Тепловой расчет змз 24

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

Плотность свежего заряда r0 (кг/м3) на впуске приблизительно равна плотности воздух:
где p0 – давление окружающего воздуха, p0 = 0,1 МПа;
Rв – газовая постоянная, для воздуха Rв = 287 Дж /(кг×К);
Т0 – температура окружающего воздуха, Т0 = 293 К.

Вложенные файлы: 1 файл

ZMZ-24.doc

— 793.50 Кб (Скачать файл)

           7 .Кинематический расчет двигателя.

 

Перемещение поршня, мм,

где R- радиус  кривошипа , м,

 

 

 

Скорость поршня, м,

где ω – угловая скорость коленчатого вала , рад/с,

 

 

 

Ускорение поршня , м/с2,

 

Результаты расчетов заносим в таблицу 4.

 

Таблица 4 Результаты кинематического расчета двигателя.

 

 

φ, град

 

Sn, мм

 

Vn, м/с

 

J, м/с2

0

0

0

12923.175

30

7,43

11.266

10157.064

60

26,62

18.622

3634.643

90

50,16

20.096

-2826.945

120

70,62

16,185

-6461.587

150

83,64

8,83

-7330.12

180

88

0

-7369.286

210

83,64

-8,83

-7330.12

240

70,62

-16,185

-6461.587

270

50,16

-20.096

-2826.945

300

26,62

-18.622

3634.643

330

7,43

-11.266

10157.064

360

0

0

12923.175


 

По этим данным строим графики рис. 3. 

             8. Динамический расчет двигателя.

 

Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма заключается в определении суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов и сил инерции, для различных положений коленвала. Динамический расчет следует выполнять в следующей последовательности:

  1. Развернуть индикаторную диаграмму по углу поворота коленвала, взяв за начало отсчета начало хода впуска (точку r ).

Pг = Р – Р0

где Р – давление на индикаторной диаграмме, МПа

 

Pг = 0,118 -  0,1 = 0,018

 

  1. Рассчитать удельную силу инерции возвратно-поступательно движущихся масс шатунно-поршневой группы, МПа:

где Fn    – площадь поршня, мм2,

mj – масса   тел, совершающих возвратно-поступательное движение, кг,    mj = mn + mшn ;

        mn   – масса поршневой группы, кг;

        mшn – масса       шатуна,  сосредоточенная    на  оси поршневого пальца,    кг, mшn = 0,275mш ;

       mn – конструктивные массы на 1м2 площади поршня, кг. Примем 150, кг.

mш – масса шатуна, кг.

 

 

Суммарная удельная сила приведенная  к центру поршневого кольца, МПа

МПа

 

    1. Удельные силы, МПа, действующие:

по шатуну

на стенку цилиндра

по кривошипу

по касательной к  окружности, описываемой центром  шатунной шейки

где β – угол отклонения шатуна от оси цилиндра, β = arcsin (λ sin φ).

Крутящий момент одного цилиндра

Результаты динамического  расчета следует свести в таблицу 5.

 

Таблица 5 Результаты динамического  расчета двигателя.

 

 

φ

град

 

 

МПа

 

P

МПа

 

tgβ

 

МПа

 

1


cosβ

 

МПа

 

cos(φ+β)


cosβ

 

МПа

 

sin(φ+β)


cosβ

 

МПа

 

Мкр,ц

Н·м

0

0,018

-1.822

-1,792

0

0

1

-1,792

1

-1,792

0

0

0

30

-0,023

-1.433

-1,463

0,141

-0,206

1,010

-1,477

0,795

-1,163

0,622

-0,909

-243

60

-0,023

-0,5

-0,53

0,248

-0,131

1,030

-0,546

0,285

-0,151

0,990

-0,525

-140

90

-0,023

0,398

0,368

0,289

0,106

1,041

0,383

-0,289

-0,106

1

0,368

98

120

-0,023

0.911

0,881

0,248

0,254

1,030

0.907

-0,715

-0,629

0,724

0,654

174

150

-0,023

1,033

1,003

0,141

0,141

1,010

1,013

-0,937

-0.939

0,378

0,379

101

180

-0,023

1,025

0.995

0

0

1

0.995

-1

-0.995

0

0

0

210

-0,023

1,033

1,018

-0,141

-0,143

1,010

1,028

-0,937

-0.954

-0,378

-0,385

-102

240

-0,023

0.911

0,911

-0,248

-0,225

1,030

0.938

-0,715

-0,649

-0,742

-0,676

-180

270

0,013

0,397

0,412

-0,289

-0,119

1,041

0,429

-0,289

-0,119

-1

-0,412

-110

300

0,25

-0,5

-0,312

-0,248

0,077

1,030

-0,321

0,285

-0,089

-0,990

0,309

82

330

0,75

-1,433

-0,833

-0,141

0,117

1,010

-0,841

0,795

-0,662

-0,622

0,518

138

360

2.1

-1.822

0.278

0

0

1

-0,278

1

-0,278

0

0

0

370

4,620

-1,814

2,545

0,049

0,125

1,001

2,547

0,976

2,484

0,221

0,562

150

390

3,10

-1,433

1,067

0,141

0,15

1,010

1,077

0,795

0.848

0,622

0,664

177

420

1,350

-0,512

0,481

0,248

0,119

1,030

0,495

0,285

0,137

0,990

0,476

127

450

0,750

0,399

0.864

0,289

0,249

1,041

0.899

-0,289

-0,249

1

0.864

231

480

0,450

0.911

1,181

0,248

0,292

1,030

1,216

-0,715

-0.844

0,742

0.876

234

510

0,275

1,033

1,153

0,141

0,162

1,010

1,164

-0,937

-1,08

0,378

0,436

116

540

0,15

1,025

1,07

0

0

1

1,07

-1

-1,07

0

0

0

570

0,1

1,033

1,063

-0,141

-0,149

1,010

1,074

-0,937

-0.996

-0,378

-0,402

-107

600

0,018

0.911

0.941

-0,248

-0,233

1,030

0.969

-0,715

-0,673

-0,742

-0,698

-186

630

0,018

0,397

0,427

-0,289

-0,123

1,041

0,444

-0,289

-0,123

-1

-0,427

-114

660

0,018

-0,5

-0,47

-0,248

0,116

1,030

-0,484

0,285

-0,113

-0,990

0,465

124

690

0,018

-1,433

-1,403

-0,141

0,197

1,010

-1,417

0,795

-1,115

-0,622

0,873

233

720

0,018

-1.822

-1,792

0

0

1

-1,792

1

-1,792

0

0

0


На основании этих данных строим графики  рисунок 4.

9. Построение графика суммарного момента Мкр. в зависимости от угла  поворота коленчатого вала и определение среднего значения крутящего момента Мкр.ср.

 

Т.к. во всех цилиндрах  двигателя величина и характер изменения крутящих моментов по углу поворота коленвала и одинаковые и отличаются лишь угловым интервалом, то для расчета ∑Мкр достаточно построить кривую крутящего момента для одного цилиндра.

 

∑Мкр1 = 0 Нм

∑Мкр2 = -275 Нм

∑Мкр3 = -385 Нм

∑Мкр4 = 105 Нм

∑Мкр5 = 614 Нм

∑Мкр6 = 588 Нм

∑Мкр7. =0 Нм

 

 

где F1 и F2 соответственно положительная и отрицательная площади, мм2, заключенные между кривой Мкр и линией АО и эквивалентные работе, совершаемой суммарным крутящим моментом;

ОА – длина интервала между вспышками на диаграмме, мм;

mм – масштаб моментов, mм = 4;

 Нм

 Нм

график показан на рис. 5.

10. Построение результирующей силы Rшш, действующей на шатунную шейку кривошипа и диаграммы износа шатунной шейки.

 

График изменения силы Rшш в зависимости от угла поворота коленвала (кривошипа) строится в прямоугольной системе координат.

,

;

 

График изменения Rшши и диаграмма износа приведен на рис. 6.

 

 

 

Т,кН

К,кН

,кН

,кН

0

0

-10.893

-17.92

18.1

30

-5.526

-7.06

-11.63

15.35

60

-3,191

-0.918

-1.51

8.72

90

2,237

-0,644

-1.06

8.2

120

3.976

-3.824

-6.29

11.75

150

2,304

-5.708

-9.39

13.2

180

0

-6,049

-9.95

13.3

210

-2,34

-5.799

-9.54

13.28

240

-4,109

-3.345

-6.49

11.4

270

-2,504

-0,725

-1.19

8.4

300

1,878

-0,541

-0.89

8

330

3,148

-4,024

-6.62

11.7

360

0

-1,698

-2.78

9.7

370

3,416

15,1

21.04

8.5

390

4.036

5.155

8.48

4.6

420

2.894

0.832

1.37

7.15

450

5.252

-1.514

-2.49

10.25

480

5.325

-5.131

-8.44

13.4

510

2.65

-6.565

-10.8

14.1

540

0

-6.504

-10.7

13.8

570

-2,444

-6.095

-9.96

13.6

600

-4,243

-4,091

-6.73

12.1

630

-2,596

-0,748

-1.23

8.35

660

2.827

-0,687

-1.13

8.3

690

5,307

-6.778

-11.15

15

720

0

-10.894

-17.92

18.1




Таблица 6.

 

 

 

 

 

11. Описание конструктивного узла.

Шатун служит для передачи усилий от поршня  к коленчатому  валу, и наоборот (в зависимости  от соотношения действующих сил).

При работе двигателя шатун совершает  сложное движение, во время которого он подвергается действию переменных давлений газов и инерционных сил. В некоторых случаях действие этих сил носит характер, близкий к ударному. Таким условиям работы отвечает конструкция шатуна, имеющая максимальную жёсткость при минимальной массе.

Основными элементами шатуна являются поршневая (верхняя) головка, стержень и кривошипная (нижняя) головка.

Поршневая головка имеет  обычно цилиндрическую или близкую  к ней форму, её штампуют вместе  со стержнем шатуна и, как правило, выполняют цельной.

В поршневые головки  запрессовывают с некоторым натягом  втулки из антифрикционного материала. Радиальная толщина стенки втулки составляет (0,055…0,085)dн. Между пальцем и поверхностью втулки предусматривается зазор ∆ = (0,0004…0,0015) dн.

Для подвода смазочного материала в поршневой головке  шатуна выполняются специальные  отверстия. В современных двигателях плавающие пальцы нередко смазываются  принудительно, для чего масло подаётся под давлением по каналу в стержне шатуна. Это же масло может отводить  теплоту от днища поршня, для чего в верхней части головки устанавливается форсунка.

Между торцами поршневой  головки шатуна и бобышек поршня должен быть осевой зазор, необходимость  которого обуславливается наличием допусков расстояний между осями цилиндров и размеров коленчатого вала, поршня и шатуна, а также удлинением коленчатого вала при нагревании. Длину поршневой головки шатуна делают на 3…5 мм меньше расстояния между бобышками: Lб.п=Lп.r + (3…5) мм.

Стержень шатуна симметричен относительно продольной оси кривошипной головки и имеет двутавровое сечение. Отношение высоты двутаврового сечения к его ширине обычно колеблется от 1,4 до 1,8.

Кривошипная головка  шатуна должна обладать высокой жёсткостью, обеспечивающей надёжную работу тонкостенных вкладышей; иметь минимальные габариты, определяющие контуры картера, а также минимальную массу; плавные формы во избежание концентрации напряжений в местах изменения сечений и переходов. Должна обеспечиваться возможность извлечения головки через цилиндр при демонтаже (обязательное условие для двигателей с блок-картерами).

Кривошипные головки  многоцилиндровых двигателей выполняются  разъёмными. Крепление крышки осуществляется с помощью болтов или (реже) шпилек. Для уменьшения габаритных размеров и массы кривошипной головки шатунные болты стремятся приблизить к оси шейки.

В случае развитых шатунных шеек с относительным размером dш.ш/D = 0,66…0,68 и более для обеспечения демонтажа поршня с шатуном через цилиндр кривошипные головки изготовляют с косым разъёмом под углом, равным 30, 45 и 600  , к продольной оси стержня шатуна (ЯМЗ – 236, СМД – 60).

Крышки кривошипных  головок для предупреждения смещения в поперечном направлении фиксируют  призонными болтами, выступами в  крышке или теле шатуна, треугольными шлицами.

В кривошипную головку  шатуна устанавливается подшипник  в виде двух тонкостенных вкладышей. Толщина стенок вкладышей существующих конструкций изменяется в пределах (0,33…0,05) dш.ш, толщина антифрикционного слоя — 0,2…0,7 мм.

Осевой зазор (возможное  перемещение кривошипной головки  вдоль шатунной шейки) не превышает 0,1…0,15 мм. При наличии больших  осевых зазоров возможны «центробежная  откачка» масла из подшипника и падение  давления в его слое.

Для предупреждения проворачивания и осевых перемещений тонкостенные вкладыши фиксируются     усиками, выдавленными   у  стыков  и  располагающимися  в  соответствующих

канавках, выфрезерованных  в шатуне и крышке. С той же целью иногда применяется штифтовая  фиксация.

Различные элементы шатуна работают в условиях знакопеременных и переменных напряжений, изменяющихся в широких пределах.

Шатуны отечественных  автомобильных и тракторных двигателей изготавливают из сталей 40, 45, 45Г2, 40Х; шатуны дизелей, работающих в условиях наддува при высоких давлениях сгорания,— из легированных сталей типа 18Х2Н4МА, 40Х2Н2МА, 40Х2АФЕ с высокими пределами прочности и текучести. В качестве термообработки шатунов применяются нормализация, закалка и отпуск.

Для изготовления болтов используют стали типа 35Х, 40Х, 40НХ. При больших напряжениях затяжки применяют легированные стали 18Х2Н4ВА, 20ХНЗА, 40ХНМА.

Втулки поршневых болтов головок шатунов форсированных  двигателей изготовляются из алюминиево-железистой бронзы Бр АЖ 9-4, оловянно-цинковых бронз  Бр ОЦ 10-2, Бр ОЦС 4-4-2,5 или Бр ОЦС 3-11-5, а также оловянно-фосфористых бронз Бр ОФ 10-1. Эти бронзы обладают высокими износостойкостью и сопротивлением усталости.

 

12. Расчет шатунной  группы.

       12.1.Поршневая головка.

 

Из теплового и динамического  расчетов имеем давление сгорания на режиме при ,массу поршневой группы ; массу шатунной группы ;максимальную частоту вращения при холостом ходе ;ход поршня S=88 мм; площадь поршня ; . Из расчета поршневой группы имеем диаметр поршневого пальца ;длину поршневой головки шатуна . По таблице13.1 принимаем: наружный диаметр головки ; внутренний диаметр головки ; радиальную толщину стенки головки ; радиальную толщину стенки втулки .

Информация о работе Тепловой расчет змз 24