Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:38, шпаргалка
1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Для реализации процесса управления необходим механизм реализации управления.
Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.
Две трактовки понятия «управление»:
1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;
2) как механизм управления.
2. Установление подсистем внутренних и внешних факторов, влияющих на качество выполнения. Выявление их основных характеристик и особенностей функционирования в определенных условиях.
3. Установление характера изменения факторов в зависимости от времени выполнения каждой задачи и каждого мероприятия в отдельности.
4. Установление параметров (количественных характеристик), характеризующих факторы.
5. Установление характера влияния параметров (факторов) на качество выполнения мероприятий.
Выход 4-го этапа – система задач и подсистема мероприятий, обеспечивающих достижение цели – система факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние как на эффективность деятельности в целом, так и на отдельных ее этапах.
Сущность деятельности на 4-м этапе: рассмотрение особенностей выполнения каждой задачи, каждого мероприятия и на их основе постановки определенного набора факторов внешней и внутренней среды таких, от которых зависит качество их выходов.
Факторы внешней среды – характеристики, координаты состояния системы – это такие факторы, которые не зависят от управляющих воздействий не непосредственно, а косвенно, хотя результаты деятельности системы могут изменить и характер влияния этих факторов и сами факторы внешней среды. Чаще всего факторы внешней среды оказывают более сильное воздействие, чем факторы внутренней среды.
Внутренние факторы – это управляемые факторы, которые характеризуются системами показателей, по величине которых следует судить об эффективности деятельности системы в целом. Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить возможно большее значение этих показателей при существующих ограничениях на время и ресурсы. Внутренние факторы могут подлежать изменению в зависимости от установленных ограничений, преследуемых целей деятельности и их возможной корректировки.
Особенность: такие факторы полностью зависят от выработанных и существующих управляющих воздействий, которые также являются факторами внутренней среды.
Вход для 5-го этапа – это выходы 3-го и 4-го этапов – прогнозное моделирование процесса достижения цели будущей деятельности, для управления которой и принимается решение.
Выход 5-го этапа – набор предусмотренных вариантов действий и признаки выбора лучшего из этих вариантов или оптимальный вариант действий.
Цель моделирования при выработке решения – получение такой информации о будущем процессе деятельности, которая позволила бы произвести выбор лучшего варианта этого процесса.
Порядок работы на этапе моделирования:
1-й шаг моделирования – определяется вид основного показателя качества деятельности по достижению цели.
2-й шаг – определение видов и качества необходимых ресурсов и их наличие.
Характеристики качества требуемых и наличных ресурсов: 1) для исполнителей – производительность, безошибочность работы, зависящие от уровня обученное™, моральных, социально-психологических и физиологических характеристик; 2) для других видов ресурсов – производительность, надежность и т. д.
На 3-м шаге происходит смысловое, оперативное, вербальное описание вариантов будущих действий.
Выходом 3-го шага этапа модернизации является множество возможных вариантов действий, описанных в неформальном виде. На этом этапе исключаются не эффективные варианты.
Особенность 3-го шага: при отсутствии времени, на нем заканчивается этап моделирования и из полученных вербальных моделей вариантов действий осуществляется качественный, интуитивный выбор лучшей, которая после согласования и утверждения становится решением.
При количественном анализе определенных на 3-м шаге моделирования вариантов действий, процесс моделирования переходит к 4-му шагу, определению показателя или показателей эффективности и системы параметров, от которых эти показатели зависят.
На 5-м шаге определяется модель. Для социальных систем, наиболее приемлемыми видами модели предстоящей деятельности могут являться слабо структурированные модели.
На 6-м шаге осуществляется разработка выбранной модели, сущность которой будет сводиться к формализации процесса деятельности, то есть к логико-математическому описанию этого процесса.
Так как разрабатываемая модель является прогнозной, она должна обеспечить прогнозное значение показателей качества в зависимости от варианта деятельности, устанавливаемого управляющими воздействиями, и от прогнозных значений факторов внешней среды.
На 7-м этапе осуществляется программирование и отладка модели. Этот шаг является техническим, но при его осуществлении выявляются все ошибки, неточности, которые были допущены на предыдущих шагах.
8-й шаг – исследование модели путем экспериментирования на компьютерной модели.
Технология согласования
проекта решения с исполнителям
Шаг 1. Установление перечня исполнителей, которые будут участвовать в реализации решения. Определение ответственных лиц.
Шаг 2. Доведение проекта решения до заинтересованных лиц. Предоставление им всей необходимой информации.
Шаг 3. Установление заинтересованными лицами степени их участия в реализации предложенного решения.
Шаг 4. Анализ заинтересованными лицами своих возможностей. Если очевидно, что решение реализуемо, то осуществляется переход к шагу 7, если не реализуемо – осуществляется переход к следующему шагу.
Шаг 5. Обоснование вывода о нереализуемости.
Шаг 6. Установление приемлемого варианта решения.
Шаг 7. Доклад о своем решении руководителю группы выработки предложений.
Шаг 8. Подготовка проекта решения для отчета руководителю.
Вход 6-го этапа – полученные в результате моделирования варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из этих действий.
Выход 6-го этапа – согласованный с исполнителями проекта решения. Сущность деятельности на этапе – согласование проекта решения с исполнителями, оценка исполнителями реализуемости вырабатываемого решения и уточнение его с учетом реально имеемых ресурсов у исполнителей.
Порядок работы на этапе утверждения решения (7-й этап):
Шаг 1. Доклад руководителей группы выработки предложений руководителю (проекта) вариантов деятельности по достижению цели, условий, в которых будет происходить эта деятельность, правила выбора лучшего из предложенных вариантов.
Шаг2. Выбор руководителем (проекта) лучшего, на его взгляд, варианта с учетом собственного опыта, профессиональных знаний и интуиции.
Вероятны случаи, когда руководитель (проекта) потребует дополнительных сведений для принятия решения, доработать предложения в том или ином отношении или даже изменить их, если такие действия, по его мнению, будут способствовать более эффективной деятельности.
Вход 7-го этапа – скоординированные варианты действий по достижению цели и признаки, правила выбора лучшего из них с учетом мнения исполнителей.
Выход 7-го этапа – выход всего процесса выработки решения.
Сущность деятельности на этапе
утверждения решения –
Классификация управленческих решений в зависимости от уровня стандартности, типичности, наличия или отсутствия аналогов: 1) запрограммированные (структурированные); 2) незапрограммированные (слабо структурированные).
Запрограммированные решения отличаются отработанной моделью, включающей стандартные, привычные процедуры их выработки и обоснования. Алгоритм решения известен заранее и следует только приспособить его к решаемой проблеме с учетом присущих ей условий и ограничений.
Применение
Цели и задачи таких решений или хорошо известны, или заданы извне, а лицам, принимающим решение, необходимо сделать выбор способа действий из относительно небольшого набора допустимых вариантов.
Особенность: прежде чем использовать набор стандартных, программных процедур принятия подобных решений, необходимо убедиться в результативности выбранного таким способом решения.
Незапрограммированные, слабо структурированные решения типичны для нестандартных проблем, для ситуаций, отличающихся новизной, неопределенностью.
Применение
По признаку масштабности зоны действия и уровня принятия управленческих решений их разделяют на макроэкономические и микроэкономические решения.
Макроэкономические решения распространяют свое действие на всю экономику в целом, на крупные отрасли и регионы, на представительные секторы экономики и социальной сферы. Это решения, оказывающие влияние на объемы и структуру производства в масштабах страны, на федеральный и региональный бюджеты, доходы и расходы населения, инвестиции в экономику, темпы экономического роста. Макроэкономические решения принимаются законодательными, исполнительными, судебными органами государственной власти в высших эшелонах управления. Чаще всего это незапрограммированные или частично запрограммированные решения.
Микроэкономические решения
распространяют свое действие на экономику
корпораций, компаний, предприятий, небольших
административно-
По степени значимости, важности, продолжительности действия решения бывают:
1. Стратегические решения глобального характера, рассчитаны на продолжительный срок исполнения.
Разновидности стратегических решений: проведение кардинальных преобразований в системе управления (осуществление действий, которые способствуют полному изменению сложившейся обстановки), принятие перспективных планов, программ, проектов (как правило, срок действия таких мероприятий составляет от 1 года до 15 лет, в зависимости от сложности и изменчивости факторов, оказывающих на них влияние), утверждение бюджетов, установление генеральной линии действия в виде концепций социально-экономического развития, выработка долговременной экономической политики. Особенность: стратегические решения почти всегда бывают запрограммированными. Чаще всего содержат общие направления деятельности. Их реализации предшествует достаточно долгий процесс разработки, согласования, внесения изменений и корректировок.
2. Тактические управленческие решения связаны со среднесрочными проблемами, выработкой линии действий на относительно непродолжительный период времени в соответствии со складывающейся ситуацией в производстве, на рынках. Тактические решения являются способом конкретизации стратегии, воплощения ее в конкретные меры, подлежащие осуществлению в течение определенного планового, программного периода.
Ориентация тактических управленческих решений: как правило, такие решения направлены на достижение промежуточных целей, решение задач, способствующих продвижению и генеральным целям.
3. Оперативные (текущие) управленческие решения, принимаются ежедневно исходя из условий производственной деятельности, ресурсной обеспеченности, рыночного спроса, цен, социальных запросов, событий политической, экономической, социальной, экологической среды. Особенность: оперативные решения чутко реагируют на возникающую непредвиденную ситуацию, в связи с этим их называют ситуационными.
Предмет оперативных решений: организационные меры, срочные поручения, восполнение возникающих потерь, убытков, пополнение недостающих материальных, трудовых, финансовых ресурсов, корректировка плановых, программных мероприятий, получение текущих выгод.
Наибольший вес в
совокупности текущих управленческих
решений имеют