Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:11, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Теория организации".
7. Закон самосохранения, его содержание и формы реализации.
В жизни орг-ций бывают ситуации, когда она оказывалась на грани банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили репутацию и доминируют на мировом рынке. Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Американские учёные выделяют две фазы развития организаций: падение, которое длится в среднем 2,8 года и подъём, продолжающийся в течение 3 лет. Знание закона самосохранения необходимо для службы безопасности организации и личной безопасности её руководителей. Обеспечение безопасности имеет два аспекта: оперативный – охрана организации, её подразделений, материалов и готовой продукции; и стратегический - требует проведения аналитической работы, чтобы не допустить возникновения угрозы организации и её руководителям. Сущ. три варианта реализации закона самосохранения.
1. Руководитель и подчинённые не знают о законе самосохранения - пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, закон себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. При нарастании неблагоприятных воздействий орг-ция в лице всего коллектива начинает сопротивляться. Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный хар-р (увеличение продолжительности рабочего дня, конфликты, подделка фин. Документов).
2. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет - в период стабильности руководитель лишь наблюдает за изменениями в благоприятных уровнях самосохранения и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал при этом вообще не интересуется самосохранением и не формируют долгосрочных ресурсов выживания. При перемещении орг-ции в неблагоприятные уровни персонал начнёт активизироваться: часть работников покинет орг-цию, а другие будут спешно предлагать руководителю сомнительные варианты наращивания энергии ликвидации. Для руководителя это очень тяжёлые времена.
3. Руководитель и подчинённые знают о законе самосохранения - все работники в рамках своих полномочий и ответственности заранее предполагают, что организация в условиях рын. экономики может оказаться в неблагоприятных ситуациях, они в плановом порядке постепенно создают новые ресурсы, укрепляют старые связи.
13. Теория организации, её предмет и место в системе научных знаний.
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. Теория организации - научная организация организаций. В рамках теории организация должна рассматриваться как большая система, в которой необходимо учитывать особенности социальных, биологических и технических систем. У теории организации как развивающейся науки имеются два пути: 1. объединить на базе системного подхода основные научные воззрения экономики, социологии, политологии и др. и создать общий подход при анализе и синтезе социальной организации; 2. создать свою локальную область исследования части социума и развивать её. Теория организации формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций и вкл 6 этапов:
- сбор фактов, явлений;
- систематизация их и составление типологии;
- создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы, например, босс, бюрократизм, иерархия, организатор, организованность, социум, чиновник, управляемость;
- нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей;
- привлечение знаний
сопутствующих наук для
- обобщение отрывочных
сведений о теоретических
Предмет теории организации - организационные отношения между организационными объектами (люди, страны мирового содружества, заводы, концерны, банки, структурные подразделения организаций), как по горизонтали, так и по вертикали. Организационные отношения - воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов.
8. Контроллинг организации.
Процесс развития контроля сформировал новое направление в теории контрольной деят-ти – контроллинг - совокупность всех форм контрольной деят-ти, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу орг-ции для её развития или совершенствования исходя из поставленных целей. Виды контроллинга: административный контроль, технологический контроль, ревизия, функциональный, комплексный и системный аудит. Объекты контроллинга: система произв-ва и управ-я.
Административный контроль - проверка процессов и явлений и постоянное наблюд. за ними в целях фиксирования текущих состояний и отклонений от установленных администрацией значений для обеспечения достижения орг-цией своих целей.
Технологический контроль - операция, являющ. неотъемлемой частью технологич. процесса (производственного или управленческого). Операционный контроль, специальная приемка продукции и управленческий контроль использования ресурсов.
Ревизия - документальная проверка финансово-хозяйственной деят-ти орг-ции или должностного лица с целью опред. правильности и законности их действий - проводится по заданию правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, вышестоящих ведомств или собственника орг-ции. Проверяются док-ты на соблюдение фин. дисциплины, правильность постановки бух. учета, достоверность и законность совершения операций в целом.
Аудит - документальная проверка данных в соответств. профессиональной деят-ти, устанавливающая уровень их соответствия опред. критериям, нормам и стандартам.
Пассивный контроллинг - периодические действия специалистов или руководителей по анализу текущей инф о функционировании системы произв-ва и управления орг-ции - ревизия и аудит.
Активный контроллинг - непрерывный контрольный процесс для обеспечения достижения целей орг-ции - административный и технологич. контроль.
Объектами контроллинга явл элементы, входящие в систему управления и систему произв-ва, в том числе элементы технологии, структура и процесс управления, инфо. Для реализации контроллинга в орг-циях создают структурные подразделения, подчиняющиеся либо коммерческому, либо ген. директору.
При обычном контроле большая часть парам-ров не отраж. в док-тах и часто безвозвратно теряется. Контроллинг может быть предварит, текущим и заключительным.
Предварительный контроллинг осущ до начала реализации целей и программ орг-ции - основная задача - разработка или корректировка критериев оценки, отладка методики и регламента проведения дальнейшего контроля.
Текущий контроль проводится в ходе выпол. работ орг-цией по установл. регламенту.
Заключительный контроль выполняется после завершения работ и достижения целей. В рез-те создаются или пополняются базы данных целям, задам, параметрам работы организации.
9. Особенности
управления организацией в
В США половина работающих занята на малых предприятиях, которые дают половину всей продукции и ещё больше новых идей и инновационных изделий. В Японии 9/10 трудоспособного населения также занято в малом бизнесе, на его долю приходится 70% всех продаж.
Японская модель:
Американская модель:
11.Организация как объект управления. Эволюция взглядов на организацию.
На эффективность
Эти 2 подсистемы образуют содержание управленческой деятельности
Эти 2 подсистемы образуют механизм управления
Система управ-я одновременно стабильна, и в то же время изменчива.
В составе этих 4-х подсистем и в составе каждой подсистемы можно выделить более консервативные и более динамичные эл-ты. (закон – самый консервативный, чтобы его изменить нужно изменить хар-р многих факторов - но это в экономике, в управлении законы менее консервативны)
Система управления должна постоянно совершенствоваться.
В составе этих подсистем ведущую роль выполняют 1 и 2 подсистемы. Управленческая деят-ть проявляется в выполнении управленческих функций. Управленческая ф-ция – это совокупность однородных управленческих действий. В ТО выделяют 3 группы управленческих ф-ций. Эти группы отражают 3 уровня управления:
1. Производственные ф-ции – это ф-ции, которые выполняют работники первичного звена деятельности любой организации (рабочие). В ТО они называются специалисты.
2. Функция управления производственными ф-циями – среднее звено (бригадир, нач.цеха, мастер). В ТО их называют менеджеры.
3. Управление управленческой деятельностью, т.е. они регулируют, координируют деятельность менеджеров – высший уровень. В ТО – руководители.
Работники каждого уровня
выполняют соответствующие ф-
Выделяют 3 параметра:
В ТО используется соответствующая классификация ф-ций. Любая классификация имеет практическую направленность (полезность), классификация ф-ций используется для построения формирования состава и структуры организации (формирование отдельных подразделений, их состав, количество и соотношение)
В соответствии с этой классификацией выделяют 2 группы ф-ций:
Эти ф-ции называются общими, потому что они присутствуют в составе любой конкретной ф-ции, и они определяют и образуют состав этих конкретных ф-ций, т.е. например управление производством, но её реализаций посредством ф-ций.
В других научных дисциплинах несколько другая классификация. В современных условиях роль общих ф-ций повышается, и всё большее кол-во фирм имеют в своей структуре это обособленное подразделение.
10. Принципы
развития организации –