Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:29, курсовая работа
Цель исследования - проведение оценки конкурентоспособности безалкогольных напитков, реализуемых в магазине
Задачи исследования:
дать характеристику рынка производства безалкогольных напитков отечественного и импортного производства;
проанализировать современный ассортимент безалкогольных напитков
проанализировать организационно-экономические показатели деятельности магазина ООО «Росинка»
дать характеристику ассортимента безалкогольных напитков, реализуемых в магазине ООО «Росинка»
оценить конкурентоспособность безалкогольных напитков отечественного и импортного производства;
определить пути удовлетворения потребностей покупателей в качественной продукции;
рассмотреть возможности повышения конкуренции реализуемых безалкогольных напитков.
Введение 3
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности продовольственных товаров 5
1.1 Характеристика рынка производства безалкогольных напитков 5
1.2 Анализ современного ассортимента безалкогольных напитков 7
1.3 Тенденции развития рынка безалкогольных напитков 13
2 Оценка конкурентоспособности безалкогольных напитков 19
2.1 Анализ организационно-экономических показателей деятельности магазина 19
2.2 Конкурентоспособность безалкогольных напитков отечественного и импортного производства магазина 21
3 Направления повышения качества и конкурентоспособность безалкогольных напитков, реализуемых в магазине 30
3.1 Возможности повышения конкуренции реализуемых безалкогольных напитков 30
Заключение 42
Список использованных источников литературы 43
Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения с помощью товаров конкурентов потребностей конкретных социально ориентированных сегментов потребителей.
Так, одни и те же товары могут обладать конкурентоспособностью для определенных потребителей и не обладать ею − для других.
Каждый выбор является носителем различных конкретных особенностей, которые отражают его полезность и отвечают определенным требованиям человека. Полезность каких-либо вещей отражает их потребительскую стоимость. Потребительская стоимость того или иного товара должна быть оценена, т.е. должно быть определено его качество. Следовательно, потребительская стоимость и качество изделий непосредственно связаны между собой. Хотя это не тождественные понятия, так как та же самая потребительская стоимость может быть полезной не в одинаковой степени. В отличие от потребительской стоимость качества продукции характеризует меру ее пригодности для использования, т.е. количественную сторону общественной потребительской стоимости.
Проблема качества и конкурентоспособности
продукции носит в современном
мире универсальный характер. От того,
насколько успешно она
Объективный фактор, объясняющий
многие глубинные причины наших
экономических и социальных трудностей,
снижающихся темпов экономического
развития за последние десятилетия,
с одной стороны, и причины
повышения эффективности
Конкурентоспособность и качество − концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Качество − синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов − от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.
Фактор конкуренции носит
принудительный характер, заставляя
производителей под угрозой вытеснения
с рынка непрестанно заниматься
системой качества и в целом
Конкурентоспособность товара − решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.
Иначе говоря, под конкурентоспособностью
понимается комплекс потребительских
и стоимостных (ценовых) характеристик
товара, определяющих его успех на
рынке, т.е. преимущество именно этого
товара над другими в условиях
широкого предложения конкурирующих
товаров-аналогов. И поскольку за
товарами стоят их изготовители, то
можно с полным основанием говорить
о конкурентоспособности
Любой товар, находящийся
на рынке, фактически проходит там проверку
на степень удовлетворения общественных
потребностей: каждый покупатель приобретает
тот товар, который максимально
удовлетворяет его личные потребности,
а вся совокупность покупателей
− тот товар, который наиболее
полно соответствует
В условиях перехода России
к открытой рыночной экономике борьба
за потребителя на внутреннем и внешнем
рынках требует создания и производства
действительно
В этой связи возникает
проблема поиска экономически рациональных
уровней конкурентоспособности
товаров и затрат на их достижение.
Все это повышает роль управления
в целенаправленном воздействии
на качество, а через него − на
конкурентоспособность
В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.
Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя или его посредников. Нереализованные на рынке товары убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя, убеждают его самым эффективным способом − рублем, долларом, маркой, что выпускать следует только то, что требует потребитель. В таких условиях нет необходимости взывать к "гражданской совести" производителей, митинговать за качество, выносить правительственные постановления. Наказанный потребителем производитель сам прекрасно разберется в том, качество каких товаров и в какой степени необходимо улучшать что мы можем наблюдать на Рисунке 3.2.3 - Схема взаимосвязи качества работы, качества продукции, эффективности производства и потребностей момент уровня качеств
Рисунок 3.2.3 - Схема взаимосвязи качества работы, качества продукции, эффективности производства и потребностей момент уровня качеств
В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает, в конечном счете, покупатель (потребитель). Конкуренция − самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.
Таким образом, уже сам по себе рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный.
Конкурентоспособность продукции
(услуги) зависит от ряда факторов, влияющих
на предпочтительность товаров и
определяющих объем их реализации на
данном рынке. Эти факторы можно
считать компонентами (составляющими)
конкурентоспособности и
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу.); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьюторских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы
отражают требования технической, экологической
и иной (возможно, морально-этической)
безопасности использования товара
на данном рынке, а также патентно-правовые
требования (патентной чистоты и
патентной защиты). В случае несоответствия
товара действующим в рассматриваемый
период на данном рынке нормам и
требованиям стандартов и законодательства
товар не может быть продан на данном
рынке. Поэтому оценка этой группы факторов
и компонент с помощью
Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы.
При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.
В современных условиях возникает
необходимость в смене
Анализ конкурентоспособности
начинается с оценки нормативных
параметров. Если хотя бы один из них
не соответствует уровню, который
предписан действующими нормами
и стандартами, то дальнейшая оценка
конкурентоспособности
Производится подсчет групповых показателей, которые в количественной форме выражают различие между анализируемой продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.
Результаты оценки конкурентоспособности
используются для выработки вывода
о ней, а также − для выбора
путей оптимального повышения
Однако факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
В результате оценки конкурентоспособности
продукции могут быть приняты
следующие пути повышения
− изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
− изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки;
− изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию;
− изменение порядка реализации продукции на рынке;
− изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
− изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и состава выбранных поставщиков;
− изменение системы стимулирования поставщиков;
− изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Стратегия повышения качества
товара является важнейшей составной
частью стратегии фирмы. Объектами
прогнозирования являются показатели
качества товара, уступающие аналогичным
показателям товаров
Представляем 10 этапов для повышения качества по Джозефу М. Джурану: