Контроль точности зубчатых колес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

Производственный контроль осуществляется оператором или наладчиком непосредственно на производственном участке около станков на простейших, быстродействующих приспособлениях или приборах. Обычно контролируют длину общей нормали, размер по роликам (шарикам), толщину и высоту зубьев, колебание измерительного межосевого расстояния (угла) за оборот и на одном зубе, пятно контакта в паре с измерительным (сопряженным) колесом и т.д. Визуально определяют параметр шероховатости поверхности на профилях зубьев. Эти параметры контролируют периодически для оценки правильности работы станков, точности установки заготовки и износа режущего и правящего инструмента. Контролируют два первых зубчатых колеса с каждого станка в начале смены, после замены инструмента, подналадки станка, а также через каждые 1…2 ч работы станков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1 Контроль точности цилиндрических зубчатых колес………………………...5
2 Современные тенденции в конструкции зубчатых колес и технология их обработки………………………………………………………………………….16
3 Зубоизмерительные машины…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

спецчасть моя.docx

— 890.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3

1 Контроль точности цилиндрических зубчатых колес………………………...5

2 Современные тенденции в конструкции зубчатых колес и технология их обработки………………………………………………………………………….16

3 Зубоизмерительные машины…………………………………………………..20

Заключение………………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………………….32

Приложение А (обязательное) Справка об анализе  литературы …………… .33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      В большинстве современных изделий, выпускаемых предприятиями машиностроения и приборостроения, используются зубчатые передачи, которые в конструктивном, технологическом и метрологическом отношении являются одними из наиболее сложных элементов машин и механизмов. Рост требований к качеству зубчатых колес приводит к непрерывному совершенствованию и усложнению методов их проектирования, технологий изготовления, средств и методов контроля.

      Использование зубчатых колес по видам передач можно оценить примерно следующим образом: цилиндрические зубчатые колеса с внешними зубьями – 85…90% от общего количества, из них около 97% - прямозубые; цилиндрические колеса с внутренними зубьями, в основном прямозубые – 3…4%; конические прямозубые – 6…7%; конические с круговыми зубьями - около 1% [2].

       Высокое качество зубчатых и червячных передач можно обеспечить при применении современных методов и средств контроля, а также технического контроля на протяжении технологического цикла изготовления, - начиная с заготовки и кончая финишными операциями и сборкой. Для обеспечения взаимозаменяемости и надежности работы зубчатых и червячных передач погрешности изготовления зубчатых колес, червяков и передач ограничены допусками, установленными стандартами.

        При изготовлении червяков, зубчатых и червячных колес их подвергают производственному, выборочному и приемочному контролю.

        Производственный контроль осуществляется оператором или наладчиком непосредственно на производственном участке около станков на простейших, быстродействующих приспособлениях или приборах. Обычно контролируют длину общей нормали, размер по роликам (шарикам), толщину и высоту зубьев, колебание измерительного межосевого расстояния (угла) за оборот и на одном зубе, пятно контакта в паре с измерительным (сопряженным) колесом и т.д. Визуально определяют параметр шероховатости поверхности на профилях зубьев. Эти параметры контролируют периодически для оценки правильности работы станков, точности установки заготовки и износа режущего и правящего инструмента. Контролируют два первых зубчатых колеса с каждого станка в начале смены, после замены инструмента, подналадки станка, а также через каждые 1…2 ч работы станков [3].

         Выборочный контроль проводят контролеры с помощью приборов в специальных помещениях, расположенных на участке изготовления зубчатых колес или рядом с ним. Выборочный контроль заключается в систематическом поэлементном контроле зубчатых колес в процессе обработки, своевременном выявлении производственных неполадок с целью их оперативного устранения.

Кроме того, контролируют погрешности профиля и направления зуба, отклонение шага, накопленную погрешность шага, биение (радиальное) зубчатого венца, форму и расположение пятна контакта, размер зубьев, боковой зазор, уровень шума и т.д.

         Приемочный контроль осуществляют после термической обработки и шлифования баз. На этой стадии у каждого колеса проверяют базы (отверстия, торцы и шейки) после шлифования и параметры зубьев. Основные контролируемые параметры зацепления и средств для контроля выбирает завод-изготовитель зубчатых колес. Например, у зубчатых передач легковых, грузовых автомобилей основным параметром оценки качества является плавность зацепления и бесшумность работы.

Зубчатые  колеса в приборостроении, работающие с минимальным боковым зазором, изготовляют с жесткими допусками  по отклонению шага зубьев и биению зубчатого венца. Для колес обычной  точности при малом выпуске комплексный двухпрофильный контроль является достаточным средством проверки качества [2].

 

       1 Контроль точности цилиндрических зубчатых колес

        Для обеспечения высококачественного зацепления зубьев и взаимозаменяемости цилиндрических зубчатых передач погрешности их изготовления ограничены допусками по ГОСТ 1643. Стандартом установлено 12 степеней точности, более точные колеса имеют первые номера, менее точные - последние. Для 1 и 2-й степеней допуски еще не разработаны. Каждая степень содержит три нормы - кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев в передаче, а также шесть видов сопряжений и восемь видов допусков на боковой зазор. Стандарт допускает комбинирование степенями точности по трем видам норм с определенными ограничениями. Каждая норма точности (кинематическая, плавности работы и пятна контакта), а также сопряжение по боковому зазору имеют несколько измеряемых параметров (табл. 1), которые являются равноправными. Завод-изготовитель может выбирать измеряемые параметры в зависимости от условий работы передачи, применяемых измерительных средств, размеров зубчатых колес, их степени точности и т.д. [3].

Нормы

Измеряемый параметр

Обозначение

Степень точности

Наибольшие

размеры, мм

Номинальный модуль, мм

Кинематической точности

Кинематическая погрешность колеса

F’ir

3…8

L = 7200

1...25

Накопленная погрешность шага колеса

FPr

3…8

L = 4584

1...25

Накопленная погрешность Л шагов

FPkr

3…8

L = 7200

1...25

Радиальное биение зубчатого венца

Frr

3…12

d=6300

1...55

Колебание длины общей нормали

FuWr

3…8

d=1600

1...40





Таблица 1 -  Основные измеряемые параметры  цилиндрических зубчатых колес.

Окончание таблицы 1

Нормы

Измеряемый параметр

Обозначение

Степень

точности

Наибольшие

размеры, мм

Номинальный

модуль, мм

Плавности работы

Местная кинематическая погрешность  колеса

fir

3…8

d =6300

1...25

Погрешность профиля зуба

ffr

3…8

d = 6300

1...25

Отклонение шага зацепления

fPbr

3…12

d = 6300

1...55

Отклонение шага

fPtr

3…12

d=6300

1...55

Колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе

fir

5…12

d =1600

1...16

Контакта зубьев

 

Погрешность направления зуба

Fb r

3…12

b = 1250

1...55

Суммарное пятно контакта

-

3…11

b = 1250

1...55




Бокового зазора

Гарантированный боковой зазор

jn min

3…12

aW =4000

1...55

Наименьшее отклонение толщины зуба

Ecs

3…12

d=6300

1...55

Обозначения: d – делительный диаметр; L – длина дуги делительной окружности; b – ширина зубчатого венца или  полушеврона; aW – межосевое расстояние.


 

          Кинематическая погрешность колеса F’ir разность между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота зубчатого колеса 1 (рисунке 1,а) на его рабочей оси, ведомого измерительным зубчатым колесом 2 при номинальном взаимном положении осей вращения этих колес. Наибольшую кинематическую погрешность измеряют на приборе в однопрофильном зацеплении за один оборот проверяемого колеса. В качестве измерительного зубчатого колеса используют сопряженное или точно изготовленное зубчатое колесо. Погрешность проверяемого зубчатого колеса вызывает периодическое ускорение или замедление его вращения [2].

Рисунок 1.1 -Схемы измерения цилиндрических зубчатых колес.

        Накопленная погрешность шага колеса FPr — наибольшая алгебраическая разность значений накопленных погрешностей окружных шагов в пределах зубчатого колеса (рисунок 1.1, б). Она определяется расчетом результатов измерений окружных шагов по всей окружности зубчатого колеса.

При контроле накопленной погрешности  шага у зубчатых колес с большим  числом зубьев можно производить  измерения через три - пять зубьев, что значительно ускоряет процесс  контроля.

        Накопленная погрешность k шагов FPkr - наибольшая разность диcкретных значений кинематической погрешности зубчатого колеса при номинальном его повороте на А целых угловых шагов. На рисунке 1.1, б приведена схема возникновения накопленной погрешности FPkr трех окружных шагов Рt, следующих друг за другом [3].

        Радиальное биение зубчатого венца Frr - разность действительных предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса (от его

 рабочей оси). Радиальное биение определяют по наибольшей разности

положений измерительного наконечника  индикатора, который вводится последовательно  во все впадины зубьев, расположенных в любом торцовом сечении оси колеса. Чаще всего в качестве измерительного наконечника применяют шарик 1 (рисунке 1.2, а) или конус 2. Размеры наконечника выбирают таким образом, чтобы его контакт с боковыми поверхностями зубьев происходил вблизи делительной окружности.

 



 

Рисунок 1.2- Схемы измерения радиального биения (а), длины общей нормали (б), колебания измерительного межосевого расстояния (в) и профиля зуба (г).

        Колебание длины общей нормали FuWr - разность между наибольшей и наименьшей действительными длинами общей нормали в одном и том же зубчатом колесе. Действительная длина общей нормали W (рисунке 1.2, б) представляет собой отрезок прямой, расположенный касательно к основной окружности диаметром db, между двумя разноименными боковыми поверхностями зубьев. Контроль колебания длины общей нормали проводят на измерительных центрах или вручную микрометрами с измерительными

поверхностями, охватывающими несколько зубьев. Результаты измерений позволяют оценить толщину зуба и припуск под последующую обработку зубьев шевингованием, шлифованием и другими методами.

       Колебание измерительного межосевого расстояния за оборот колеса Fir”— разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса 2 (рисунке 1.2, в) с контролируемым зубчатым колесом 1 при повороте последнего на полный оборот. Вследствие неточности проверяемого зубчатого колеса при взаимном обкате под давлением пружины 4 происходит

изменение межосевого расстояния Aa”, которое фиксирует индикатор 3. На колебание измерительного межосевого расстояния оказывают влияние погрешности профиля, отклонения шага и толщины зуба, радиальное биение и другие неточности зубьев (см. таблицу 2). При контроле в одно- и двухпрофильном зацеплении точность измерительного зубчатого колеса имеет большое значение, ее определяют в зависимости от точности проверяемых зубчатых колес [1].

Таблица 2 – Зависимость степени точности измерительного колеса от проверяевого

Степень точности проверяемого колеса

4…5

6…7

8…9

10…12

Степень точности измерительного колеса

Точнее 3

3…4

4…5

5…6


 

        Местная кинематическая погрешность колеса fir’ — наибольшая разность между местными соседними экстремальными (минимальными и максимальными) значениями кинематической погрешности зубчатого колеса в пределах его оборота (см. рисунок 1.1, а)[3].

        Погрешность  профиля зуба ffr - расстояние по нормали между двумя ближайшими друг к другу номинальными торцовыми профилями зуба, между которыми размещается действительный торцовый активный профиль зуба зубчатого колеса. Погрешность профиля измеряют с помощью эвольвентомеров или измерительных центров. Теоретически точный эвольвентный профиль 3 (рисунок 1.2, г) зубьев, записанный измерительным прибором в увеличенном масштабе представляет собой прямую линию 1. Как правило, эвольвентный профиль 4 имеет отклонения от теоретической точной формы в «+» или «-» и его форма изображается в виде кривой линии 2. Диаметры Na и Nf ограничивают активную линию профиля соответственно на головке и ножке зуба на длине измерения La.

        Многие производители цилиндрических зубчатых колес для более точной оценки погрешности профиля ffr рассматривают ее состоящей из погрешности формы профиля ffa и угла профиля fHa . Наряду с числовыми значениями погрешностей профиля зубьев очень важна также аналитическая оценка графически записанной формы профиля: длины активной линии профиля и его угла, наличия необходимых модификаций, волнистости и т.д.

        Отклонение  шага зацепления fPbr - разность между действительным и номинальным шагами зацепления (см. рисунок 1.1, б). Перед измерением прибор устанавливают на номинальное значение шага зацепления и контролируют отклонения каждого шага от этого значения.

Информация о работе Контроль точности зубчатых колес