Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:32, реферат
Торговля Республики Беларусь, как одна из важных отраслей народного хозяйства
на пути рыночных преобразований в настоящее время столкнулась с рядом
проблем, которые привели эту отрасль в состояние глубокого кризиса.
Кризис экономики в РБ затронул все направления деятельности торговых
предприятий.
Введение. 3
1. Основные направления развития торговли на современном этапе. 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО
ГОРПИЩЕТОРГА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 13
3. Виды торговых зданий и интерьеров. 15
4. Планировка торгового зала магазина и ее влияние на
организацию торгово-технологического процесса. 18
5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 23
6. Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест
кассиров контролеров 25
7. Торговое оборудование магазина и его характеристика. 28
8. Пути совершенствования устройства и планировки магазина № 19. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
ЛИТЕРАТУРА.. 36
находится в помещениях для хранения.
Выставочный запас предназначен для информации покупателей об ассортименте
имеющихся в продаже товаров. При индивидуальной форме продажи выставочный
запас размещают в витринах и на верхних полках пристенного оборудования. В
магазинах самообслуживания рабочий запас одновременно является и
выставочным. При торговле по образцам выставочным запасом являются
выставленные в торговом зале образцы товаров.
Резервный запас служит для пополнения рабочего запаса в течение дня. Он
создается для бесперебойного обслуживания покупателей. При индивидуальной
форме продажи резервный запас хранится на рабочих местах продавцов в нижних
выдвижных ящиках прилавков и пристенного оборудования, а при
самообслуживании — в кладовых, примыкающих к торговому залу, или на полках,
размещенных с тыльной стороны пристенных горок.
В магазинах самообслуживания при размещении товаров необходимо соблюдать
следующие правила: в непосредственной близости от входа размещают товары
частого спроса; с правой стороны, учитывая привычку покупателей к
правостороннему движению, размещают товары, объем продажи которых хотят
увеличить, а с левой стороны (в направлении к выходу) — товары повышенного
спроса. В середине торгового зала размещают товары достаточного
ассортимента.
Выкладкой товаров называют способы показа и укладки отдельных видов товаров,
посредством которых показывают свойства, цвет, форму и т. п. как каждого
вида, так и всего ассортимента предлагаемых товаров. Выкладка может быть
товарной и декоративной. Товарную выкладку применяют при самообслуживании
для одновременного показа и отпуска товаров. При декоративной выкладке
товары располагают в наиболее выгодном для привлечения внимания покупателей
положении. Ее применяют только в рекламных целях.
При размещении и выкладке товаров большое значение имеют зоны, в которых
расположены полки оборудования. Для осмотра товаров наиболее удобной
является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателя (135—160 см от
уровня пола). Полки, находящиеся ниже и выше этих пределов, менее удобны для
осмотра.
Применение того или иного приема выкладки зависит от формы продажи,
расцветки, рисунка и других особенностей товара. Нельзя применять
декоративную выкладку товаров,
предназначенных для
так как покупатели, опасаясь нарушить выкладку, неохотно отбирают такие
товары. В непродовольственных магазинах самообслуживания товары выкладывают
навалом, штабелем, рядами, стопками, подвешиванием. Мелкие галантерейные,
канцелярские, хозяйственные и другие товары выкладывают навалом. Этот прием
удобен и для покупателей и для работников магазина, так как не требует
больших затрат сил и времени на выкладку и позволя-
ет более эффективно использовать торговое оборудование. Штабелем, рядами,
стопками укладывают ткани, белье, культтовары, посуду, электротовары.
Подвешивают ткани (образцы), одежду, трикотаж, галстуки.
При размещении товаров на оборудовании применяют вертикальный и
горизонтальный способы выкладки.
Вертикальный способ выкладки предусматривает размещение однородных товаров
на всех площадках данной горки по вертикали. Ширина такой выкладки обычно
занимает не более одной секции (0,9 м).
При горизонтальном способе выкладки группу товаров размещают вдоль
оборудования на значительном протяжении, занимая одну или две полки.
Остальные полки этого оборудования на том же протяжении отводят для выкладки
товаров других групп.
6. Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест кассиров контролеров
Под рабочим местом кассира-контролера понимается часть площади торгового
зала, предназначенная для работы одного или нескольких кассиров и оснащенная
специальным оборудованием для учета проданных товаров.
Организация рабочего места кассира-контролера должна обеспечивать наиболее
полное использование площади узла расчета, правильный выбор типа оборудования
и возможность его рациональной установки.
Уровень организации рабочих мест определяется их технической оснащенностью,
эффективностью использования оборудования и средств механизации,
планировкой. Планировка рабочих мест должна отвечать требованиям эргономики,
максимально облегчать труд (снижать физическую нагрузку, сокращать излишние
переходы, наклоны, повороты). При этом должна быть обеспечена высокая
эффективность труда.
Строгий учет и контроль наличных денег, полученных от покупателей за
проданные товары, является
важным условием сохранности товарно-
ценностей, находящихся в магазинах.
В настоящее время во всех торговых организациях применяется только машинный
способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и
последующим. При предварительном расчете покупки выдают в столе выдачи (на
контроле) на основании кассового чека, полученного покупателем в
подтверждение уплаты денег за приобретаемый товар. При одновременном расчете
покупатель оплачивает стоимость
купленных товаров непос
рабочем месте продавца и получает вместе с товаром погашенный чек, который
сохраняет в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ
применяется при продаже товаров с открытой выкладкой и в магазинах
самообслуживания с
Последующий расчет осуществляется в едином узле при выходе из магазина (в
многоэтажных магазинах самообслуживания создаются поэтажные узлы расчета).
Этот способ применяется
в большинстве
самообслуживания с
покупатель, выходя из магазина,
предъявляет контролеру-
товары. Контролер-кассир проводит через кассовую машину стоимость отдельных
товаров (считывая с ярлыков), определяет их общую стоимость, получает от
покупателя деньги и выдает ему вместе с товаром погашенный чек. Чек
покупатель сохраняет до выхода из магазина на случай проверки со стороны
администрации правильности работы контролера-кассира (двойной контроль
покупателей в магазинах самообслуживания не допускается). Чек на товары,
подлежащие обмену, должен храниться весь срок, в течение которого может
производиться обмен.
Расчеты с покупателями через контрольно-кассовые машины обеспечивают точный
учет денежной выручки, позволяют контролировать ведение расчетно-кассовых
операций, сокращают время расчетов с покупателями, повышают
производительность труда контролера-кассира, создают условия для контроля за
отпуском товаров, снижают до минимума возможность ошибок при расчетах.
Электромеханические контрольно-кассовые машины и электронные контрольно-
регистрирующие машины выполняют следующие функции:
• учитывают в секционных счетчиках полученные от покупателей суммы;
• на чековой ленте печатают построчно проведенные по кассовой машине суммы с
указанием шифра и номера счетчика;
• указывают в индикаторах каждую проведенную сумму, номер счетчика, по
которому она проведена, и шифр;
• учитывают все проведенные суммы (стоимость отдельных товаров) одного
покупателя в счетчике частных итогов;
• выдают кассовый чек с указанием всех проведенных сумм и их итога, условного
знака (шифра) и номера счетчика (против каждой суммы), порядкового номера
чека, даты и клише торгового предприятия (название торговой организации,
номер магазина и др.);
• подсчитывают и печатают на чеке сумму сдачи, причитающейся покупателю
(после выведения
покупателем);
• указывают сумму сдачи в индикаторах;
» выдают кассовый чек с указанием всех проведенных сумм, их итога, суммы,
внесенной покупателем, и суммы сдачи, номеров счетчиков и шифров,
порядкового номера чека, даты и клише торгового предприятия;
• печатают и выдают кассовые чеки на одну сумму (при соответствующих режимах
кассовых машин) для магазинов, не применяющих самообслуживания;
• печатают и выдают отчетные ведомости «Показаний секционных счетчиков» и
«Гашения секционных счетчиков»;
• печатают на контрольной ленте суммы, проведенные по кассовой машине (с
указанием номера счетчика и шифра), итоговые, внесенные покупателем, сдачи, а
также суммы, накопленные в секционных счетчиках (с указанием номера
счетчика), при снятии показаний счетчиков или гашении, и итог этих сумм. Все
это позволяет очень быстро в любой момент рабочего дня определить выручку,
делает расчеты с покупателями более четкими, наглядными, затрудняет подделку
чеков, обеспечивает контроль любой расчетно-кассовой операции, а также дает
возможность проверить правильность работы счетчиков путем сложения сумм,
напечатанных на контрольной ленте.
Современные кассовые машины, кроме указанных, выполняют ряд других операций.
Кассовые машины имеют ряд контрольных механизмов и блокирующих устройств,
предотвращающих возможность ошибок или злоупотреблений и позволяющих
контролировать работу кассира.
Электронные контрольно-регистрирующие машины, применяемые в нашем магазине
(ЭКРМ) состоят из следующих блоков: ввода, индикации, управления,
оперативного запоминающего, печатающего, блока питания и замков (рис. 3).
Рис. 3. Электронная контрольно-
/ — окно контрольной
ленты; 2 — кожух печатающего устрой
чековая лента; 4 — клавиши транспортирования чековой и контрольной
лент; 5 — устройство индикации; 6 — кожух электронной части
машины; 7 — клавиши режима калькулятора;
8 — клавиши проводимых операций; 9 — клавиши секционных
регистров; 10 — замок кассира; 11 — замок «XZ»; 12 —
аварийный замок денежного ящика; 13 — цифровые клавиши; 14 —
тумблер включения машины; 15 — денежный ящик
7. Торговое оборудование магазина и его характеристика
Данному вопросу в литературе уделено достаточно много внимания [6, 15, 1, 19,
5, 14].
Для выполнения операций торгового процесса используют различное оборудование,
которое можно классифицировать на 3 группы:
а) механическое оборудование;
б) торгово-технологическое оборудование (торговая мебель в зале, торговое
оборудование для хранения товаров);
в) общетехническое (освещение, отопление, вентиляция).
Рассмотрим и сравним требования к торговому оборудованию с имеющимся
оборудованием в магазине № 19 ГПТ г. Борисова.
Существует несколько видов торгово-технологического оборудования магазинов,
которые имеются в магазине № 19:
мебель, которая классифицируется по:
· месту применения (для торговых залов, подсобных помещений);
· назначению (для приемки товаров, подготовки и продажи, показа
товара, выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с
покупателями, обслуживания покупателей);
· товарному профилю (универсальная, специализированная);
· конструкции (неразборная, сборно-разборная).
К мебели предъявляются следующие требования:
- эксплуатационно-технические
(стандартная, универсальная,
большой площадью экспозиции, прочная, устойчивая, надежная);
- экономические
(недорогая, экономичная в
массового производства на основе современной технологии);
- эргономические
(основные размерные
устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека, обеспечивать
снижение утомляемости до минимума, хорошую обозримость товаров и свободный
доступ к ним);
- эстетические
(форма, пропорции и цвет
функциональному назначению, интерьеру торгового зала);
- санитарно-гигиенические (устройство мебели, материалы, используемые
для изготовления, не должны затруднять ее чистку);
торговый инвентарь — приспособления, инструменты, приборы, применяемые
для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также
различных вспомогательных и хозяйственных операций.
Торговый инвентарь классифицируется по:
- месту
использования (для складских
и подсобных помещений,
залов);
- назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и
качества товаров, подготовки к продаже, отпуска, выкладки и рекламы;
счетный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный);
торговое холодильное
оборудование — охлаждаемые
предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи
скоропортящихся товаров. Классифицируется по:
- назначению (для хранения товаров, показа и продажи товаров,
демонстрации товара);
- температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости
(низкотемпературное, обычное).
Существуют следующие виды оборудования:
- холодильные
камеры — имеют сборно-
Информация о работе Планировка торгового зала магазина и ее влияние