Краевое государственное бюджетное
образовательное учреждение среднего
профессионального образования Комсомольский–на–Амуре
лесопромышленный техникум
Описание технологического
процесса, обслуживания системы охлаждения
двигателя автомобиля ЗИЛ - 130.
Описание технологического
процесса сварки настила, толщина стали
10 мм и газовой сварки трубы Ду=20 мм из
стали 20, шов вертикальный неповоротный.
Письменная экзаменационная
работа
Пояснительная записка
ПЭР.СДМ – 34.11.14 – 007ПЗ
Согласовано
Консультант
Руководитель
__________Дербушев А.Ю.
________Дербушев А.Ю
_________ Жбанова Г.Г.
________Жбанова Г.Г.
Рецензент
Студент
_________Жбанова Г.Г
________Едифанов С.С.
_________Дербушев А.Ю.
2014
Содержание
Введение 4
Раздел 1. Описание
технологического процесса обслуживания
системы охлаждения
двигателя автомобиля ЗИЛ - 130.
1.1. Основные неисправности,
их признаки, причины и методы устранения
12
1.2. Описание технологического
процесса.
15
1.3. Контроль качества.
18
1.4. Влияние на экологию и экономию
материальных ресурсов.
19
1.5. Охрана труда и пожарная
безопасность при проведении работ.
21
Раздел 2. Описание технологического
процесса приварки фланцев к технологическому
трубопроводу на монтаже Ду=50х3 мм из
стали 10
2.1. Свариваемость стали и ее свойства.
24
2.2. Выбор источника питания
для Р.Д.С. и горелки.
25
2.3. Технология сварки.
26
2.4. Контроль качества.
28
2.5. Техника безопасности при
проведении работ.
29
Список литературы
32
Введение
Автомобильный
транспорт является наиболее
массовым и удобным видом транспорта,
обладающим большой манёвренностью,
хорошей проходимостью и приспособленностью
для работы в различных климатических
и географических условиях. Он
является эффективным средством
для перевозок грузов и пассажиров
в основном на относительно
не большие расстояния.
В процессе
эксплуатации автомобиля его
рабочие свойства постепенно ухудшающиеся
из-за изнашивания деталей, а также коррозии
и усталости материала, из которого они
изготовлены. В автомобиле появляются
отказы и неисправности, которые устраняют
при техническом обслуживании (ТО) и ремонте.
Работоспособный
автомобиль в отличие от исправного
должен удовлетворять лишь тем
требованиям, выполнение которых
позволяет использовать его по
назначению без угрозы безопасности
движения. Работоспособный автомобиль
может быть неисправным, например,
иметь ухудшенный внешний вид,
пониженное давление в смазочной
системе двигателя.
Ремонт
представляет собой комплекс
операций по восстановлению исправности
или работоспособности изделий
и восстановлению ресурсов изделий
и их составных частей.
Поэтому
в процессе эксплуатации автомобили
проходят на автотранспортных
предприятиях (АТП) периодическое ТО
и при необходимости текущий
ремонт (ТР), который осуществляется путём
замены отдельных деталей и агрегатов.
Это позволяет поддерживать автомобили
в технически исправном состоянии.
изношенные детали
на автомобилях.
Сварке подвергаются
практически любые металлы в любых
условиях – на земле,
в воде, в космосе. Зачастую сварка является
единственно возможным способом создания
неразъемных соединений конструкционных
материалов и получения заготовок, максимально
приближенных к форме и размерам готовой
детали или конструкции.
Раздел 1. Основные
неисправности, их признаки, причины и
методы устранения.
Назначение системы охлаждения
Зил-130.
Система охлаждения предназначена
для принудительного отвода от деталей
лишней теплоты и передачи её окружающему
воздуху. В результате этого создается
определённый температурный режим, при
котором двигатель не перегревается и
не переохлаждается, т.е. рабочий цикл
протекает нормально. Оптимальный тепловой
режим работы двигателя создается при
температуре охлаждающей жидкости 800 - 950 и обеспечивается
системой охлаждения двигателя.
Система охлаждения двигателя
автомобиля ЗИЛ – 130
На двигатели ЗИЛ - 130 приняты
жидкостная система охлаждения закрытого
типа, т. е. она не связана непосредственно
с атмосферой, в результате чего давление
в системе увеличивается и повышается
температура кипения охлаждающей жидкости
(до 108 – 119°), а также снижается расход
жидкости на испарение.
В систему охлаждения входят:
рубашки охлаждения блока, головок цилиндров
и впускного трубопровода, радиатор, патрубки,
шланги, водяной насос, вентилятор, термостат,
жалюзи, сливные краники.
Устройство системы охлаждения Зил-130.
Радиатор.
Радиатор состоит из нижнего
и верхнего бачков, сердцевины, патрубков,
горловины с пробкой и пароотводной трубки.
Радиатор, расположенный на
раме впереди двигателя, крепят на резиновых
подушках с пружинами. Он охлаждается
встречным потоком воздуха, а вентилятор
установленный между радиатором и двигателем,
усиливает этот поток.
Наиболее распространены трубчатые
и пластинчатые радиаторы.
У трубчатых сердцевина образована
несколькими рядами латунных трубок пропущенных
через горизонтальные пластины увеличивающие
поверхность охлаждения и предающих
радиатору жесткость.
У пластинчатых сердцевина
состоит из одного ряда плоских латунных
трубок, каждая из которых изготовлена
из спаянных между собой по краям гофрированных
пластин.
Верхний бачок радиатора (кроме
КАМАЗа) имеет заливную горловину и пароотводную
трубку. Горловина радиатора герметически
закрывается пробкой имеющей два клапана.
Вентилятор.
Вентилятор усиливает поток
воздуха через сердцевину радиатора. Ступицу
вентилятора крепят на валу водяного насоса,
они вместе приводятся во вращение от
шкива колен вала одним или двумя трапециевидными
ремнями. Вентилятор заключен в установленный
на рамке радиатора кожух, что способствует
увеличению скорости потока воздуха проходящего
через радиатор.
Электротепловой указатель
температуры.
Температуру воды в системе
охлаждения контролируют по электротепловому
термометру. Он состоит из датчика, установленного
в головке блока цилиндров и указателя,
расположенного на щитке приборов.
При включенном зажигании термометр
не действует и стрелка занимает положение
за 100°. Когда зажигание включено, ток через
замкнутые контакты датчика протекает
по спирали указателя и нагревает биметаллическую
пластину.
Пластина изгибается, и ее верхний
конец перемещает стрелку в крайнее левое
положение (за число «40»). Биметаллическая
пластина датчика, нагретая током, проходящим
по спирали, изгибается и размыкает контакты,
прерывая цепь тока по спирали. Пластина
охлаждается и начинает выпрямляться.
Одновременно охлаждается и
пластина датчика, так как по ее спирали
также прекратится течение тока. Контакты
датчик снова замкнутся.
У непрогретого двигателя размыкание
контактов кратковременно, пластина датчика
интенсивно нагревается, и стрелка показывает
соответствующую низкую температуру.
С увеличением температуры воды контакты
разомкнуты длительнее. Стрелка перемещается
вправо и указывает более высокую температуру.
Водяной насос.
Охлаждающая жидкость в системе
охлаждения должна прокачиваться до 10
раз в 1 минуту. Для обеспечения циркуляции
жидкости в систему охлаждения двигателя
ЗИЛ-130 включен укрепленный на переднем
торце блока двигателя ЗИЛ-130 центробежный
водяной насос с односторонним подводом
жидкости.
Вал привода водяного насоса
установлен в чугунном корпусе на двух
шариковых подшипниках между которыми
находится распорная втулка. Крыльчатка
наоса находится на одном валу с вентилятором.
Для предупреждения попадания жидкости
в корпус подшипников на заднем конце
вала в ступице крыльчатки помещен самоподжимный
сальник, состоящий из резиновой манжеты
с пружиной, обоймы и текстолитовой шайбы,
которая плотно прижимается к торцу корпуса
насоса.
Водяной насос
Охлаждающая жидкость поступает
в центр крыльчатки 7 насоса от радиатора
по патрубку, и далее от крыльчатки подаётся
под паром 1,4 – 2,6 кГ/см2 через раструбы
в правую и левую группы цилиндров двигателя.
В корпусе подшипников имеется
отверстие, через которое при износе деталей
сальника жидкость вытекает наружу. Для
смазки подшипников в их корпусе имеются
масленка и контрольное отверстие для
выхода лишнего смазочного материала.
Термостат.
Термостат установлен на выходе
охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения
впускного трубопровода двигателя. В системе
охлаждения двигателя ЗИЛ-130 применен
термостат с твердым наполнителем, состоящим
из смеси церезина с медным порошком.
1-5- клапаны; 2 – 4 – пружины;
3 – 6 – стойки; 7 – 12 – гайки регулировочные;
8 – шток; 9 – балон; 10 - масса активная
(церезин); 11 – вставка резиновая с шайбой.
Наполнитель помещен в медном
баллоне, закрытом резиновой диафрагмой,
упирающейся в резиновый буфер. Сверху
буфера установлен шток, соединенный
с рычагом, который при помощи пружины
удерживается в закрытом положении.
При нагревании охлаждающей
жидкости до 70° C наполнитель в баллоне
начинает плавиться и, расширяясь, поднимает
диафрагму вверх. Давление диафрагмы через
буфер и шток передается на рычаг, который
открывает заслонку термостата.
При работе двигателя жидкость
из нижнего бачка радиатора через отводящий
шланг нагнетается водяным насосом в рубашку
охлаждения блока цилиндров и головок
блока. При прогреве холодного двигателя
патрубок, соединяющий рубашку охлаждения
двигателя, перекрыт клапаном термостата
и жидкость циркулирует по малому кругу,
минуя радиатор и поступая из рубашки
охлаждения (включая рубашку охлаждения
компрессора пневматического привода
тормозов) опять к водяному насосу. При
прогреве жидкости открывается клапан
термостата, и она начинает циркулировать
по большому кругу через радиатор, который
обеспечивает необходимый отвод тепла.
Принцип работы системы охлаждения
Зил-130.
Система охлаждения должна
быть полностью заполнена охлаждающей
жидкостью. Если жидкости не достаёт 5-7
% от ёмкости системы, может прекратиться
её циркуляция, что при низких температурах
приводит к образованию накипи, а при высоких
температурах к перегреву двигателя. Для
контроля температурного состояния системы
в рубашке охлаждения впускного трубопровода
установлен датчик указателя температуры
охлаждающей жидкости. Если температура
охлаждающей жидкости свыше 115° (у Зил-130)
на щетке загорается сигнальная лампа,
включаемая датчиком, установленным в
верхнем бочке радиатора.
Охлаждающая жидкость из радиатора
поступает по нижнему патрубку с распорной
пружиной в водяной насос, из которого
по двум раструбам и поступает в правую
и левую рубашки охлаждения блока цилиндров.
Охлаждающая жидкость в рубашке охлаждения
двигателя нагревается за счет отбора
теплоты от цилиндров.
По рубашке охлаждения жидкость
поднимается вверх и по каналам, проходящим
у выпускных клапанов, поступает в рубашки
охлаждения головок цилиндров, из которых
горячая жидкость проходит в рубашку впускного
трубопровода и нагревает его, обеспечивая
лучшие условия смесеобразования. Далее
жидкость проходит через клапан термостата
и по выпускному патрубку и его шлангу
возвращается в радиатор, где она растекается
по тонким латунным трубкам и отдаёт им
свою теплоту.
Охлаждению жидкости способствует
интенсивный обдув радиатора и двигателя
встречным воздухом, усиленным вентилятором
который приводится во вращение вместе
с валом водяного насоса от шкива коленчатого
вала.
1.1.Неисправности
системы охлаждения их признаки и причины
автомобиля ЗИЛ - 130.
Перегрев двигателя.
Перегрев двигателя возможен
в результате появления следующих неисправностей:
недостаточное количество охлаждающей
жидкости, пробуксовка или обрыв ремня
вентилятора и водяного насоса, не включение
электромагнитной фрикционной муфты,
выключения вентилятора, заедание термостата
и жалюзи радиатора в закрытом положении,
отложение большого количества накипи.