Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:02, отчет по практике
Проблема рациональной глубокой переработки нефти, получение качественных продуктов с улучшенными экологическими свойствами весьма актуально. В этой связи подготовка нефти к переработке и первичная переработка - прямая перегонка - имеет огромное значение. Разделение нефти на фракции на атмосферно – вакуумных установках – важная стадия в общей схеме переработки, обеспечивающее сырьем все технологические установки нефтеперерабатывающего предприятия.
Превращение отечественной нефтеперерабатывающей промышленности в наукоемкую отрасль экономики ХХI века трудно представить себе без дипломированных инженеров- технологов, владеющих современными представлениями о природе нефтяного сырья новейшими достижениями области теории и практике технологии переработки нефти, нефтезаводского оборудования и т.д.
Введение…………………………………………………………….............3
1 Нефть и ее роль в мировой экономике…………………………….....4
1.1 Истории развития добычи и переработки нефти………………………...4
1.2 Природные энергоносители…………………………….................................7
1.3 Ресурсы и месторождения нефти …………………………….……….8
1.4 Основные задачи современной нефтепереработки……………....….10
2 Химическая природа и состав нефти и газа…………………..….…11
2.1. Состав попутных газов и газоконденсатов………………………….......11
2.2 Состав нефти………………………………………………………….…13
3 Физико - химические свойства нефтей и нефтепродуктов….……20
3.1 Плотность…………………………………………………………..…..20
3.2 Молекулярная масса……………………………………………….….21
3.3 Давление насыщенных паров……………………………………..….22
3.4 Вязкость…………………………………………………………….….23
3.5 Температура растворения в анилине
(«анилиновая точка»)……………………………………………………...24
3.6 Низкотемпературные свойства………………………………….……25
4 Классификация, оценка качества и основные
направления переработки нефти………………………………….…...27
4.1 Классификация нефтей ………………………………………………..27
4.2 Основные направления переработки нефти………….……………….30
5.Классификация и характеристика товарных нефтепродуктов .31
5.1 Нефтяные топлива……………………………………………………..31
5.2 Смазочные масла……………………………………………………....35
6. Основные аппараты первичной переработки нефти………… ….37
6.1 Классификация ректификационных колонн…………………… …...37
6.2 Теплообменная аппаратура ………………………………… ………..41
6.3 Трубчатые печи…………………………………………………… ….44
Заключение……………………………………………………… …… …49
Список использованной литературы………………………… ………50
Смолистые и некоторые другие поверхностно-активные вещества, адсорбируясь на поверхности кристаллов, способны задерживать процесс кристаллизации парафинов. Поэтому температура застывания масляных дистиллятов после очистки от смол повышается. Существуют также вещества, которые при добавлении к минеральным маслам понижают их температуру застывания. Такие вещества называются депрессорными присадками, или депрессаторами.
3.6.4 Температура плавления
Температура плавления характеризует способность твердых кристаллических нефтепродуктов - парафинов, церезинов и восков переходить из твердого состояния в жидкое, т. е. температуру фазового перехода.
Температуру плавления определяют по ГОСТ 4255-75 по методу Жукова. Образец испытуемого нефтепродукта расплавляют, тщательно перемешивают и при температуре на 8—10 "С выше предполагаемой температуры плавления заливают в прозрачный сосуд Дьюара прибора Жукова, закрывают пробкой с термометром и выдерживают до тех пор, пока температура не станет выше предполагаемой температуры плавления на 3 - 4 °С. После этого прибор встряхивают, тщательно перемешивая содержимое, затем через каждую минуту отсчитывают температуру с погрешностью не более 0,1 °С. Скорость падения температуры вначале большая, затем она замедляется и даже прекращается, а после этого снова возрастает. За температуру плавления нефтепродукта принимают ту температуру, которая остается постоянной не менее трех отсчетов.
4 Классификация, оценка качества и основные направления переработки нефти
4.1 Классификация нефтей
Нефти различных месторождений отличаются друг от друга по химическому, фракционному составу и физико-химическим свойствам. Так, например, в ярегской нефти (республика Коми) содержится 18,9 % светлых фракций, а в самотлорской (Западная Сибирь) - 58,8 %. Очень разнообразен и углеводородный состав нефти. В нефтях обнаружены углеводороды почти всех гомологических рядов, за исключением алкенов, которые, как правило, в нефтях не содержатся. Известны нефти с повышенным содержанием аренов, алканов и нафтенов.
В связи с тем, что именно свойства нефти определяют направление и условия ее переработки, влияют на качество получаемых нефтепродуктов, целесообразно объединить нефти различного происхождения по определенным признакам, т. е. разработать такую классификацию нефтей, которая отражала бы их химическую природу и определяла возможные направления их переработки. Существуют различные классификации нефтей: по геохимическому происхождению, по физико-химическим свойствам, по фракционному и химическому составу, что определяет направления их переработки и возможности получения тех или иных нефтепродуктов. Рассмотрим технологическую классификации нефтей.
4.2 Технологическая классификация
В основу технологической классификации положены признаки, имеющие значения для транспорта, переработки нефтей или получения заданного ассортимента продуктов. Классификация нефтей по технологическим признакам позволяет, с учётом физико-химических свойств нефти и её фракций, определить вариант технологической схемы переработки конкретной нефти.
За рубежом существует большое число разнообразных технологических классификаций. В России для нефти, поступающих на переработку, пользуются технологической классификацией нефтей в соответствии с ГОСТ 912-66(1967-1980 гг.) или ГОСТ 38.1197-80 (действует с 1980 г.) и технологическими требованиями к нефтям в соответствии с ГОСТ 9965-76.
Технологическая классификация
распространяется на нефти России,
используемые для производства моторных
топлив для двигателей и масел. При
классификации как индивидуальн
Наибольшие затруднения вызывают деление нефтей на классы в зависимости от содержания сернистых соединений в нефти и её фракциях и на виды - по содержанию парафиновых углеводородов в этих нефтях.
По содержанию серы нефти делятся на три класса. Нефти содержащие от 0,51 до 2,0% серы, относятся к классу 2.Однако и в этом случае учитывается содержание серы в продуктах: если во всех дистиллятных топливах из данной нефти количество серы не превышает норм, установленных для топлив из малосернистой нефти, то эта нефть должна быть отнесена к классу 1 ,т.е.к малосернистой. В случае если при таком же количестве серы в нефти (0,51- 2,0%) одно или все топлива содержат серы больше, чем указано в нормах для сернистой нефти, эта нефть должна быть отнесена к классу 2, т.е. к высокосернистым нефтям. По аналогии определяются и высокосернистые нефти, содержащие более 2,0 серы.
В зависимости от содержания парафина в нефтях и возможности получения из них топлива для реактивных двигателей, зимних или летних дизельных топлив и дистиллятных базовых масел без депарафинизации или её применением нефти делятся на три вида: П1, П2, П3.
П1 - Нефти малопарафинистые, содержащие не более 1,5% парафина (с температурой плавления 50 0С), и при условии, что из нефтей без депарафинизации могут быть получены: топливо для реактивных двигателей с температурой начала кристаллизации не выше минус 60 0С; зимние дизельные топлива (240-350 0С) с температурой застывания не выше минус 450С и дистиллятные базовые масла определённого уровня кинематической вязкости при 500С с температурой застывания для масел от 8 до 14 мм/с-минус 300С, с вязкостью от 14 до 23 мм/с - минус 150С, с вязкостью от 23 до 52 мм/с - минус 100С.
П2 – нефти парафинистые, содержащие от 1,51 до 6,0 % (мас.) парафина, и при условии, что из нефтей без депаракинитизации могут быть получены: топливо для реактивных двигателей с температурой начало кристаллизации не выше минус 600С и дизельное летнего топлива (фракция 240-3500С) с температурой застывания не высшего минус 100С, а дистиллятные базовые масла – с депарафинизацией.
П3 – нефти высокопарафинистые, содержащие более 6,0 % парафина, и при условии, что из нефтей не может быть получено без депарафинизации дизельного топлива.
Если из нефти, предварительно отнесенной к виду П1 , не может получен хотя бы один из указанных нефтепродуктов без депарафинизации, то это нефть должна быть отнесена к нефтям вида П2 в том случае, если из нефти предварительно отнесенной к виду П2 может быть получено дизельное топливо без депарафинизации то это нефть должна быть отнесена к нефтям вида П1.
Сочетание обозначение класса, группы, типа подгруппы и вида составляет шифр технологический шифр нефтей. Шифр нефти является как бы его технологическим паспортом определяющим направлении ее переработки (на топлива или масла, для получения парафинов), набор технологических процессов (необходимость в включения гидро-генизационных процессов или установок депарафинизации) и качество конечных нефтепродуктов.
Таблица1.1 Технологическая классификация
Класс нефти |
Содержание серы,% (масс) | |||||
нефть |
бензин (н.к.-180оC |
авиационный керосин (120-240оС ) |
Дизельная топливо (240-350оС) | |||
1(малосернистая) |
≤0,5 |
≤0,1 |
≤0,1 |
≤0,2 | ||
2(сернистая) |
0,5-2,0 |
≤0,1 |
≤0,25 |
≤1,0 | ||
3(высокосернистая) |
2,0 |
>0,1 |
>0,25 |
>1,0 | ||
Тип нефть |
Содержаний фракций до оС, % (масс) | |||||
1(легкая) |
≥55,0 | |||||
2(средняя) |
45-54,9 | |||||
3(утяжеленная) |
<45 | |||||
Группа нефти |
Потенциальное содержание базовых масел. % (масс) | |||||
1 |
>25 |
>45 | ||||
2 |
15-24,9 |
45 | ||||
3 |
15-24,9 |
30-44,9 | ||||
4 |
<15 |
<30 | ||||
Подгруппа нефти |
Индекс вязкости | |||||
1 |
>95 | |||||
2 |
90-95 | |||||
3 |
85-90 | |||||
4 |
<85 | |||||
Вид нефти |
Содержание парафина,%(масс) |
Требования по депарафинизации | ||||
не требуется |
требуется | |||||
1(малопарафинистая) |
≤1,5 |
Для получения реактивного и диз топлив и дис-ых базовых масел |
-
| |||
2(Парафинистая) |
1,51-6.0 |
- |
Для по-ия зимнего диз топлива дис-ых базовых масел | |||
3(высокопарафинистая)
|
> 6,0 |
- |
Для получения ре-го топлив и дис-ых базовых масел |
4.2 Основные направления переработки нефти
На выбор основного направления переработки нефти влияет несколько факторов. В первую очередь во внимание принимается характеристика перерабатываемой нефти, необходимый ассортимент продуктов, а также уровень развития и освоенности технологических процессов.
При разработке поточной схемы конкретного НПЗ, т. е. набора технологических установок, определяющего структуру завода, учитывается следующее:
качество поступающей нефти, которое определяет возможность получения максимального количества топлив или масел, а также битума, кокса и других продуктов (содержание серы в нефти и ее фракциях определяет долю гидрогенизационных процессов в схеме завода);
потребность в тех или иных нефтепродуктах в данном регионе;
соотношение объемов получаемых топлив - бензина, реактивного, дизельного и котельного;
потребность нефтехимической промышленности в отдельных видах сырья для нефтехимического синтеза (НХС).
Существуют три основных варианта переработки нефти: топливный; топливно-масляный и комплексный, включающий получение сырья для НХС.
Заводы топливного профиля работают по двум вариантам: глубокая (с максимальным получением светлых нефтепродуктов) и неглубокая переработка. При неглубокой переработке наряду со светлыми нефтепродуктами получают и значительный выход остатка - котельного топлива. Подобные схемы со сравнительно небольшим набором установок применяются в тех странах или регионах, в которых высок спрос на котельное топливо.
Для современных и перспективных НПЗ характерна глубокая переработка нефти, при которой необходимо включение в схему процессов переработки тяжелого сырья - фракций и остатков вакуумной перегонки - каталитического, термического крекинга, гидрокрекинга, т.е. деструктивной переработки. Это позволяет значительно углубить переработку нефти, в первую очередь повысить выработку моторных топлив. Так, наличие на одном из НПЗ установок гидрокрекинга и каталитического крекинга позволяет повысить глубину переработки нефти более чем на 20 % (до 70 % и выше).
В связи с возрастающими потребностями в моторных топливах, нефтяных маслах, а также в сырье для нефтехимии схемы НПЗ по глубокому топливному, топливно-масляному или комплексному вариантам приобретают все большее значение.
Нефтяные топлива (авиационные и автомобильные бензины, топливо для реактивных двигателей, дизельное, котельное) применяют в двигателях различного типа, преобразующих тепловую энергию, которая получается при сгорании топлива, в механическую, а также в агрегатах и устройствах, предназначенных для получения тепла.
К числу показателей, общих для всех видов топлива, относятся: фракционный состав, плотность, температура застывания, температура кристаллизации, давление насыщенных паров, а также присутствие соединений и элементов, количество которых необходимо ограничивать (вода, сера, смолы, кислоты, механические примеси и т. д.)
Фракционный состав (температура выкипания фракций) характеризует испаряемость топлива, от которой зависит легкость запуска, приемистость работы и экономичность двигателя, полнота сгорания, интенсивность изнашивания.
Плотность является не только физико-химической характеристикой, зависящей от состава топлива, но и показателем, косвенно отражающим количество энергии, содержащейся в единице объема топлива.
Давление насыщенных паров характеризует
наличие в топливе легких углеводородов
и определяет его склонность к
образованию паровых пробок, интенсивность
потерь от испарения при
Температура кристаллизации, по которой судят о низкотемпературных свойствах топлива, соответствует началу выпадения кристаллов парафиновых углеводородов, вследствие чего топливо может терять способность к прокачиванию через фильтры перед подачей в камеру сгорания. Температура застывания определяет потерю топливом текучести.
Это топливо используют в поршневых авиационных двигателях с искровым зажиганием. Оно представляет собой смесь продуктов прямой перегонки, алкилирования, изомеризации, ароматизации и других процессов с добавлением этиловой жидкости и антиокислителя.
Основные требования к авиационным бензинам: достаточная детонационная стойкость на бедной и богатой топливо-воздушной смеси, оптимальный фракционный состав, низкая температура кристаллизации, небольшое содержание смолистых веществ, кислот и сернистых соединений, высокие теплота сгорания и стабильность при хранении.
Бензины не содержат воды, механических примесей, водорастворимых кислот и щелочей, выдерживают испытание на медной пластинке.
Авиационные бензины подразделяются на марки в соответствии со значением октанового числа, характеризующего детонационную стойкость в единицах эталонной шкалы, и сортностью- детонационной стойкостью на богатой смеси, определяющей мощность двигателя при работе на бензине данной марки.
Часть бензинов марок Б-95/130 и Б-91/115 выпускают с государственным Знаком качества. Для этих бензинов установлены ограничения по содержанию ароматических углеводородов (не более 35%), снижено содержание серы и смол. С целью унификации авиационных бензинов проводятся работы по замене всех марок на одну - Б-91/115.
Информация о работе Отчет по производственной практике в нефтепереработки