История дизайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:41, реферат

Краткое описание

включает себя описания дизайна модерна,его стили,историю развития и рассмотрения его на некоторых страннах (Испания,Росссия,Америка,Финляндия)

Содержание

Глава 1.
1.1.Введение
1.2.Архитектура модерна: основные черты, направления, динамика развития.
1.3.История развития
Глава 2.
2.1.Чикагская школа
2.2.Европа
Глава 3.
3.1.Финский модерн
3.2.Католонский модерн
Глава 4.
4.1.Модерн в России
4.2.Калористика Московская архитектуры модерна
4.3.Модерн в Нижнем Новгороде
Глава 5.
5.1.Модерн в целом
5.2.Заключение
5.3.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

лизе(дизайн).docx

— 287.92 Кб (Скачать файл)

    Второй собственный особняк Л.Н. Кекушева, официально принадлежавший его жене, был построен в 1900 - 1903 гг. на Остоженке, 21. Здание похоже на маленький замок, оформленный с явными приметами стиля модерн. Форма дома были заимствованы из европейского средневековья, но выстроены в духе модерна. Многоярусная угловая башня оканчивается шатром, уличный фронтон увенчан фигурой льва. Внутреннее решение дома типично для модерна: парадные помещения группируются вокруг лестницы, над ними расположены жилые комнаты. 

 

     Облик Москвы конца XIX - начала XX века во многом определяют творения еще одного выдающегося мастера модерна, "самого московского" архитектора того времени - Федора (Франца) Осиповича Шехтеля (1859 - 1919). Недаром существует понятие - "Москва Шехтеля". Трудно перечислить все, что построено по его проектам: это здания кинотеатра "Художественный" на Арбатской площади и Театра "Парадиз" (ныне Театр имени В.В. Маяковского) на Большой Никитской, Ярославского вокзала и "Боярского двора" на Старой площади, торгового дома М.С. Кузнецова на Мясницкой и банка Рябушинских на Биржевой площади, многоэтажные доходные дома и особняки. Ф.О. Шехтелем выполнена наружная и внутренняя отделка здания МХАТа в Камергерском переулке, знаменитая эмблема чайки на занавесе театра также принадлежит ему.

Но самыми знаменитыми "шехтелевскими" зданиями московского модерна являются особняки З.Г. Морозовой, С.П. Рябушинского, А.И. Дерожинской и два собственных дома архитектора.

     В 1893 - 1898 гг. на Спиридоновке, 17, был построен особняк для жены богатейшего фабриканта и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. По желанию заказчика дом был спроектирован в популярном в то время стиле викторианской готики. Для оформления интерьеров архитектору были предоставлены неограниченные финансовые возможности. К этой работе Ф.О. Шехтель привлек тогда еще малоизвестного художника М.А. Врубеля. Михаил Александрович написал три панно для малой готической гостиной: "Утро", "Полдень", "Вечер", украсил скульптурой "Роберт и Бертрам" парадную готическую лестницу и сделал рисунок для витража в готической раме с изображением рыцаря на коне.

      Сейчас в нем располагается приемная Министерства иностранных дел России.

Самое известное творение Ф.О. Шехтеля - особняк в стиле модерн на Малой Никитской улице (№ 6/2), построенный в 1900 - 1904 гг. по заказу видного деятеля старообрядческого движения, коллекционера и мецената Степана Павловича Рябушинского. В башне особняка была устроена старообрядческая моленная, стены которой были украшены характерной для модерна живописью - спиралевидными завитками на темно-коричневом фоне. В моленной хозяин разместил свою превосходную коллекцию русских икон.

Особняк на Малой Никитской представлял собой яркий образец нового типа богатого индивидуального жилища. Архитектором был блестяще реализован принцип организации внутренних помещений по спирали. Главным в оформлении интерьера особняка является волна, символ вечного движения и жизни. Парапет парадной лестницы из зеленовато-серого мрамора напоминает движение морских волн.

   Особняк С.П. Рябушинского имеет богатую историю. В советское время в нем поочередно размещались различные учреждения. Здесь прошли последние годы жизни Максима Горького (1931 - 1936). Спустя 30 лет в особняке был открыт мемориальный дом-музей писателя, существующий по сей день.

     В 1901 - 1902 гг. в Кропоткинском переулке Ф.О. Шехтелем было построено еще одно замечательное здание в стиле модерн. Дом №13 известен как особняк А.И. Дерожинской, ставшей позднее женой фабриканта и мецената И.И. Зимина. Сам дом, ажурная уличная ограда и корпуса хозяйственных служб во дворе представляют собой целостный ансамбль. Через огромное окно можно увидеть изумительно красивый парадный зал с большим беломраморным камином. Дизайн интерьеров частично сохранился до наших дней. Все в этом доме, включая мебель, было создано по рисункам Ф.О. Шехтеля. При отделке стен, дверных проемов и лестниц декоративными элементами широко использовалось дерево. В 1930-х гг. здесь размещались представительства среднеазиатских союзных республик, позднее - резиденция посла Китайской Народной Республики, а теперь - посольство Австралии.

 

 

 

 

 

4.3. Архитектура  стиля  модерн  в  Нижнем  Новгороде. 
      В Н. Новгороде модерн появился несколько позже, чем в Москве, Петербурге и Риге. Поэтому и декоративный и рациональный модерн развивались здесь параллельно. Поисковый, экспериментальный характер модерна породил небывалое многообразие произведений архитектуры - от особняков преувеличенно пластичных форм до строгих конструктивно-аскетичных производственных сооружений, а также предопределил использование форм других стилей. В относительно короткий срок в городе было построено большое количество домов, отражающих это разннообразие.  
      Появление декоративного модерна в Нижнем Новгороде было связано с реконструкцией доходного дома коридорного типа с магазинами в первом этаже, принадлежавшего Городскому обществу. Проект его реконструкции в 1896 году выполнил архитектор В. Лемке. Архитектура его копирует образцы австрийского модерна. 
      В 1902-1903 годах в городе было построено сразу несколько крупных общественных зданий, архитектура которых носит явные черты модерна. Это два пристроя к Мариинской женской и Нижегородской мужской гимназиям, так называемый Дом трудолюбия. Народный дом и клуб инженеров и служащих Сормовского завода. Несмотря на почти одновременное сооружение зданий, их архитектура отличалась по своей творческой направленности.

 

Глава 5.

 

5.1.МОДЕРН В ЦЕЛОМ.  

 

 

  

   Стиль модерн развивался в период с 1890 по 1920 г., после чего начал вытесняться другим, новым стилем, конструктивизмом.  Впитав элементы всех исторических стилей, модерн разделился на несколько направлений:  неоромантизм, в котором использовались элементы готики и романского стиля, византийского и прочих исторических стилей;  неоклассицизм; рационализм; иррационализм.  Есть и смешанные формы, например, проявление готической традиции в русле рационализма.

   Характерным мотивом орнамента стиля является волнистая линия, называемая "удар бича". Он введен Германом Обристом. Этот мотив присутствует практически повсюду - в решетках оград и балконных решетках, а часто и в других местах. Еще одним верным признаком модерна являются широкие окна в первом этаже, где планировалось помещение для магазинов. Они так и назывались - "магазинские окна". Очень популярны растительные мотивы орнамента - листья и цветы, розы и лилии, стилизованные, вписанные в квадрат, или же извилистые и причудливо переплетенные стебли. 

   Иногда также модерн делят - практический и художественный. Отсюда и видно, что первый вид имел чисто прикладное значение и был прост, второй же отличался вычурным декором, что делало его похожим на барокко. Выделялся также и такой подстиль, как "кирпичизм", когда все украшения выделывались из одного кирпича, преимущественно красного. Исторический музей в Москве имеет черты псевдорусского стиля(тоже один из подстилей), но и одновременно в нем ярки и признаки "кирпичизма".

 

 

 

5.2.Заключение.

 

       

    Для стиля модерн главным принципом является стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период историзма второй половины XIX в., а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. Таким началом могло служить все, что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства, природные формы, геометрический мотив, новые конструкции и свойства новых материалов - стали, стекла, бетона. В каждом случае художники модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений - изображения и плоскости, отсюда декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий; орнамента и конструктивных элементов - стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства, интерьера и экстерьера.

     Отличительными особенностями стиля модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Среди основных направлений модерна  обычно выделяют: «ар-нуво» во Франции, «югендштиль» в Германии, сецессион в Австрии, «модерн стайл» в Англии, либерти в Италии, каталонский модерн в Испании.

       Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвященного этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвященного самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из ближнего зарубежья).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

1. Бхаскаран Л Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. Арт-Родник, 2006 г. 136-142 стр.

2.  Горюнов В., Тубли М. Архитектура эпохи модерна. СПб.: Стройиздат, 1992. -  9 - 25 стр.

3. Звагельская В.Е. Архитектура и градостроительство Урала. - Свердловск, 1988. 56- 62 стр

4. Ионина Н.А. 100 великих чудес  света.  М.:  Вече, 1998. - 469-473 стр.

5. Лукьянин В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу. - Екатеринбург, 1997.

6. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству. - Изд. 4-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. -   411-418 стр.


Информация о работе История дизайна