Описание технологического процесса, обслуживания системы охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ - 130
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 02:25, курсовая работа
Краткое описание
Работоспособный автомобиль в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям, выполнение которых позволяет использовать его по назначению без угрозы безопасности движения. Работоспособный автомобиль может быть неисправным, например, иметь ухудшенный внешний вид, пониженное давление в смазочной системе двигателя. Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей.
Содержание
Введение 4 Раздел 1. Описание технологического процесса обслуживания системы охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ - 130. 1.1. Основные неисправности, их признаки, причины и методы устранения 12 1.2. Описание технологического процесса. 15 1.3. Контроль качества. 18 1.4. Влияние на экологию и экономию материальных ресурсов. 19 1.5. Охрана труда и пожарная безопасность при проведении работ. 21 Раздел 2. Описание технологического процесса приварки фланцев к технологическому трубопроводу на монтаже Ду=50х3 мм из стали 10 2.1. Свариваемость стали и ее свойства. 24 2.2. Выбор источника питания для Р.Д.С. и горелки. 25 2.3. Технология сварки. 26 2.4. Контроль качества. 28 2.5. Техника безопасности при проведении работ. 29 Список литературы 32
Перегрев ухудшает количественное
наполнение цилиндра горючей смесью, вызывает
разжижение и выгорание масла, в результате
чего могут заклинится поршни в цилиндрах
и выплавится вкладыши подшипников.
Переохлаждение двигателя
Переохлаждения двигателя может
быть при заедании термостата и жалюзи
в открытом положении, а также при отсутствии
утеплительных чехлов в зимнее время.
При переохлаждении увеличиваются
потери на трении, уменьшается мощность
двигателя на холодных деталях конденсируются
поры бензина и в виде капель стекают по
зеркалу цилиндра смывая смазку, возрастает
износ деталей и чаще требуется заменять
масла.
Недостаточное количество охлаждающей
жидкости.
Недостаточное количество охлаждающей
жидкости возможно в случае ее утечки
или выкипания.
Вытекание жидкости происходит
через не плотности в соединениях шлангов
и сливных кранов, трещин в радиаторе и
рубашке охлаждения, при повреждении сальника
водяного насоса или повреждении прокладки
головки цилиндров.
Неплотности в соединениях.
Не плотности в соединениях
шлангов устраняют подтяжкой хомутиков
(если резьба натяжного болта хомутика
использована полностью, то под снятый
хомутик подкладывают тонкую металлическую
полоску), а краники пропускающие жидкость
следует притереть.
Для этого их снимают с двигателя,
разгибают, на рабочую поверхность наносят
притирочную пасту (такую же, как и для
притирки клапанов газораспределительного
механизма) и возвратно-вращательным движением
притирают до появления матовой полости
на всей рабочей поверхности краника.
Трещины в радиаторе устраняют
пайкой. Признаком повреждения сальника
водяного насоса являются течь охлаждающей
жидкости через контрольное отверстие
в корпусе насоса.
При появлении этой неисправности
необходимо слить охлаждающую жидкость,
ослабить ремень вентилятора и снять его,
ослабить хомутики, отсоединить резиновый
шланг и осторожно снять водяной насос
с тем, чтобы не повредить прокладки, отвернув
болт крепления крыльчатки, снять ее.
В сальнике может быть повреждена
либо резиновая ланжета, либо самоподвижная
шайба, поврежденные деталей заменить,
насос собрать и установить. В случае повреждения
прокладки головки цилиндров ее следует
заменить.
Пробуксовка ремня радиатора.
Пробуксовка ремня радиатора
возможна из-за замасливания его или приводных
шкивов, а также в результате слабого его
натяжения.
Замасленный ремень и шкивы
следует протереть сухой тряпкой, а натяжения
ремня отрегулировать. Натяжение ремня
вентилятора двигателя ЗИЛ-130: шкив вентилятора
приводится в действие двумя ремнями.
Заедание термостата.
Заедание термостата в закрытом
положении прекращает циркуляцию жидкости
через радиатор. В этом случае двигатель
перегревается, а радиатор остается холодным.
При заедании термостата в открытом положении
происходит переохлаждение двигателя.
В обоих случаях термостат следует
проверить предварительно выпустив жидкость
из системы охлаждения и осторожно сняв
патрубок. Для проверки термостат опускают
в сосуд с водой. Нагревая воду, следят
за клапаном термостата и термометром.
Клапан должен начать открываться
при температуре 70° C и полностью открывается
при температуре 83-90° C. При осмотре термостата
необходимо обратить внимание на отсутствие
накипи и чистоту отверстия в клапане,
предназначенного для пропуска воздуха.
Заедание жалюзи.
Заедание жалюзи возможно в
следствии недостаточной или несвоевременной
смазки его привода. Трос вместе с оболочкой
необходимо снять, промыть в керосине
(или дизельном топливе), и смазав, поставить
на место.
Для проверки действия жалюзи
рукоятку отводят в крайнее переднее положение
(при этом жалюзи впереди радиатора должны
полностью открыться), а затем – в крайнее
заднее (жалюзи должны полностью закрыться).
Рукоятка должна двигаться свободно и
фиксироваться в любом положении.
1.2. Описание технологического
процесса, обслуживания системы охлаждения
автомобиля ЗИЛ - 130.
Применение Антифриза.
Систему охлаждения автомобиля
работающего при низких температурах
целесообразно заправлять низкозамерзающей
жидкостью антифризом состоящим из смеси
этиленгликоля и воды. Низко замерзающую
жидкость выпускают двух марок 40° и 65°.
Антифриз марки 40 состоит из
53 % этиленгликоля и 47 % воды, его применяют
при температуре до 40° C.
Антифриз марки 65 состоит из
66 % этиленгликоля и 34 % воды, его применяют
при температуре до 65° C.
Учитывая большой коэффициент объема
расширения антифриза, систему охлаждения
заправляют только на 93 – 95 % ее вместимости.
В процессе эксплуатации следят за уровнем
антифриза и доливают только воду так
– как она испаряется быстрее этилен гликоля.
Для системы охлаждения КАМАЗ
применяют жидкость ТАСОЛ содержащую
кроме этиленгликоля присадки уменьшающие
коррозию метала.
Этиленгликолевые жидкости
ядовиты, при наступлении летнего времени
антифриз надо слить, промыть и заполнить
водой систему, слитый антифриз профильтровать
герметически закрыть и хранить до следующей
Зимы.
Жидкость ТАСОЛ применяют в
течение всего года так как она не вызывает
коррозии.
Ежедневное техническое обслуживание.
При ЕО проверяют уровень охлаждающей
жидкости и отсутствие ее подтекания.
При необходимости доливают жидкость
или чистую воду. Путем осмотра соединений
шлангов с патрубками и спускных краников,
а также пола под автомобилем убеждаются,
что вода не подтекает. То же самое проделывают
после пуска и прогрева двигателя до начала
движения. Подтекания устраняют.
В условиях безгаражного хранения
автомобилей при использовании в системе
охлаждения воды в холодное время года
после окончания работы воду сливают.
Обслуживание дважды в год.
Дважды в год рекомендуется
снять и проверить термостат, контролировать
действие жалюзи и удалить накипь из системы
охлаждения.
Техническое обслуживание №
1
При ТО-1 смазывают солидолом
подшипники валика водяного насоса и вентилятора.
Смазку нагнетают солидолонагнетателем
до тех пор, пока из контрольного отверстия
корпуса не появится свежая смазка.
Техническое обслуживание №
2
ТО-2: проверить герметичность
системы охлаждения и при необходимости
устранить утечку жидкости.
Закрепить радиатор, его облицовку,
жалюзи и утеплительный капот (в холодное
время года).
Закрепить водяной насос и проверить
натяжение ремня привода вентилятора;
при необходимости отрегулировать натяжные
ремни.
Закрепить вентилятор и проверить
действие электромагнитной фрикционной
муфты (ЗМЗ-53). Для проверки муфты закрыто
жалюзи и довести температуру в системе
охлаждения до 88° C, при этой температуре
вентилятор должен включатся. Открыв жалюзи,
довести температуру в системе охлаждение
до 80° C, при этом вентилятор должен так
же включатся.
Смазать подшипник водяного
насоса (по графику).
Проверить действие и герметичность
системы отопления.
Проверить действие жалюзи.
При крайнем переднем положении рукоятки
пластины жалюзи должны быть полностью
открыты, постепенно закрываясь при перемещении
рукоятки на себя.
Проверить действие паровоздушного
клапана пробки радиатора.
1.3 Контроль качества.
В результате
проведённой работы мы выполнили всю последовательность
технологического обслуживания системы
охлаждения двигателя автомобиля ЗИЛ
– 130. Провели дефектовку, выбраковку
и замену изношенный деталей системы охлаждения.
Отрегулировали водяной насос, термостат,
вентилятор, проверили натяжку всех
ремённых передач. А также выполнили промывку
системы охлаждения и радиатора. Залили
новую охлаждающую жидкость.
После выполнения технического
обслуживания системы охлаждения, мы проводим
проверку качества выполненной работы.
Проверяем герметичность системы, затяжку
всех крепёжных элементов, хомутов и т.д.
После запуска и прогрева двигателя,
ещё раз смотрим отсутствие подтёков и
утечки охлаждающей жидкости. И делаем
вывод, что работа по техническому обслуживанию
системы охлаждения проведена качественно.
1.4Влияние на экологию
и экономию материальных ресурсов
Мгновенные промывки ("пятиминутки")
обладают одним большим недостатком. Это
касается как системы охлаждения, так
и систем смазки.
Суть отрицательного действия
таких промывок в том, что из-за своей агрессивности,
ограниченной силы адсорбции на поверхности
больших частиц грязи и непродолжительности
воздействия на грязевые отложения, моющие
добавки не растворяют их, а смывают с
рабочих поверхностей кусками. Если грязи
много, она может забить не только радиатор,
но и каналы в двигателе.
Если ты не знаешь, как много
грязи накопилось в системе, то лучше пользоваться
промывкой длительного действия. Такие
промывки заливают в систему и продолжают
эксплуатацию машины в течение некоторого
периода (150-300км), после чего меняют жидкость.
За сальники или шланги можешь не бояться.
Прогревать или не прогревать
двигатель? Ну конечно, по большому счету
лучше не ездить на холодном движке, лучше
прогреть, причем не, только двигатель,
но и коробку передач и дифференциал.
Прогрев на холостых оборотах
отрицательно сказывается в том плане,
что закоксовываются кольца и масляные
каналы; теряется время; загрязняется
окружающая среда!
Именно по этой причине, по требованиям
экологов в руководстве пользователя
(мануале) сказано, что можно начинать
движение сразу после заводки двигателя.
На средних оборотах под нагрузкой
прогрев происходит быстрее и "правильнее".
Исходя из этих рассуждений, разумным
компромиссом будет следующее:
Не стоит срываться как сумасшедший,
едва заведя с пол-оборота мотор, но и не
надо стоять 15 минут, коптя небо. Заведите
движок, выждите минутку-другую, за это
время вы удобно усядетесь, пристегнетесь,
вставить панельку в магнитолу, включите
музыку и закурите.
После этого можно трогаться,
не укладывая стрелку тахометра сразу
в красную зону, а держа средние обороты
на протяжении километра-другого, пока
стрелка температуры не войдет в рабочую
зону.
1. 5 Охрана труда и
пожарная безопасность при выполнении
работ
Все работы по техническому
обслуживанию системы охлаждения следует
проводить на специально оборудованных
постах.
Особой осторожности требует
обращение с антифризом. Эта жидкость
содержит в себе сильнодействующий яд
- этилен-гликоль, попадание которого в
организм приводит к тяжелому отравлению.
Тара, в которой хранится и перевозится
антифриз, должна иметь надпись «Яд» и
опломбировываться.
Категорически запрещается
переливать низкозамерзающие жидкости
при помощи шланга путем засасывания ртом.
Заправка автомобиля антифризом производится
непосредственно в систему охлаждения.
После обслуживания системы охлаждения,
заправленной антифризом, необходимо
тщательно мыть руки.
При случайном попадании антифриза
в организм пострадавший должен быть немедленно
доставлен в медицинский пункт для оказания
помощи.
При техническом обслуживании
системы охлаждения автомобиля водитель
должен постоянно следить за показаниями
приборов, контролирующих работу двигателя
и температурой охлаждающей жидкости.
Если водитель обнаружил какую-либо
неисправность, он должен установить неисправность
и принять меры к ее устранению.
По окончании работы водитель
обязан выполнить все работы, предусмотренные
ежедневным техническим обслуживанием.
Водитель обязан принимать
участие в выполнении второго технического
обслуживания ежедневное и первое техническое
обслуживание можно выполнять без водителя,
за которым закреплен автомобиль.
Пожарная безопасность
Водитель должен знать причины
возникновения и правила тушения пожара
в парке и на автомобиле. Необходимо следить
за исправностью электрооборудования
и отсутствием течи топлива.
При загорании автомобиля его
следует немедленно удалить со стоянки
и принять меры к тушению пламени. В гараже
должны быть средства пожаротушения: огнетушитель
ОП - 5, сухой просеянный песок, кошма, а
также лопата, ведро, совок, багор.
В случае возникновения пожара
независимо от принимаемых мер нужно вызывать
пожарную команду.
Огнетушитель должен быть подвешен
или установлен в легкодоступном месте,
чтобы можно было свободно и быстро снять
его в случае надобности, но не выше 1,5
м от пола до днища огнетушителя.
Песок должен храниться в ящике.
Противопожарный инвентарь всегда должен
содержаться, в исправном состоянии и
так размещен в гараже, чтобы при необходимости
было легко и быстро воспользоваться им.
В случае обнаружения течи или
просачивания топлива из бака оно должно
быть слито в соответствующую тару. Топливо
и масло, попавшие на отдельные части автомобиля,
должны быть аккуратно вытерты.
Для предотвращения возникновения
пожара на автомобиле:
Нельзя допускать скопления
на двигателе и его картере грязи, смешанной
с топливом и маслом;
Нельзя оставлять в кузове и
на двигателе загрязненные топливом и
маслом обтирочные материалы надо немедленно
устранять неисправности топливопроводов,
топливных приборов и бака;
При невозможности устранения
неисправности топливо должно быть слито;
Надо следить за исправностью
выпускной трубы и глушителя с целью исключения выбрасывания
искр;
Нельзя курить в непосредственной
близости от приборов системы питания двигателя
и топливного бака;