Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Теория организации".
Изменения в орг-ции -
объективный процесс и
Рационализм - усовершенствование, формирование более целесообразной орг-ции чего-либо. Рационализм как философское направление признает разум основой познания и поведения людей. Принципы рационализма разделяли как материалисты (Б. Спиноза), так и идеалисты (Р. Декарт. Г. Лейбниц). Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации, т.е. к достижению максимально возможного уровня эффективности при существ в данный момент эконом. условиях.
Результативность имеет семь составляющих:
• удовлетворенность потребителя, • настроение и подготовка работников, • внутренняя производительность, • нововведения, • подготовка и результативность руководства, • операционная (финансовая) смета, • социальная ответственность.
Результативность
• Действенность определяется достижением заданного уровня качества, количества и своевременности.
Качество - степень соответствия
организационной системы
Количество - масштабность организационной системы, набор ее элементов и место в окружающей среде.
Своевременность базируется на характеристиках информации, создаваемой или потребляемой организационной системой.
• Качество трудовой жизни - величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации.
Внедрение новшеств — величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутренние нововведения в технической и социальной областях.
Реализация рационализма проявляется в стремлении к переменам в деятельности организаций.
12. Принципы
рациональной организации
Общие принципы рациональной организации процессов: пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность, специализацию, универсализацию, оперативность, гибкость, информативность и др.
Пропорциональности - пропорциональная производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия и отдельных рабочих мест.
Дифференциации - разделение
производственного процесса изготовления
одноименных изделий между отде
Комбинирования - объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенного вида изделия в пределах одного участка, цеха, производства.
Концентрации - сосредоточение выполнения определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально однородных работ на отдельных участках и рабочих местах
Специализации - разделения труда на предприятии, в цехе. Закрепление за каждым подразделением предприятия ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей, изделий
Универсализации - определенное
рабочее место или
Стандартизации - разработка, установление и применение однообразных условий, обеспечивающих наилучшее его протекание.
Параллельности - одновременное выполнение технологического процесса на всех или некоторых его операциях. Реализация данного принципа существенно сокращает производственный цикл изготовления изделия.
Прямоточности - требование прямолинейности движения предметов труда по ходу технологического процесса, то есть по кратчайшему пути прохождения изделием всех фаз производственного процесса без возвратов в его движении.
Непрерывности - сведение к минимуму всех перерывов в процессе производства конкретного изделия.
Ритмичности - выпуск в равные промежутки времени равного количества изделий.
Автоматичности - максимально возможное и экономически целесообразное освобождение рабочего от затрат ручного труда на основе применения автоматического оборудования.
Экономическая эффективность рациональной организации производственного процесса выражается в сокращении длительности производственного цикла изделий, в снижении издержек на производство продукции, улучшении использования основных производственных фондов и увеличении оборачиваемости оборотных средств.
14. Основные способы самосохранения организации.
Каждая организационная система стремиться сохранить себя, используя для этого всю совок-ть и комбинацию внутренних и внешних ресурсов, т.е. максимизировать свой совокупный потенциал. Главная цель каждой орг-ции – самосохранение; преобладание внутренних взаимодействий в орг-ции над внешними. Вероятность достижения гл. цели опред как ее потенциальная эффективность. Когда создается организация, то у нее сущ как внутренняя цель, кот позволяет организации функционировать внутри самой себя, так и внешняя цель, которая определяет на сколько данная организация способна удовлетворить внешние потребности среды, т.е. для того, чтобы организация выжила, она должна быть востребована внешней средой - это необходимое условие. Достаточным же условием явл способность так сгруппировать свои внутренние ресурсы, чтобы организация достойно могла проявлять себя во внешнем рынке, т.к. она находится во взаимодействии с организациями. В организационной системе сущ разбиение на 2 подсистемы: управляемая и управляющая. Это деление необходимо для выживания организации, и предполагается, что управляющая подсистема возьмет на себя функцию самосохранения, т.е. дирекция или высший менеджмент занимаются обеспечением этих условий.
Компоненты внутренней среды орг 1)персонал (уровень профес и квалификац подготовки, культурный и образовательный); 2) Техническая и технологическая подсистема (оборудование); 3)Социальная среда (условия и орг труда); 4) Уровень соц-психологич. отношений в коллективе (конфликтность, взаимопомощь, удовлетворенность работой). 5) Управление финансовыми потоками (показателями фин. и бух. отчетности; 6) Подсистема материального и морального стимулирования; 7)Структура управления орг (способ построения орг. структуры, подготовка и реализация управленческого решения).
Внешние факторы орг сист: 1. уровень конкурентной среды; 2. уровень НТП, инноваций; политич. среда орг; эк мотивы; 3. уровень законодательства; 4. уровень образовательной и культурной среды; 5. факторы м/н политики и макроэкономики
Закон самосохранения орг-ции явл основополагающим и все др законы как общие так и специфические предназначены для его реализации. Самосохранение обеспечивается за счет сочетания стабильности и развития.
Принципы самосохранения:
15. Концепция системного
подхода к исследованию
ТО как научная дисциплина применяет системный подход к изучению организации, он позволяет обеспечить надёжность, эффективность функционирования организации. Если организация не обладает какими-либо из перечисленных свойств, то качества эффективности резко снижаются и она может прекратить своё существование.
Системный подход изучения организации требует изучения всей совокупности связей, которые существуют между отдельными подразделениями организации как системы. Это система связей является формой существования организационных отношений и отражает существование организации. В составе системы организационных отношений (связей) выделяют группы однородных связей по какому-либо признаку, т.е. используется классификация.
вертикальные связи
между подразделениями
горизонтальные связи между подразделениями одного уровня
воздействие - однонаправленная связь; инициатором этой связи могут быть подразделения различного уровня (могут быть по вертикали и по горизонтали)
противодействие – отрицательная обратная связь
взаимодействие –
16. Рост и развитие организации, их сущность и соотношение. Формы развития.
Все организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов и, в конце концов, прекращают свое существование, проходя жизненный цикл - предсказуемые изменения с опред. последовательностью состояний в течение времени:
1. Этап предпринимательства
- орг находится в стадии становления,
формируется жизненный цикл продукции.
Цели нечеткие, творческий процесс протекает
свободно, продвижение к след. этапу требует
стабильного обеспечения ресурсами.
2. Этап коллективности -
развитие инновационных процессов предыдущего
этапа, формируется миссия организации.
Коммуникации в рамках орг-ции и ее структура
остаются, в сущности, неформальными.
3. Этап формализации и управления - структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры.
4. Этап выработки структуры - увеличение выпуска продукции, расширение рынка оказания услуг. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
5. Этап упадка - в рез-те конкуренции орг-ция сталкивается
с уменьшением спроса на ее продукцию
или услуги. Руководители ищут пути удержания
рынков и использования новых возможностей.
Увеличивается потребность в работниках,
особенно наиболее ценных специальностей.
Механизм выработки и принятия решений
централизован. Проявляются симптомы
развала организации: снижение спроса,
ужесточение конкуренции; повышается
роль цены и качества в конкурентной борьбе;
снижается прибыльность.
На этапе создания орг-ции
руководитель должен:
• тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
• собрать и оценить инф о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегией компании;
• взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесения соответствующих коррективов в ее стратегию;
• принять необходимые
меры по привлечению доп. ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
• рационально организовать управленческий
процесс, включая расстановку кадров,
создание системы ответственности, надежный
механизм принятия решений, систему мотиваций
и стимулов.
На стадии роста
выступают:
• решение соц. проблем коллектива;
• обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поиском новых сфер приложения капитала;
• оптимизация соотношения
между централизацией и децентрализацией в управлении компанией,
внедрение прогрессивных структур управления,
информационных технологий и т.п.
На стадии зрелости
руководитель должен: 1. систематически
следить за поведением конкурентов; 2.
анализировать необходимость и возможности
технического перевооружения производства,
повышения уровня технологической и конструкторской
подготовки производства; 3. совместно
с потребителями определять производственную
и научно-техническую политику организации;
4. создать необх. условия для поддержания
и укрепления интеллектуального потенциала
орг-ции, эффективной работы целевых команд.
На стадии упадка
организации руководитель: 1. рассматривает
возможности экономии всех видов ресурсов;
2. изучает возможности слияния с другими
компаниями, сужения номенклатуры производимой
продукции, если это позволит сохранить
и эффективно использовать имеющийся
потенциал при минимальных потерях; 3.
приступает к осуществлению изменений
в организации и методах управления предприятием,
в установлении связей с новыми рынками
и поставщиками.
17.Структура управления организацией. Типы орг.структур
Система управления - совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. Структура управления включает: функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализм персонала.
Основная задача системы управления - формирование профессиональной управленческой деят-ти (ПУД), которая может рассматриваться как процесс и как явление.
Как процесс ПУД - совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление ПУД - объединение элементов для реализации миссии орг-ции на основании опред. правил и процедур.