Контроль точности зубчатых колес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 20:48, реферат

Краткое описание

Производственный контроль осуществляется оператором или наладчиком непосредственно на производственном участке около станков на простейших, быстродействующих приспособлениях или приборах. Обычно контролируют длину общей нормали, размер по роликам (шарикам), толщину и высоту зубьев, колебание измерительного межосевого расстояния (угла) за оборот и на одном зубе, пятно контакта в паре с измерительным (сопряженным) колесом и т.д. Визуально определяют параметр шероховатости поверхности на профилях зубьев. Эти параметры контролируют периодически для оценки правильности работы станков, точности установки заготовки и износа режущего и правящего инструмента. Контролируют два первых зубчатых колеса с каждого станка в начале смены, после замены инструмента, подналадки станка, а также через каждые 1…2 ч работы станков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1 Контроль точности цилиндрических зубчатых колес………………………...5
2 Современные тенденции в конструкции зубчатых колес и технология их обработки………………………………………………………………………….16
3 Зубоизмерительные машины…………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

спецчасть моя.docx

— 890.85 Кб (Скачать файл)

        Отклонение шага fPtr - дискретное значение кинематической погрешности, зубчатого колеса при его повороте на один угловой шаг (см. рисунок 1.1, б). Измеряют отклонения всех окружных шагов на правых и левых боковых поверхностях зубьев относительно первого измеренного шага. Отклонения шага могут иметь как положительные, так и отрицательные значения [2].

        Разность шагов fuPtr - разность между двумя отклонениями шагов в любых участках зубчатого колеса (см. рисунок 1.1, б). При определении разности шагов их отклонения на соседних зубьях с разными знаками (положительные и отрицательные) складываются, а с одинаковыми знаками - вычитаются из большего меньшее. Плавность зацепления зубьев цилиндрических передач в значительной степени зависит от наибольшей разности соседних окружных шагов.

        Колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fir” - разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым колесом при повороте последнего на один угловой шаг. Измерение осуществляют на приборах для комплексного двухпрофильного контроля в беззазорном зацеплении (см. рисунок 1.2, в).

        Погрешность направления зуба Fbr - расстояние между двумя ближайшими друг к другу номинальными делительными линиями зуба в торцовом сечении, между которыми размещается действительная делительная линия зуба, соответствующая рабочей ширине зубчатого венца или полушеврона. Контроль на измерительных центрах позволяет установить числовые значения погрешности направления зуба, а также по графической записи оценить продольную форму зуба на длине измерения (рисунок 1.3, а) - наличие конусности, бочкообразности, вогнутости, среза или фаски. При измерении теоретически точное прямолинейное направление зуба представляет собой прямую линию 1. Изогнутая линия 2 характеризует направление зуба с суммарной погрешностью Fbr, которая может быть рассмотрена как погрешность формы ffb и погрешность угла fHb [3].

        Контроль суммарного пятна контакта на зубьях проверяемого колеса обычно проводят при взаимном обкате в паре с сопряженным или измерительным колесом на контрольно-обкатном станке на номинальном межосевом расстоянии под нагрузкой. Относительные размеры суммарного пятна контакта задают в процентах от длины и высоты зуба. Для высоконагруженных зубчатых передач длину пятна контакта выбирают короче, чем для низконагруженных. Пятно контакта должно располагаться в центре по высоте и длине зуба и быть одинаковым на всех зубьях (рисунок 1.3, б).

     Правильная модификация зубьев предохраняет пятно контакта от выхода его на кромку зуба под нагрузкой. Суммарное пятно контакта, имеющее отклонения по форме и расположению, является причиной повышенного уровня шума и снижения долговечности работы зубчатой передачи [2].

Рисунок 1.3 -Схемы измерения норм контакта зубьев и бокового зазора.

        Гарантированный боковой зазор jn min - наименьший предписанный боковой зазор (рисунок 1.3, в).

         Контроль бокового зазора между зубьями двух сопряженных колес выполняют на контрольно-обкатном станке (при номинальном межосевом расстоянии) с помощью индикатора.

        Измерительный  наконечник индикатора устанавливают перпендикулярно поверхности зуба. Покачивая колесо в пределах зазора при неподвижном сопряженном колесе, по индикатору определяют боковой зазор. Измерение осуществляют на четырех равномерно расположенных по окружности зубьях. Разность между наименьшим и наибольшим значениями будет соответствовать колебанию бокового зазора в передаче.

        Отклонение толщины зуба ЕСs от заданного значения измеряют прямыми и косвенными методами. При больших допусках на боковой зазор и наладочных работах часто применяют прямой метод измерения кромочным зубомером. У прямозубых цилиндрических колес в торцовом сечении, а у косозубых в нормальном сечении измеряют толщину зуба по хорде на высоте зуба до хорды (рисунке 1.3, г). Так как контроль производят от поверхности вершин зубьев диаметром da, изготовляемой с отклонениями, то результаты измерения не отличаются высокой точностью.

        Косвенные методы измерения являются более точными. Отклонение толщины зуба можно определить при измерении длины общей нормали. Контроль выполняют между двумя (левой и правой) боковыми поверхностями зубьев, расположенными между несколькими зубьями, что исключает влияние погрешности изготовления заготовки. Измерения можно проводить непосредственно на зубообрабатывающем станке. При модификациях по длине зуба и несимметричных модификациях профиля измерять длину общей нормали не рекомендуется.

        Если зубчатая передача имеет маленький боковой зазор, то отклонение толщины зуба контролируют косвенно с установкой проверяемого колеса 4 (рисунке 1.3, д) по оси вращения, чтобы учесть биение и другие погрешности зубьев. При последовательном заглублении измерительного шарика 3 диаметром Dм во впадины вращающегося колеса определяют радиальный

размер по шарику Мrk. При этом шарик контактирует с поверхностями зубьев по окружности dм .

        Измерительные приборы могут быть стационарными и переносными для контроля колес непосредственно на зубообрабатывающих станках.

        Косвенные измерения отклонения толщины зуба можно осуществлять приборами для комплексного двухпрофильного контроля в паре с измерительным колесом.

        У косозубых цилиндрических колес с узкими венцами невозможно точно измерить длину общей нормали. Отклонение толщины зуба у таких колес можно оценить контролем диаметрального размера М по роликам(шарикам). Измерение зубчатых колес с внешним и внутренним зацеплением выполняют микрометрами 1 (рисунке 1.4, а) со сменными вставками 2 или стационарными измерительными устройствами [3].

Рисунок 1.4 -Схемы измерения диаметрального размера по роликам (шарикам):

dk – диаметр окружности, проходящей через центры роликов (шариков);

ak – угол профиля на окружности dk

     При четном числе зубьев колеса 4 (рисунок 1.4, 6) измерительные ролики 3 и 5 (шарики) устанавливают в две диаметрально противоположные впадины зубьев. При нечетном числе зубьев колеса 7 (рисунок 1.4, в) один ролик 6 смещают относительно другого ролика на угол π/2z . Этим методом можно контролировать зубья с модификациями по профилю и по длине зуба.

       Затруднительно  измерение зубьев в торцовом сечении непосредственно на станке. Диаметры роликов (шариков) можно принять: для колес внешнего Dм ≥ 1,68 т и внутреннего зацепления Dм > 1,5 т [2].

2 Современные тенденции в конструкции зубчатых колес и технологии их обработки

        Требования к точности изготовления зубчатого венца определяются эксплуатационными требованиями к зубчатому зацеплению. К этим требованиям укрупненно можно отнести: износостойкость, виброустойчивость, шумность, передаваемый крутящий момент, надежность и плавность. Все эти требования ужесточаются по мере развития техники. Соответственно, ужесточаются и требования по точности к зубчатым венцам и совершенствуются методы контроля этих требований.

        В настоящий момент совершенно  четко прослеживаются несколько  тенденций в изменении технологических  и точностных требований к зубчатым колесам. В основе лежит ужесточение требований к зубчатым передачам, обусловленное повышенными требованиями к конечному продукту, куда входят детали с зубчатым венцом (редукторам, коробкам передач):

  • снижение стоимости;
  • снижение уровня шума;
  • снижение веса;
  • снижение габаритных размеров;
  • повышение надежности;
  • увеличение передаваемого момента, мощности;
  • улучшение динамических характеристик;
  • повышение коэффициента полезного действия;
  • увеличение срока службы;
  • увеличение ремонтопригодности.

        Повышенные требования к изделиям  определяют соответствующее повышение  требований к зубчатым колесам, входящим в состав современных изделий. Отклонения отдельных параметров зуба и зубчатого венца влияют на функциональные возможности зубчатого колеса или пары колес в зубчатом зацеплении. Проще говоря, только зубчатое колесо с правильным эвольвентным профилем и точным шагом обеспечивает передачу вращения с постоянной угловой скоростью.

        Основные характеристики зубчатых колес, которые должны быть обеспечены конструктивными и технологическими методами:

  • точность (динамика, плавность работы);
  • долговечность;
  • надежность;
  • передача больших моментов (трение, высокие нагрузки,знакопеременные нагрузки);
  • минимальная стоимость;
  • дополнительные функции (синхронизация — наличие дополнительных венцов).

        Эти требования должны быть обеспечены соответствующим контролем в процессе изготовления деталей с зубчатыми венцами.

         Для обеспечения указанных требований к зубчатым колесам изменяется конструкция самих колес. В первую очередь это касается точности: сегодня в мире основную массу составляют колеса 5…7-й степеней точности. Другой тенденцией является наличие модификаций по профилю и линии зуба  (конструктивных заданных отклонений от исходных параметров). В отдельных случаях вводятся топографические модификации на всей поверхности зуба.

         Ужесточение требований к деталям с  зубчатыми венцами привело к тому, что за прошедшие 30 лет существенно изменилась технология обработки зубчатых колес. Появилась возможность реализовать более высокие требования к точности колес, что, в свою очередь, привело к дальнейшему ужесточению допусков. Попутно отметим, что новые технологии не только обеспечивают более высокое качество обработки, но и существенно увеличивают ее производительность. Мировые тенденции в увеличении точности и производительности обработки зубчатых колес представлены на рисунке 2.1 [5].

Рисунке 2.1 -Тенденции повышения качества и производительности обработки

        Применение цифровых систем управления позволило напрямую применить результаты измерения зубчатых колес для повышения качества. В традиционных технологиях повышение точности требовало изменения технологии, изменения конструкции приспособлений, ремонта и модернизации станков. Для станков с ЧПУ достаточно ввести в корректоры значения погрешности обработанной детали и при обработке следующей детали погрешности уже будут скомпенсированы. Таким образом, полученные в результате измерения зубчатого венца значения отклонений применяются в современной технологии для корректировки наладки станка. Целью этой корректировки может быть не только повышение качества обработанного  венца, но и оптимизация параметров зубчатого зацепления. Как следствие, методы и оборудование для контроля зубчатых венцов все глубже интегрируются в производственный процесс механической обработки.

          Еще одной причиной глубокой интеграции современных методов контроля является необходимость паспортизации и сертификации изготавливаемых деталей, особенно при изготовлении деталей по кооперации. Получатель продукции хочет быть уверен в ее качестве и требует предоставления сертификатов международного образца, дающих исчерпывающую информацию о качестве зубчатого венца. В конечном итоге получатель готового изделия (редуктора, коробки передач) должен быть уверен в качестве отдельных компонентов и иметь соответствующее документальное подтверждение. Кроме этого, должна быть обеспечена прослеживаемость результатов контроля качества, т. е. методы контроля, применяемые различными поставщиками, должны иметь единую основу и, при повторении измерений в другом месте, результаты измерений должны быть идентичны. Традиционные средства контроля не могут обеспечить подобную сертификацию и прослеживаемость.

         Подводя итог, сформулируем основные современные тенденции в измерении зубчатых колес:

  • не просто измерение детали с заключением «годная — негодная», а анализ отклонений с обратной связью с производством
  • более высокая точность измерений
  • более высокая скорость измерения (в автомобильной промышленности не более 3 минут на деталь)
  • возможность контроля непосредственно в производстве (сокращение времени ожидания решения)
  • возможность измерения модификаций и топографии зуба
  • внедрение новых стандартов измерения и оценки
  • достоверность измерений
  • выдача стандартизованных протоколов (прослеживаемость результатов
  • на различных стадиях производства и при поставке изделия потребителю).

Эти тенденции привели к появлению новых методов контроля зубчатых венцов – зубоизмерительные машины [6].

3 Зубоизмерительные машины

        Зубоизмерительная машина является средством аналитического контроля отклонений зубчатого венца. Применение этого средства контроля обеспечивает оптимальное качество контроля и представления результатов проверки параметров зубчатого венца. Получаемые результаты дают полную информацию о причинах возникновения погрешностей и позволяют использовать эту информацию для соответствующей корректировки технологии изготовления детали. К недостаткам данного метода проверки следует отнести длительный цикл измерения и сложность в применении зубоизмерительной машины непосредственно около станка - являясь метрологическим средством очень высокой точности, машина требует установки в специально подготовленное помещение.

Информация о работе Контроль точности зубчатых колес