Планирование и проектирование торгового зала (на примере магазина «Злата»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Задача курсовой работы: На основании теоретического материала провести практическую работу для освещения этого вопроса на примере конкретного предприятия
Цель работы
1.Рассмотреть теоретический материал
2.Спроектировать магазин «Злата»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия
1.1.Устройство и основы технологических планировок……………………….3
1.2.Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………………...5
1.3.Устройство и планировка торгового зала помещений для приемки, хранения и подготовки товара к продаже……………………………………….7
Глава 2. Проектирование магазина «Злата»
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………………14
2.2. Организационная структура магазина «Злата»…………………………...16
2.3. Устройство и проектирование магазина «Злата»…………………………21
Глава 3. Пути совершенствования устройства и планировки магазина
3.1. Совершенствование устройства и планировки магазина………………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ОТП.docx

— 79.07 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от климатических условий применяется  различная ориентация оконных проемов. В районах с жарким климатом в оконных проемах устраиваются специальные солнцезащитные элементы, в условиях холодного климата — двойное остекление.

При формировании интерьера торгового зала магазина следует учитывать требования эргономики. Это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.

Важные требования предъявляются к освещению торгового зала. Для определения степени естественного освещения рассчитывается световой коэффициент (Кс) по следующей формуле:

 

где — площадь застекленной поверхности;  -  площадь пола торгового зала.

Этот показатель должен составлять не менее 0,125. Естественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня, неудачного расположения магазина и т. д. Поэтому для освещения торговых залов магазинов широко используется и искусственное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь благоприятный спектральный состав. Искусственная освещенность торговых залов, как и других помещений магазинов, нормируется в зависимости от характера применяемых электрических ламп (накаливания или люминесцентные).

Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстетическим и экономическим требованиям. Фактор эргономики должен учитываться при организации основных функциональных зон, при расстановке и конструировании основных элементов интерьера торгового зала.

Торговый зал можно разделить  на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих  мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.

Установочная  площадь — это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала.

Степень эффективности использования  площади торгового зала можно  определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

 

где К у — коэффициент установочной площади; S у — установочная площадь, м2;  S т. з — площадь торгового зала, м2.

Однако эффективность использования  площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Показателем, характеризующим  степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

где  К выкл — коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров; S выкл - площадь выкладки товаров, м2;  S т. э — площадь торгового зала, м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его  завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75 %.

Часть площади торгового  зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м торговой площади на покупателя.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубины этого оборудования.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Для расчета числа рабочих  мест контролеров-кассиров используют формулу

где К — количество рабочих  мест контролеров-кассиров; П — площадь  торгового зала, м2; в — среднее время расчета с одним покупателем; п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2; 3600 — количество секунд в 1 ч; и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания.

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы).

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

Планировка рабочих мест продавцов  в магазинах, применяющих традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка узла расчета  должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы “вход — выход”.

При разработке схемы технологической  планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям: создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; оптимально использовать торговые площади; создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

Важную роль в организации  бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологических операций.

Для разгрузки  транспортных средств в магазинах  должны быть оборудованы специальные  места.

Помещение (зоны) для приемки товаров  по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.

Помещения для  хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального  хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих помещений, их состав зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по Строительным нормам и правилам. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием — стеллажами, подтоварниками и т. д.

Глава 2. Проектирование магазина «Злата»

2.1. Нормативно  правовая база.

ООО «Бижутерия» зарегистрировано в Регистрационной палате г. Н. Новгорода с 29.05.2010 г.

Магазин ООО «Бижутерия»  работает с 9-00 до 20-00 без перерыва на обед и выходных что позволит жителям города Н. Новгорода совершать покупки в удобное время.

Юридический адрес: 603000 г.Н. Новгород, ул. Ижорская, д. 217а.

Учредителями Общества являются физические лица.

Высшим органом управления Общества является ООО «Бижутерия» Общее собрание учредителей, к компетенции которого относятся следующие вопросы:

  • изменение устава, включая изменение размера уставного капитала;
  • образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годовых отчетов и балансов, распределение прибыли и убытков;
  • избрание ревизионной комиссии;

Оперативное руководство  осуществляет генеральный директор.

Общество имеет самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке, а  также круглую печать, штампы и  бланки со своим фирменным наименованием.

В соответствии с целями своей деятельности ООО «Бижутерия» осуществляет сотрудничество с юридическими и физическими лицами. На договорной основе определяет взаимоотношения с поставщиками и покупателями, а также самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность. Имущество общества принадлежит ему на праве собственности, и образовалось из вкладов учредителей в Уставной капитал. Учредители вправе раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли, получаемой Обществом после уплаты налогов и других обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды между участниками, формирование фондов Общества. Решение об определении части прибыли, разделенной между его участниками, принимается Общим собранием участников.

Имущество, принадлежащее  Обществу, учитывается на его балансе  в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Уставной капитал определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставной капитал формируется из номинальной стоимости долей  его Участников, и составляет 100000 руб.

Основное направление  деятельности - розничная торговля непродовольственными товарами. Для  осуществления своей деятельности фирма на данный момент имеет пять специализированных магазинов. В настоящее  время в целях расширения рынков сбыта планируется открытие еще  один магазин. Весь товар сертифицирован.

Торговые отделы представленный в торговом центре можно разделить  на несколько категорий:

    • посуда;
    • нижнее белье
    • детская одежда
    • куртки
    • косметика
    • мужская одежда
    • фото
    • шубы

Каждый отдел в лице частного предпринимателя самостоятельно устанавливает размеры торговых надбавок и наценок на продукцию  и услуги. Размер наценок и надбавок устанавливается на основе реального  спроса и предложения на предлагаемый предпринимателям товаров с учетом покрытия издержек и получения прибыли. Таким образом, сеть торговых центров  «Бижутерия» является торговым предприятием функционирующем на рынке непродовольственных товаров.

Основными задачами каждого  отдела

формирование условий  наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на непродовольственных  товаров в рамках среднего сегмента потребительского рынка.

2.2. Организационная  структура магазина «Злата».

Организация труда в магазине направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Организационная структура  магазина “Злата” не выражена столь  четко, как в больших организациях, работающих на основе жестко регламентированной сверху матричной структуры управления, где каждый отдел и подразделение  отвечают только за выполнение своих  задач, разрабатываемых высшим руководством предприятия в тесной увязке со стратегией и "спускаемых" вниз в виде приказов и распоряжений. Такое несоответствие объясняется малым количеством  людей, которые, кроме выполнения   своих   прямых   обязанностей,   направленных   на взаимоотношение  фирмы с внешней средой, вынуждены  решать еще и побочные вопросы, постоянно  возникающие в хозяйственной  повседневной деятельности фирмы. Также  следует упомянуть и о большом  значении неформальных связей между  начальником и подчиненным, что  допускается в организационной  структуре предприятия, но является очень редким явлением в больших  организациях, где существует жесткая  вертикальная цепочка подчинения, например:  менеджеру низшего уровня очень  трудно обратиться непосредственно  к высшему руководству,  игнорируя  промежуточные звенья управления.

Информация о работе Планирование и проектирование торгового зала (на примере магазина «Злата»)