Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 07:02, курсовая работа
В последнее время на российском рынке общественного питания устойчивые позиции заняли предприятия фаст-фуд. Понятие "быстрая еда" (от англ. "fast food") привычно вошло в нашу жизнь. Появление и развитие быстрого питания вызвано коренными изменениями в занятости и образе жизни населения, которые произошли в развитых странах во второй половине XX века. Эти изменения известны как переход от индустриального общества, когда основная масса населения была занята производством материальных благ, к постиндустриальному обществу, в котором основная масса населения стала все более сосредотачиваться в сфере услуг, информации и т.д., т.е. в нематериальном секторе экономики.
Введение 3
1 Характеристика предприятия 5
2 Ассортиментный минимум предприятия 9
3 Разработка ассортимента продукции 10
4 Технологическая схема приготовления блюда 13
5 Карта контроля технологического процесса 15
6 Контроль качества кулинарной продукции 17
7 Разработка технико-технологической карты 19
8 Унификация рецептур 25
9 Расчет сырья 28
Заключение 30
Список использованных источников 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА БИОМЕДИЦИНЫ
Кафедра технологии продукции и организации общественного питания
Ли Оксана Геннадьевна
Разработка ассортимента блюд и нормативной документации рыбной закусочной |
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по технологии продуктов общественного питания |
Студент гр. С7505 ___________________ | ||
Руководитель ________ А.А. Кузнецова, к.т.н., доцент | ||
Регистрационный № ________
___________ _______________ подпись И.О.Фамилия
« _____» _____________ 2014 г. |
Оценка ___________________________
____________ _____________________
подпись
«_____» ___________________ 2014 г. |
г. Владивосток
2014
Содержание
Сегодня очевидно, что в нашей стране произошла переориентация с промышленного производства на сферу услуг, и предприятия общественного питания приносят в бюджет немалые деньги, становясь важной частью экономики. В связи с этим сфера общественного питания является одним из наиболее привлекательных объектов вложения инвестиций.
В последнее время на российском рынке общественного питания устойчивые позиции заняли предприятия фаст-фуд. Понятие "быстрая еда" (от англ. "fast food") привычно вошло в нашу жизнь. Появление и развитие быстрого питания вызвано коренными изменениями в занятости и образе жизни населения, которые произошли в развитых странах во второй половине XX века. Эти изменения известны как переход от индустриального общества, когда основная масса населения была занята производством материальных благ, к постиндустриальному обществу, в котором основная масса населения стала все более сосредотачиваться в сфере услуг, информации и т.д., т.е. в нематериальном секторе экономики.
Отличительной чертой происшедших изменений является то, что большинство населения стало работать не в крупных предприятиях, которыми являются многие материальные производства и где, как правило, имелись собственные столовые, а в мелких предприятиях и индивидуально. Это привело к изменению режимов труда и отдыха, свободнее стал использоваться рабочий день, возросла динамичность перемещений населения внутри города и, как следствие, увеличилась потребность в питании во время этих перемещений.
В то же время существенно повысилось внимание населения к качеству своего питания. Многие стали заботливее следить за своим здоровьем, не допускать набора излишнего веса, разборчивее относиться к калорийности пищи, выбору блюд, режиму питания.
Сегодня рынок фаст-фуда имеет высокий потенциал. Энергичный ритм жизни заставляет россиян переходить на питание, которое экономит время, столь необходимое современному человеку, как в больших, так и в малых городах. Это и есть основополагающий принцип работы предприятия быстрого питания: обслуживание клиента в рекордно короткое время.
Сегодня предприятия фаст-фуд делятся на два формата: уличный и стационарный. К категории уличного фаст-фуда относятся точки, торгующие под открытым небом: передвижные прилавки и тележки, киоски, павильоны, автофургоны. Пища готовится прямо на глазах у покупателей и употребляется ими здесь же, на улице.
Рынок стационарных предприятий быстрого обслуживания представлен пиццериями, бистро, кофейнями, барами, кафе, маленькими ресторанчиками, различными закусочными.
Можно выделить следующие основополагающие принципы развития быстрого питания:
1. Экономичность питания.
2. Удобство посещения.
3. Быстрое обслуживание.
4. Организация быстрого потребления пищи.
5. Удовлетворение вкусов.
Основной акцент в предприятиях быстрого питания делается на ускорение обслуживания, что обеспечивает их конкурентность с предприятиями розничной торговли, также применяющими самообслуживание.
Во Владивостоке рынок быстрого питания активно развивается, но пока он далек от насыщения. Поэтому создание рыбной закусочной в современных условиях во Владивостоке отвечает своей экономической целесообразности, поскольку предприятие способно привлечь широкий контингент потребителей и в силу этого может оказаться высокорентабельным.
Предприятия общественного питания классифицируются в зависимости от характера производства, ассортимента выпускаемой продукции, объема и видов предоставляемых услуг.
Тип предприятия общественного питания – вид предприятия с характерными особенностями кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых услуг потребителям. Согласно ГОСТ Р 50762-2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» основные типы предприятий общественного питания – это ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции предприятия общественного питания делятся на универсальные и специализированные. Универсальные предприятия выпускают разнообразные блюда из разных видов сырья. Специализированные предприятия осуществляют производство и реализацию продукции из определенного вида сырья или производство однородной продукции.
Закусочная - предприятие, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей ограниченным ассортиментом блюд массового спроса. Услуги питания закусочной - это изготовление узкого ассортимента кулинарной продукции, в том числе из определенного вида сырья, а также создание условий для ее реализации и потребления.
Закусочные разделяют по ассортименту реализуемой продукции общего типа и специализированные (сосисочная, пельменная, вареничная, блинная, чебуречная, пончиковая, пирожковая и т.д.).
Современная закусочная может быть закусочной общего типа, относясь к этой категории по наличию усредненного меню из блюд разных категорий, но, как правило, повторяющихся на каждый день, за допустимым небольшим разнообразием. Однако более распространенное обличие современной закусочной - это место дислокации простых популярных изделий, например, из рыбы, мяса и т.д. Принцип удовлетворения вкусов имеет большое значение в организации быстрого питания. Специализация предприятия на предложении блюд из какого-либо определенного вида сырья, сужает рынок этого предприятия. Вкусы довольно разнообразны. То, что нравится мужчинам, не совсем приемлемо для многих женщин. У молодежи иные вкусы, чем у пожилых людей. Наконец, возрастает часть населения, которому требуется диетическое, лечебное питание, питание с пониженной калорийностью, без жиров и т.п. Рыбная закусочная по ассортименту реализуемой продукции является специализированной закусочной (специализация на приготовлении и реализации блюд из рыбы и морепродуктов). Рыба и морепродукты – самая модная тема в предприятиях общественного питания в нашей стране в последнее время. Связано это в первую очередь с бумом здорового питания, который несколько лет назад охватил всю Европу, а теперь дошел и до нас. Ведь рыба и морепродукты относятся к разряду полезных высокопитательных продуктов, поскольку содержат целый комплекс веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человеческого организма.
В рыбной закусочной тепловая обработка продуктов, приготовление холодных блюд и горячих напитков будет осуществляться на месте. Ассортимент продукции предприятия ориентирован на потребителя среднего класса. Профессиональное оборудование для предприятий фаст-фуда подбирается в соответствии с разработанным ассортиментом блюд, а также средним количеством посетителей. Руководителям небольших предприятий нецелесообразно приобретать крупногабаритное и высокопроизводительное оборудование. Оптимальным вариантом оснащения кухни малоформатного заведения являются настольные модели оборудования для общепита, которые не занимают много пространства и работают при этом на высокой скорости. На сегодняшний день окупаемость оборудования для фаст-фуда весьма высока, что обусловлено высокой проходимостью точек быстрого питания и стабильным спросом на продукцию фаст-фуд.
Закусочные должны иметь высокую пропускную способность, от этого зависит их экономическая эффективность, поэтому их и размещают в оживленных местах, центральных улицах городов и в зонах отдыха. Закусочные относятся к предприятиям быстрого обслуживания, поэтому должно применяться самообслуживание. Самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков блюда и закуски, напитки, хлеб и столовые приборы, является наиболее эффективным методом массового обслуживания. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают отобранные блюда на поднос, а после расчета с кассиром переносят их к обеденным столам. Эта форма обслуживания позволяет на 20-30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников.
По способу расчета с потребителями различают самообслуживание с предварительным, последующим, непосредственным расчетом, оплатой после приема пищи и саморасчетом. В рыбной закусочной внедрены современные методы обслуживания (самообслуживание с непосредственным расчетом посредством чеков), обслуживание покупателей за наличный расчет осуществляется посредством кассовых аппаратов «ОМРОН».
Торговые залы оборудуются столами с гигиеническими покрытиями. В оформлении зала и помещений для потребителей в закусочной используются декоративные элементы, создающие единство стиля. Оформление залов также должно отвечать определенным требованиям эстетики, санитарии.
Из столовой посуды допускается применение посуды из алюминия, фаянса, прессованного стекла.
Меню и прейскурант с эмблемой в закусочной на русском языке, оформлено машинописным или другим способом.
По стандартным требованиям закусочные могут не иметь вестибюля, гардероба, туалетов для посетителей. Площадь залов закусочных должна соответствовать нормативу - 1,6 м2 на одно посадочное место.
На предприятиях общественного питания любого типа и класса должны обеспечиваться безопасность жизни и здоровья потребителей и сохранность их имущества при условии соблюдения "Правил производства и реализации продукции общественного питания", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.04.93 № 332, санитарных и технологических норм и правил, а также требований пожарной и электробезопасности.
На предприятиях общественного питания должны выполняться требования нормативных документов по безопасности услуг:
Предприятия общественного питания любого типа должны иметь удобные подъездные пути и пешеходные доступы ко входу, необходимые справочно-информационные указатели. Прилегающая к предприятию территория должна иметь искусственное освещение в вечернее время.
На территории, прилегающей к предприятию и доступной для потребителей, не допускается: проведение погрузочно-разгрузочных работ; складирование тары; размещение контейнеров с мусором; сжигание мусора, порожней тары, отходов. Площадки с мусоросборниками должны быть удалены от окон и дверей помещений предприятия не менее чем на 20 м.
Ассортиментный минимум – это определенное количество блюд и напитков, которые ежедневно должны быть в реализации. Сокращение количества наименований блюд и закусок, предусмотренных ассортиментным минимумом, не допускается. Наоборот, ассортимент может быть расширен за счет включения в меню сезонных блюд.
Ассортиментный минимум предприятия разрабатывается с учетом типа предприятия и его категории.
Рекомендуемое количество наименований блюд и кулинарных изделий для закусочной представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Ассортиментный минимум для закусочной
Наименование блюд и напитков |
Количество |
Холодные блюда и закуски |
6-7 |
Первые блюда |
2 |
Вторые блюда |
4 |
Сладкие блюда |
2-3 |
Горячие напитки |
2 |
Холодные напитки |
2 |
При разработке ассортимента продукции учитываются: тип и специализация предприятия; контингент потребителей; стоимость блюд; время работы предприятия; наличие сырья; сезон; квалификация поварского состава; техническая оснащенность предприятия. Также был учтен рыбный ресурс, добываемый на Дальнем Востоке.
В соответствии с ассортиментным минимумом в предприятии общественного питания составляется меню - перечень блюд, закусок, кулинарных изделий, напитков, имеющихся в продаже на данный день.
Меню рыбной закусочной представлено в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Меню рыбной закусочной
Наименование блюд и напитков |
Выход, г |
№ рецеп-туры |
Литера-тура |
Коэффици-ент трудо-емкости |
Холодные блюда и закуски: |
||||
Кета фаршированная по-дальневосточному (картофелем с луком репчатым) |
100 |
- |
[10] |
1,5 |
Горбуша под маринадом с луком зеленым |
75/75/10 |
121 |
[6] |
1,0 |
Крабовые палочки, фаршированные шпротами и сыром |
100 |
- |
[10] |
0,8 |
Салат из кальмаров со сладким перцем и луком |
150 |
373 |
[6] |
1,2 |
Яйцо, фаршированное кукумарией |
140 |
- |
[10] |
1,0 |
Салат из печени трески с яйцом |
150 |
- |
[10] |
1,5 |
Винегрет с сельдью |
150 |
76 |
[6] |
2,0 |
Салат из морской капусты с грибами солеными |
150 |
- |
[10] |
0,9 |
Салат мясной со свининой |
150 |
73 |
[6] |
2,0 |
Салат зеленый с огурцами и помидорами |
150 |
44 |
[6] |
1,0 |
Информация о работе Разработка ассортимента блюд и нормативной документации рыбной закусочной