История дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

включает себя описания дизайна модерна,его стили,историю развития и рассмотрения его на некоторых страннах (Испания,Росссия,Америка,Финляндия)

Содержание

Глава 1.
1.1.Введение
1.2.Архитектура модерна: основные черты, направления, динамика развития.
1.3.История развития
Глава 2.
2.1.Чикагская школа
2.2.Европа
Глава 3.
3.1.Финский модерн
3.2.Католонский модерн
Глава 4.
4.1.Модерн в России
4.2.Калористика Московская архитектуры модерна
4.3.Модерн в Нижнем Новгороде
Глава 5.
5.1.Модерн в целом
5.2.Заключение
5.3.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

лизе(дизайн).docx

— 287.92 Кб (Скачать файл)

Творчески переосмысливались  формы прошлого, вследствие чего появлялись средневековые, восточные мотивы. Возведенные  сооружения пытались уподобить природным  творениям и наоборот. Основными  мотивами в декорировании были растительные, популярным был также мотив женской головы с развевающимися волосами. Так, сооружения Антонио Гауди настолько органичны и совместимы с окружающим пейзажем, что создают ощущение природного творения.

Глава 2.

 

2.1.ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА.  

 

 

  

        Идея применения стального каркаса при строительстве многоэтажных зданий впервые появилась в Чикаго, где представители чикагской школы впервые разработали принципы применения стального каркаса в качестве конструкции и нашли типичные для каркасных зданий архитектурные формы. Наиболее известный представитель этой школы - Луис Салливен. Его теоретические высказывания не менее значительны, чем постройки. Он утверждал, что нужен подземный этаж для котлов и машин, два этажа с большими световыми проемами для конторских помещений и верхний, технический. В результате этого здание делится на три части.

  Этот принцип отражен в в строительстве Уэнрайт-Билдинг в Сент-Луисе(1890-91) и Гаранти-Траст-билдинг в Буффало (1895). В первых двух его работах подчеркнуто вертикальное членение и стремление ввысь.  

   В поздних его работах, где перед ним стояла задача создать максимальное освещение, он делает оконные проемы более широкимиЮ подчеркивая горизонтальное членение здания.  

 Другим наиболее известным архитектором чикагской школы является Фрэнк Ллойд Райт, начавший свою работу в конторе Салливена и Адлера в 1887 году. С 1894 г. он работает самостоятельно.В его творчестве есть своеобразие - для него характерно соединение архитектуры и природы, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания. Это известно, ка принцип "органичной архитектуры". Опубликованные в Европе в 1910 г. его статьи вызвали большой интерес, т.к. оказалось, что он решил те проблемы, над которыми работали его коллеги за океаном. Его работы сделали его знаменитым в Европе, но в Америке он, как ни странно, был одинок.

 

 

 

2.2.ЕВРОПА.   

 

 

  В начале 90-х годов 19 века в архитектуре  стран Европы наметился отход  от эклектизма. Получили развитие новые  декоративные мотивы. Создается новый  язык декоративных форм в виде подвижных  растительных мотивов или напряженных  упругих линий. С течением времени  все больше выкристаллизовывается  тенденция к отказу от обусловленности  орнамента временем и стремлением  к восприятию принципов архитектурного творчества, провозглашенных Отто Вагнером, Гендриком Петрусом Берлаге и Анри ван де Вельде.  

В 1896 г. в Мюнхене вышел  журнал "Югенд", который дал имя новому течению в Германии. Понятие "югендстиль" обозначает не только то новое, что содержится в выступлениях талантливой молодежи, отражая смену поколений, характеризует чувства современности, свойственные ее устремлениям. Для этого течения характерно прежде всего убеждение в необходимости преодолеть эклектизм 19 века и выступления одиночек против целой эпохи.  

В строительстве зданий архитекторы  отказываются от обязательной симметрии, внутренняя планировка выражается во внешнем облике. На примерах можно  проследить значение и направленность югендстиля и быстро наступивший его упадок. Жилая комната 1890 г. была до отказа забита мебелью, формы которой были скопированы со стилей прошлого. Тяжелые портьеры затемняли окна. В работах же Анри ван де Вельде этого не было: минимальное количество мебели тонкой ручной работы, светлые тона стен, которые ничем не загромождены, улучшают освещение.

 

Глава 3.

 

 

3.1.Каталонский модерн Антонио Гауди.

 

     Антонио Гауди-и-Корнет - самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В 90-х гг. в Испании в Барселоне возникает направление «каталонского модерна», к которому принадлежал Антонио Гауди-и-Корнет 91852-1926).

    Для этого направления модерна характерной стала повышенная экспрессивность, свобода использования архитетурной формы, активное применение цвета.  Архитектура Гауди  информативна, она включает надписи, композиции на евангельские сюжеты, аллегорические изображения, символы. Гауди не пользовался  расчетами инженеров, его методы близки мастерам Средневековья и целиком основаны на опыте.

     Главным в творчестве Гауди стало возведение в Барселоне собора Саграда Фамилиа. То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы", - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Собор Саграда Фамилиа вырастает из- под земли с каким-то геологическим упрямством, свойственным лишь горным породам. Он вызывающе инороден и архитектурному стилю города, и эпохе - даже нынешней.  Одни его проклинали, другие превозносили - в результате даже недостроенный, он стал символом Барселоны и останется им надолго, если не навсегда.

       Гауди мыслил собор по типу Базилики, то есть имел форму латинского креста, в центре которого должен был возвышаться величественный 170-метровый купол - Символ Христа. Три Монументальных фасада, обращенные на юг, запад и восток, устремлялись вверх, обрамляя купол Христа. С востока располагался фасад Рождества, с запада - Фасад    Страстей Господних и с юга - Фасад Славы. Каждый из трех фасадов украшали башни-колокольни. Гауди тщательно изучил законы акустики. Он хотел, чтобы колокола приводились в движение не людьми, а ветром, который врывался бы в сквозные башни и заставлял гулкие голоса прославлять Господа. Кроме того, на самом верху каждой башни предполагалось специальное углубление для прожекторов. Благодаря им в пасмурную погоду и ночью храм должен был оставаться обителью света.

Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. "Это будет, подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды", - писал Гауди.

        Свою работу он рассматривал как миссию апостола, а эстетическим мечтам (в которых видел смысл жизни) придал религиозно-мистический характер. Саграда Фамилиа строится с 1883 года, но причина такого «долгостроя» отнюдь не в грандиозности проекта. Саграда Фамилиа возводится исключительно на частные пожертвования  и на скромные доходы находящегося в нем музея. Подобный метод работы отчасти  объясняет, почему церковь Саграда Фамилиа до сих пор остается незавершенной.

   Архитектура Гауди была  далека от общепринятой. Казалось, что Гауди объявил «войну» прямой линии и навсегда переселился в мир кривых поверхностей. Гауди подходил к строительству как к органическому созидательному процессу: камень в его руках превращался в живую форму, орнамент и резьба вырастали из него, как листья и ветки из дерева. Точным чертежам архитектурных проектов он предпочитал расплывчатые эскизы, и сам стремился постоянно находиться на стройке. Такое наблюдение нужно было ему, чтобы этап за этапом видеть, как здание приобретает форму, дабы при необходимости тут же , на месте, внести коррективы.

Почти с уверенностью можно сказать, что, если бы Гауди сам завершал строительство церкви, он не довольствовался бы ее нынешним цветовым оформлением, сохраняющим окраску строительного камня. Он любил буйство красок и форм, его увлекали цвета живой природы. 

 

3.2.Финский модерн: истоки и влияния.

      В связи с вышеописанными условиями финская архитектура того времени испытала на себе влияние целого ряда стилистических направлений: ричардсоновского неороманского стиля (названного по имени американского архитектора Генри Ричардсона (1838-1886)), британского Движения искусств и ремёсел (лидерами которого были Уильям Моррис и Джон Рёскин, выступавшие против индустриализма), а также популярного в Европе «нового стиля», югенда. Уникальный сплав этих трех художественных течений и породил в Финляндии свой особый стиль национального романтизма.

    Особое значение при этом имело влияние стиля югенд. Югенд, или ар-нуво, или модерн — это архитектурное движение, зародившееся в континентальной Европе на рубеже XIX–XX вв. и ориентированное на использование живого, пластичного, асимметричного дизайна. Это «юный» стиль, который означает свободу, фантазию и индивидуальность. Представители югендштиля подчеркивали важность применения естественных строительных материалов, очень уважали декоративно-прикладное искусство и часто прибегали к заимствованным из природы и национальной истории орнаментальным мотивам. Для модерна свойственны стилизованные, текучие, криволинейные формы и органические, растительные мотивы, заимствованные из живой природы.

    Архитектура модерна, ар-нуво или югендштиля, как его называли в Скандинавии и Германии, представляла собой комплексный подход к дизайну. Сторонники этого направления выступали за то, чтобы искусство пронизывало все стороны повседневной жизни. Отсюда — равноправие всех видов искусства, внимание к деталям, стремление к художественному синтезу. В эту эпоху мастера декоративно-прикладного искусства встают на один уровень с зодчими, поскольку дизайн интерьера видится не менее важным, чем конструкция и внешний облик здания. Мозаичисты, стеклодувы, резчики, кузнецы, художники, краснодеревщики трудятся над созданием цельного, гармоничного жилого пространства. Модерн нашел отражение во всех видах искусства: от архитектуры до моды, дизайна мебели, графики и оформления рекламы.

   Итак, в начале XX века в Хельсинки и других крупных городах Финляндии расцвел собственный, северный модерн — финский ответ на английский и немецкий югендштиль, тесно связанный с архитектурными тенденциями Скандинавии и Центральной Европы, однако обладающий своими особенностями и специфически финскими декоративными мотивами. Ниже речь пойдет об основных представителях и наиболее интересных произведениях искусства, созданных в этом стиле.

 

Глава 4.

 

4.1.Модерн в России.

Дом компании Зингер в Санкт-Петербурге

        В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль 1913—1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяетсяВитебский (автор — Бржозовский С. А.).

     Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Соколархитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.

     Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., Щусев А. В., Тон К. А., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

    В России архитектуре периода империализма также предшествовало увлечение формами прошлых эпох (яркий пример - Штакеншнейдер, барочные формы, дворец Белосельских-Белозерских в СПб). Жизнь требовала создания новых типов зданий, соответствующих запросам меняющихся условий. Но методы решения этих задач оставались старыми, стилизаторскими. Фасады и интерьеры зданий изобиловали украшениями, их детали были многочисленны и вычурны.

     Намечается потребность в новых типах зданий: цирки, кинотеатры, и т.д. В качестве стройматериалов начинают появляться бетон, железобетон, стекло. В архитектуре этого пеиода окончательно складывается тип жилого доходного дома. Квартиры благоустроены в соответствии с тем, для представителя какого сословия предназначены.  

Появляются многоэтажные универсальные магазины с просторными  торговыми залами, открытыми парадными  лестницами и огромными окнами. 

Наиболее характерные  и известные примеры: 

Дом книги в СПб, на Невском пр., арх. Сюзор П.Ю., 

Магазин Елисеева и Театр  комедии, там же, арх. Барановский  Г.В.  

Гостиница "Астория", СПб, арх. - Лидваль Ф.И., 

ЦУМ (магазин Мюра и Мерилиза) в Москве, арх. - Клейн Р.И., 

Гостиница "Метрополь", там же.  

Музей имени А.С. Пушкина, там же,арх. Клейн Р.И.(неоклассицизм).

Дом книги в Петербурге считается примером градостроительной  ошибки в решении внешнего облика здания без связи с с окружающим ансамблем. Вместе с тем это пример удачной планировки в затесненных условиях и своеобразного выявления металлической каркасной системы.Фигуры из кованой бронзы впервые выполнены в России.

 

4.2. Колористика московской архитектуры модерна.

       Однако, обладая несомненными достоинствами, московский модерн привел и к невосполнимым потерям: в застройке Москвы на рубеже XIX и XX вв. было утрачено чувство ансамбля. Разрушение исторической городской среды, строительство многоэтажных доходных домов порой вызывало неприятие в московском обществе. Так, Валерий Брюсов с досадой отмечал: "Как изменилось все!.. На месте флигельков восстали небоскребы и всюду запестрел бесстыдный стиль модерн...".

     Самыми выдающимися мастерами, создавшими подлинные шедевры московского модерна, были Л.Н. Кекушев и Ф.О. Шехтель. Оба зодчих использовали новую орнаментику, оба были блестящими мастерами сложных пространственных композиций.

    Один из первых особняков в стиле модерн, известный как дом О. Листа (Н.К. Кусевицкой), был построен в Москве в 1898 - 1899 гг. Это был собственный дом Л.Н. Кекушева в Глазовском переулке, 8. В архитектурном решении зодчий использовал все декоративные и композиционные возможности нового стиля. Удивительно красиво сочетание золотистого тарусского "мрамора" с ярким многоцветным растительным орнаментом керамических панно. Особняк почти сразу же был продан фабриканту О. Листу, затем Н.К. Кусевицкой, жене известного дирижера. В доме постоянно бывали композиторы С.В. Рахманинов и Н.К. Метнер, в 1913 году останавливался Клод Дебюсси. В настоящее время в доме находится посольство Аргентины.

Информация о работе История дизайна