Теоретические основы и технология гидроочистки дизельных топлив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Нефтеперерабатывающая промышленность сегодня – это передовая круп¬ная отрасль нашей индустрии, во многом способствующая техническому про¬грессу в народном хозяйстве [1]. В связи со значительным увеличением доли сернистых и высокосернистых нефтей в общем количестве перерабатываемой нефти и непрерывным ростом потребления малосернистых дизельных топлив, авиационных керосинов и высокооктанового автомобильного бензина широкое развитие в современной нефтепереработке получил процесс гидроочистки этих продуктов [4].

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы процесса………………………………………………6
1.1 Катализаторы гидроочистки………………………………………………….6
1.2 Химические основы процесса………………………………………………11
1.2.1 Механизм реакций…………………………………………………………14
1.2.2 Кинетика реакций………………………………………………………….16
1.3 Влияние основных параметров на результаты процесса …………………18
1.3.1 Влияние качества сырья…………………………………………………...19
1.3.2 Влияние температуры……………………………………………………..21
1.3.3 Влияние давления………………………………………………………….22
1.3.4 Влияние объемной скорости подачи сырья……………………………...24
1.3.5 Влияние кратности циркуляции водородсодержащего газа…………....25
1.3.6 Влияние катализатора…………………………………………………......26
1.4 Разновидности технологических установок……………………………….27
2. Технология производства экологически чистых ДТ……………………….36
Библиографический список……………………………………………………..41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа, Рябышева.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Стабилизация гидрогенизата осуществляется водяным паром, который подается в нижнюю часть колонны для снижения парциального давления паров нефтепродуктов и углеводородов. Пары бензина, водяной пар и газ выводятся из колонны, охлаждаются и разделяются в сепараторе. Бензин из сепаратора частично возвращается в колонну на орошение, а балансовое количество смешивается с бензином, поступающим из секции 300-2, и направляется на отдувку сероводорода углеводородным газом. Очищенный бензин подается в секцию 200 (риформинг), либо в секцию 100 (ЭЛОУ-АТ).

Углеводородный газ очищается от сероводорода совместно с углеводородным газом секции 300-2. Затем газ частично направляется для отдува сероводорода из бензина, а остальное количество — в топливную сеть. Углеводородный газ после колонны отдува сероводорода из бензина также очищается от сероводорода.

Вода, получаемая в процессе и от конденсации пара, предварительно нагретая в теплообменнике, поступает в отпарную колонну. Тепловой режим колонны поддерживают подачей острого пара. Очищенная охлажденная вода сбрасывается в канализацию; отпаренные газы удаляются в дымовую трубу.

Стабильная гидроочищенная фракция охлаждается последовательно в теплообменнике, воздушном холодильнике и с температурой 50°С выводится с установки.

Газы очищаются 15% раствором МЭА. Регенерацию раствора МЭА в секции не осуществляют.

Основное оборудование:

1) Реактор с аксиальным вводом сырья сверху вниз. Корпус реактора выполнен из двухслойной стали без внутренней футеровки. Диаметр реактора 3500 мм.

2) Сырьевые теплообменники кожухотрубчатые с линзовым компенсатором на плавающей головке, противоточные.

3) Воздушные холодильники зигзагообразного типа с коэффициентом оребрения 22.

4) Трубчатые печи вертикально-секционного типа с тепловой нагрузкой 33,7 МВт.

5) Турбокомпрессор циркуляционного газа с электроприводом (без резерва).

6) Колонные аппараты различного диаметра с клапанными тарелками или насадкой из колец Рашига.

7) Насосное оборудование, в конструкции которого предусмотрена возможность полной автоматизации. Насосы установлены на открытой площадке.

 

Экономические показатели. На гидроочистку 1 т сырья расходуется:

Пар, кг . . . ………………………………………………………………...42,0

Электроэнергия, МДж   ................……………………………………….79,2

Охлаждающая вода, м3…………………………………………………….8,4

мазут, кг.....................……………………………………………………..19,4

газ (при нормальных условиях), м3………….......………………………..4,2

Катализатор, кг    ...................……………………………………………0,04

Моноэтаноламин, кг.................…………………………………………..0,04

Рабочая сила, чел/смена……………………………………………………10

 

Секция 300-1 установки ЛК-6У

1 –  трубчатая печь; 2 – реактор; 3 –  теплообменники; 4 – воздушный холодильник; 5 – водяные холодильники; 6 –  сепараторы; 7 – стабилизационная  колонна; 8 – насосы; 9 – абсорбер  для очистки углеводородного  газа; 10 – абсорбер для очистки  циркуляционного газа;

11 –  центробежный компрессор;

I – сырье; II – водород; III – отдуваемый газ из секции 300-2; IV – водородсодержащий газ из секции 300-2; V – отдуваемый газ; VI – насыщенный раствор МЭА из секции 300-2;

VII – бензин; VIII – очищенная дизельная фракция; IX – углеводородный газ;

X – углеводородный газ из секции 300-2; XI – насыщенный раствор МЭА; XII – регенерированный раствор МЭА.

 

Рис. 1.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ДТ

 

Современный мировой рынок предъявляет жесткие требования по содержанию серы в дизельных топливах. Большинство европейских государств перешли на дизельные топлива, удовлетворяющие требованиям

EN 590, в соответствии с которыми содержание серы не должно превышать 350 млн-1 с перспективой дальнейшего снижения этого показателя до нормы Евро 5 не более 10 млн-1. Ещё более жесткие требования к дизельным топливам по содержанию серы устанавливаются в США. К 2015 г. все марки дизельных топлив должны содержать не более 5-10 млн-1 серы. В настоящее время в России дизельные топлива выпускают с содержанием серы 350-1000 млн-1[7].

Основной задачей, стоящей перед нефтепереработчиками, является организация производства экологически чистых бензинов и дизельного топлива с содержанием серы менее 50 и 10 ppm.

Для более эффективного обессеривания требуется ужесточение процесса гидроочистки: повышение давления, понижение объемной скорости, повышение кратности циркуляции водородсодержащего газа к сырью, что можно создать при замене части оборудования реакторного блока.

Для понижения объёмной скорости подачи сырья на катализатор старые реактора заменяются на реактора большего объёма, с высоким расчётным давлением, эффективными распределительными устройствами, системой подачи ВСГ - квенча.

Для повышения кратности циркуляции водородсодержащего газа к сырью на некоторых установках произведена замена поршневых компрессоров на более производительные центробежные.

Для повышения парциального давления водорода в циркулирующем водородсодержащем газе рекомендуется использовать подпиточный водород с чистотой до 99%.

Для повышения общего давления в реакторном блоке нужно выполнить большие работы, связанные с заменой реакторов, сырьевых теплообменников, сепараторов, трубопроводов.

Процесс глубокой гидроочистки дизельного топлива сопровождается высоким перепадом температур на входе и выходе из слоя катализатора, достигающим 30°С и выше. Поэтому подача холодного водородсодержащего газа-квенча между реакторами является необходимым условием для процесса.

Моноэтаноламиновую очистку циркулирующего водородсодержащего газа от сероводорода следует проводить до 0,001%об. сероводорода и ниже для понижения парциального давления сероводорода в среде реакции.

С целью выполнения требований технического регламента по качеству моторных топлив разработан и промышленно производится ЗАО «Промышленные катализаторы» (г. Рязань) катализатор глубокой гидроочистки дизельных фракций ИК-ГО-1, позволяющий обеспечить остаточное содержание серы в дизельном топливе не более 10 ppm при температурах процесса гидроочистки не выше 340-350оС. По активности в процессе гидрообессеривания дизельных фракций катализатор соответствует лучшим зарубежным аналогам, адаптирован к отечественной сырьевой базе и может использоваться в отечественных установках гидроочистки Л-24(6,7).

Выпуск малосернистых дизельных топлив на действующих отечественных установках гидроочистки без существенных реконструкций проблематичен. Одним из способов производства малосернистых топлив является строительство новых установок при повышенных давлениях (6,0-7,0 МПа) с увеличенными объемами реакторов.

На проектирование и строительство новой установки обычно требуется не менее пяти лет и большие капитальные затраты.

Поэтому некоторые отечественные предприятия реконструировали действующие установки гидроочистки Л-24/6 и Л-24/7. На ряде установок после имеющихся двух реакторов установлен дополнительно третий реактор большего объема, что обеспечивает снижение объемной скорости подачи сырья в два раза. При этом производительность установки по сырью практически не меняется, и процесс протекает при низком давлении в пределах 3,3-3,7 МПа. Это не позволяет получить дизельное топливо с серой 50 ppm и прогидрировать полициклические ароматические углеводороды (ПАУ).

Так в ОАО «Рязанский НПЗ» на установке гидроочистки Л-24-6 на обоих потоках были смонтированы дополнительно по одному реактору объемом по 40 м3 каждый. Это позволило увеличить объем загружаемого катализатора и получить при повышении давления с 3,0 до 5,0 МПа гидрогенизат с серой менее 350 ppm. При такой схеме реакторов можно ожидать увеличения перепада давления при двух-трехлетнем межрегенерационном пробеге, а получение гидрогенизата с меньшим содержанием серы проблематично.

Заслуживает внимания опыт ОАО «Ангарская нефтехимическая компания» по реконструкции установки Л-24-6 с внедрением следующих технических решений:

    • установка на каждом потоке по два новых реактора с объемом загрузки катализатора 57 м3;
    • перевод на последовательное соединение реакторов с последующим повышением давления;
    • использование новой системы катализаторов серии АГКД-400, обеспечивающей повышенную активность в реакциях гидрирования серы и полициклических ароматических углеводородов;
    • применение специальной схемы загрузки катализаторов с использованием защитного слоя ФОР;
    • предварительная активация системы катализаторов сульфидирующим агентом в потоке легкого сырья.

 

Промышленный опыт эксплуатации установок гидроочистки показывает, что работа реактора с аксиальным или радиальным вводом сырьевого потока характеризуется неравномерным распределением его по сечению аппарата и ростом перепада давления по мере длительной эксплуатации катализатора без регенерации. Неравномерность распределения потоков по реакторам, низкая плотность орошения приводили к снижению эффективности использования объема загруженного катализатора.

С учетом специфики перерабатываемого сырья, включающего до 40% вторичных газойлей и бензинов, для предотвращения роста гидравлического сопротивления в реакторах, сохранения производительности установки на прежнем уровне и обеспечения длительного межрегенерационного пробега выбрана схема с использованием первого по ходу газосырьевого потока реактора аксиально-радиального типа, второго – аксиального. Для снижения экзотермического эффекта реакции и улучшения условий проведения процесса по ходу в реакторах предусмотрена возможность подачи свежего водородсодержащего газа в переток между реакторами.

Основные показатели эксплуатации на реконструированной установке Л-24-6 ОАО «АНХК» с использованием новых катализаторов серии АГКД-400 обобщены в табл. 2.1.

Как видно, внедрение вышеперечисленных технических решений обеспечило увеличение межрегенерационного периода до шести лет при получении низкосернистого дизельного топлива с уменьшенным содержанием полициклических ароматических углеводородов. Катализатор АГКД-400 БН успешно эксплуатируется в реакторах Р-100/1,2 установки Г-43-107 Бакинского НПЗ им. Гейдара Алиева. В условиях работы, представленных в таблице 2.1, указанный катализатор в сочетании с форконтактами ФОР-1 и ФОР-2 обеспечивает получение дизельного топлива, отвечающего требованиям Евро-4.

Как показывает опыт, снижение объемной скорости без повышения давления водорода выше 4,0 МПа в реакторах не обеспечивает получение продукта с пониженным содержанием ПАУ. Согласно же новым стандартам содержание ПАУ не должно превышать 11%, и в перспективе его планируется уменьшить до 6%, а затем до 4%.

Для выполнения указанных требований необходимо:

    • увеличить парциальное давление водорода при максимальных общем давлении и отношении водород:сырье;
    • использовать систему высокоактивных АКМ и АНМ каталитических композиций, обладающих повышенными гидрирующими функциями в отношении как соединений серы, так и полициклических ароматических углеводородов;
    • уменьшить доли вторичных видов сырья, подаваемых на переработку;
    • снизить температуру конца кипения исходного газойля [6].

 

Таблица 2.1

Основные показатели работы катализаторов АГКД-400

 

Показатели

ОАО «АНХК»

Бакинский НПЗ

 им. Гейдара Алиева

2007 г.

2012 г.

2008 г.

2012 г.

Температура на входе в реактор,

320

330

310

325

Давление, МПа

3,9

3,8

3,4

3,4

Перепад давления, МПа

0,04

0,07

0,05

0,15

Подача сырья, м3/ч

110

115

130

150

Количество вторичного сырья, %

25

29

38

51

Содержание в гидрогенизате:

серы

полициклических ароматических углеводородов

 

 

70-110

 

 

8

 

 

80-120

 

 

6

 

 

8-44

 

 

5

 

 

14-9

 

 

6

Межрегенерационный срок, лет

6

5

Ожидаемый общий срок службы, лет

10

10

Информация о работе Теоретические основы и технология гидроочистки дизельных топлив