и другие изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и их последствия обычно предопределены. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения.
Биологическая - флора и фауна планеты - обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми, так же предполагается разработка нескольких альтернативных вариантов решений и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений.
Социальная (общественная) - наличие человека в совокупности взаимосвязанных элементов - семья, производственный коллектив, неформальная организация, отдельный человек. Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Эти подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений
Другая классификация: искусственные и естественные, открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, жесткие и мягкие.
Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных целей – компьютерный центр
Естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового существования - система мироздания, циклическая система землепользования, муравейник.
Открытые системы - открытый характер связей с внешней средой и сильная зависимость от нее - коммерческие фирмы.
Закрытые системы - внутренние связи и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей - профсоюзы.
Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом - обучение студентов в институте.
Стохастические (вероятностные) системы харак-ся трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными резул-тами - исследовательские подразделения.
Мягкие системы - высокая чувствительность к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабая устойчивость - новые организации.
Жесткие системы - авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей, организации - большая устойчивость к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия - церковь, авторитарные гос режимы.
Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.
Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.
5. Основные
типы коммуникационных сетей
и их влияние на
Каждый руководитель компании хотел бы иметь дружный и работоспособный коллектив, способный вместе с ним достичь поставленных целей. Здесь вжаным явл организация внутренних и внешних связей (коммуникаций). Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление - установленные нормы, правила, положения взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс - принципы и закономерности отношений между людьми. Также коммуникация - это обмен инфо между людьми. Коммуникации в орг-ции - сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и её элементы, так и её внешнее окружение.
Основным элементом процесса коммуникации явл канал связи - средство передачи информации (почта, телефон, электронная почта). В случаях, когда канал связывает более 2 людей или организационных единиц, следует говорить о наличии коммуникационной сети. Основные принципы коммуникации: важно не то, что говорит отправитель инфо, а то, что понимает ее получатель; ответственность за качество передаваемой инфо всегда лежит на отправителе. Для уменьшения возможных «шумов» в системе коммуникаций организации целесообразно иметь минимальное число каналов связи в сети Коммуникации. Однако если официальных каналов связи недостаточно они будут компенсироваться неофициальными. Эффективность коммуникаций во многом опред кол-м каналов связи в сети и ее хар-ром. Основные типы коммуникационных сетей - последовательная (П), веерная (В), круговая (К). Минимальное число каналов связи обеспечивают последовательная и веерная сети коммуникаций. Официальная сеть коммуникаций часто относительно стабильна, быстро устаревает и люди ищут пути, как сделать её динамичнее и эффективнее в быстро меняющейся ситуации. Поэтому сеть коммуникаций в любой организации представляет собой не последовательную или веерную, или же круговую систему, в которой рядом с официальными, вертикальными коммуникациями, существует большое количество неформальных.
2. Закон развития. Стадии жизненного цикла организации.
Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития: 1. эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями; 2. революционную - скачкообразный неосознанный переход. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие - переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, регрессивное - деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам. Развитие организаций обусловлено следующими факторами:
-изменениями внешней среды (
- изменениями внутренней среды (перемещение работников, переход на новые технологии)
- потребностями и интересами
человека и общества (потребность
в самовыражении и
- старением и износом
- изменениями экологии
- техническим прогрессом
- глобальным состоянием мировой цивилизации.
Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы, который включает 8 этапов: порог нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах и ликвидация или утилизация.
Закон развития: каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.
Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации. Принцип инерции - изменение потенциала начинается спустя некоторое время после начала воздействия изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания. Принцип эластичности - скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. Принцип непрерывности - процесс изменения потенциала идёт непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Принцип стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабилизации.
В практике закон развития имеет три варианта реализации.
1. Руководитель и подчинённые ничего не знают о законе развития.
2. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.
3. Руководитель и подчинённые знают о законе развития и могут им управлять.
3. Понятие и
роль коммуникаций в
Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс. Как явление - установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм. Как процесс - принципы и закономерности отношений между людьми. Коммуникация - обмен информацией между людьми. Коммуникации в организации - сложная многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и её элементы, так и её внешнее окружение.
Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой. Любая организация существует во взаимодействии со своей внешней средой (потребители, конкуренты, органы государственного регулирования) – реклама, выставки-продажи, социологические опросы.
Внутренние коммуникации - информационные обмены, осущ. между эл-тами орг-ции. Внутри орг-ции обмены инфо происходят между уровнями руководства (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).
Вертикальные коммуникации - инф передаётся с высших уровней руководства на низшие, или с низших уровней иерархии к высшим.
Горизонтальные коммуникации связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.
Коммуникации
между руководителем и
Неформальные коммуникации - личные, неслужебные, нерегламентированные отношения, большая скорость передачи инфо, значительный объём аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.
Процесс коммуникации – цель - обеспечение взаимопонимания людей, участвующих в информационном обмене. Основные элементы: отправитель, сообщение, канал связи, получатель. Отправитель - лицо, стремящееся донести определённые идеи с помощью передаваемой им информации. Сообщение - информация, имеющая определённую форму и закодированная с помощью соответствующей символики. Канал связи - средство передачи информации. Получатель - лицо, которому отправитель адресует передаваемое сообщение. Модель процесса коммуникаций.
1. формулировка идеи. Отправитель решает, какую именно идею он хочет сообщить своему адресату. 2. кодирование информации и формирование сообщения. 3. выбор канала связи и передача сообщения - почта, телефон, электронная почта. 4. декодирование и восприятие информации. 5. интерпретация сообщения и формирование ответа. 6. передача ответа.
4. Организационные ценности, нормы организационного поведения и ориентиры организационной деятельности.
Организационные ценности - предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов орг-ции и признающиеся в качестве таковых большинством членов орг-ции - произв-во продукции, оказание услуг; стабильные долговременные устойчивые отношения с заказчиком; максимальная эк. эффективность, получение прибыли - важная организационная ценность в условиях товарного произв-ва; проведение определенной соц. политики, направленной на удовлетворение разнообразных потребностей работников предприятий.
Основной любой компании является корпоративная культура - коллективные базовые представления, обретаемые группой при разрешении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутренней интеграции. Организационная культура - системное явление, основными атрибутами которого выступают ценности, убеждения, нормы поведения, социально-психологический климат. Организационные ценности определяют то, что является важным в организации, являются своеобразным ориентиром. Организационные убеждения – система взглядов на фундаментальные и частные вопросы жизни организации, представление сотрудников о том, что является правильным в организации. Организационные нормы поведения – правила поведения, подсказывающие сотрудникам, как им себя вести в организации и что от них ожидают.
6. Носители
организационной культуры. Культуры
реальных и фиктивных
Организационная культура –система общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами организации. Это позволяет обеспечить организованность деятельности по реализации миссии и целей организации. Выработка миссии остается вне поля оргкультуры. Оргкультура включает в себя установление частных целей, связанных с обеспечением миссии организации.
В системе носителей оргкультуры выделяют две подсистемы:
- декларации культурных
установок - оценочные и характеризующие
высказывания, демонстрация отношений
к действиям и их участникам,
оргсредствам и методам.
- практические действия
и реальные отношения.
Можно выделить:
- культура реальных
декларации - прямые высказывания
и демонстрации отношений
- культура фиктивных декларации - культурные установки не подтверждаются оценками, выраженными в практических действиях и реальных отношениях. Например, один работник может быть признан лучшим, а з/п, условия работы лучше у другого. Важнейшим ориентиром оргкультуры являются знания, на основе которых обеспечивается реализация миссии и целей организации. Могут быть выделены: культура научных знаний; культура практического опыта; культура сочетания науки и опыта.