Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:04, курсовая работа
В процессе работы был спроектирован одноступенчатый червячный редуктор, входящий в состав электромеханического привода. Также был произведен полный расчет привода, состоящий из кинематического расчета, расчета геометрических параметров, силового и проверочного расчета.
Редуктор выполнен в закрытом чугунном корпусе. Детали редуктора выполнены из качественной конструкционной стали.
Введение_________________________________________________3
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт ___________4
Расчёт червячного редуктора ______________________________5
Предварительный расчет валов редуктора и конструирование червяка и червячного колеса____________________________8
Геометрические параметры корпуса редуктора________________9
Выбор подшипников качения_______________________________10
Расчет цепой передачи____________________________________11
Проверка долговечности подшипников______________________14
Тепловой расчёт редуктора________________________________20
Проверка прочности шпоночных соединений_________________21
Уточнённый расчёт валов__________________________________22
Посадки основных деталей редуктора_______________________24
Выбор сорта масла_______________________________________26
Сборка редуктора________________________________________27
Заключение_____________________________________________ 28
Литература______________________________________________29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Кафедра теоретической и прикладной механики
ПРИВОД ЧЕРВЯЧНО-ЦЕПНОЙ
Пояснительная записка
МЕХ 06003.20.00 ПЗ
Студентка ____________________________ Анцупова П.А.
Руководитель работы
доцент________________________
Томск-2011
Привод червячно-цепной
Исходные данные:
Привод нереверсивный
Частота вращения выходного вала привода 43 об/мин.
Мощность на выходном валу 1,8 кВт.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Выбор электродвигателя и кинематический расчёт ___________4
Расчёт червячного
редуктора ______________________________
Предварительный
расчет валов редуктора и
Геометрические
параметры корпуса редуктора___
Выбор подшипников
качения_______________________
Расчет цепой передачи______________________
Проверка долговечности
подшипников___________________
Тепловой расчёт редуктора_____________________
Проверка прочности
шпоночных соединений__________
Уточнённый расчёт валов_________________________
Посадки основных деталей
редуктора_____________________
Выбор сорта масла___________________
Сборка редуктора______________
Заключение____________________
Литература____________________
Проект - это комплекс технических документов, относящихся к изделию, предназначенному для изготовления или модернизации, и содержащий чертежи, расчеты, описание с принципиальными обоснованиями, и пр.
Конструктор
должен уметь выполнять
Целью данной работы является проектирование привода в соответствии с предложенной кинематической схемой.
Наиболее существенную часть задания составляет расчет и проектирование редуктора.
Редуктором
называют механизм, состоящий из
зубчатых или червячных
передач, выполненный в виде
отдельного агрегата и
1. Выбор электродвигателя и кинематический расчёт
По табл. 2.2[5,с.40] принимаем:
КПД муфты =0,98;
Коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения =0,99;
КПД червячной передачи =0,88;
КПД цепной передачи =0,95;
Общий КПД привода
Требуемая мощность электродвигателя
По табл. П3[4, с.328] по требуемой мощности выбираем электродвигатель 4А90L2. Его основные параметры:
Частота вращения ротора электродвигателя с учётом скольжения
Передаточное отношение привода:
U=
Руководствуясь рекомендациями литературы [4,с.7], а также
стандартным рядом передаточных чисел, принимаем:
передаточное отношение редуктора =16;
тогда передаточное отношение открытой цепной передачи
Ближайшее стандартное значение – 4;
Погрешность
[ u]=4%; Итак, принимаем =4,17; =16;
Определяем частоту вращения, угловую скорость, крутящий момент на валах привода:
2. Расчёт червячного редуктора
Согласно рекомендаций [5, с.54], принимаем для червяка материал – Сталь45 с закалкой до твёрдости HRC45, шлифование и полирование витков червяка.
Для выбора
материала венца червячного
Здесь - момент кручения на выходном валу редуктора;
- угловая скорость выходного вала;
При таком значении по табл.3.5[5,c.54]принимаем для венца червячного колеса безоловянную бронзу БрО10Н1Ф1 (центробежная отливка ).
Допускаемые контактные напряжения по табл.3.6[5.c.55] для данной группы материалов определяем по формуле
где σb – предел прочности; для БрО10Н1Ф1 σb=285 МПа;
Cv – коэффициент, учитывающий износ материала; для заданных условий Cv=0,8 8[5, c.54]
Принимаем ближайшее стандартное значение мм.
m=
Принимаем ближайшее стандартное значение m=4мм.
q=(0,212-0,25)
а) основные размеры червяка:
делительный диаметр
диаметр вершин витков
диаметр впадин витков
длина нарезаемой части червяка, при 2червяка
мм
принимаем 80 мм;
делительный угол подъема витка при 2 и 8, согласно [5, с73]
Основные размеры венца червячного колеса:
делительный диаметр
диаметр вершин зубьев
диаметр впадин зубьев
наибольший диаметр колеса
ширина венца при
Принимаем мм.
Радиусы закруглений зубьев
Условный угол обхвата червяка венцом колеса 2 :
Окружная скорость червяка
где - частота вращения червяка.
Скорость скольжения
Предположение о величине скорости вращения оказалось верным.
Согласно [5, с. 74], угол трения .
10. КПД червячной передачи [5, c.74]
11. Силы в зацеплении:
окружная для червяка и осевая для колеса
окружная для колеса и осевая для червяка
радиальная на колесе и червяке
579,5 Н.
Перегрузка передачи составляет 2,9%, что допустимо. Допускаемая перегрузка 5% [5, с. 74]
Эквивалентное число зубьев колеса
тогда, согласно [5, с. 75], коэффициент формы зуба 1,64.
Допускаемое напряжение изгиба
Для Бронзы БрО10Н1Ф1 МПа, МПа;
Коэффициент долговечности
Где =4000000 – число циклов перемены напряжений для всех сталей, соответствующих пределу выносливости;
N – число циклов перемены напряжений за весь срок службы (наработка)
где w – угловая скорость соответствующего вала;
- срок службы привода (ресурс);
для червяка
для колеса
Так как и , то ;
Напряжение изгиба
что меньше допускаемого.
3. Предварительный
расчет валов редуктора и
1. Червячный вал.
Ориентировочный диаметр выходного конца вала
где - крутящий момент, Нмм;
- пониженное значение
кручение, МПа. В соответствии с [4, c.241], принимаем =25 МПа;
Для соединения выходного конца вала с валом электродвигателя ( мм) принимаем мм.
Под подшипниками принимаем мм.
Длина нарезанной части мм (определено ранее).
Расстояние между опорами червяка примем мм.
2. Ведомый вал.
Пониженное значение напряжения на кручение принимаем, учитывая нагрузку от цепной передачи МПа.
примем 32 мм;
под подшипниками принимаем d =35 мм.
Под зубчатым колесом =40 мм.
Диаметр ступицы червячного колеса
Принимаем мм.
Длина ступицы червячного колеса
Принимаем мм.
Толщина обода центра колеса
Принимаем =8мм.
Минимальная толщина венца
Принимаем =8мм.
Толщина диска колеса
Принимаем С=8мм.
4. Геометрические параметры корпуса редуктора
В соответствии с рекомендациями [1, с.238] принимаем материал для корпуса СЧ 15-32 ГОСТ 1412-70.
Размеры основных элементов корпуса согласно [4, с. 242] и [5, c.216] :
толщина стенки одноступенчатого червячного редуктора:
основания
крышки
Принимаем мм.
толщина нижнего пояса корпуса:
принимаем p=20 мм
диаметр фундаментных болтов
принимаем 16мм.
диаметр болтов у подшипников
принимаем 12мм.
диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой
принимаем 10мм.
5. Выбор подшипников качения
Согласно кинематической схемы привода предварительно выбираем для червячного вала конические роликоподшипники лёгкой серии, для ведомого вала конические роликоподшипники лёгкой серии; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников.
Ведущий вал:
7205( d=25 мм, D=52 мм, Т=16,5 мм, С=29,2 кН, С =21 Кн);
здесь С и Со- динамическая и статическая грузоподъёмность соответственно.
Ведомый вал:
7207 ( d=35 мм, D=72 мм, Т=18,25 мм, С=35,2 Кн, Со=26,3 Кн.)