Техника акварельной живописи: материалы, оборудование, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 12:34, реферат

Краткое описание

Основными качествами живописца, без которых никак не обойтись в процессе воплощения образа неподатливой, прихотливой, но желанной акварельной живописи являются высокая концентрация энергии, четкое понимание (видение) поставленной задачи, тонкое ощущение воды, бумаги, красок и, наконец, трезвость в самообладании.
Таким образом, если художники - живописцы недооценивают качество рабочих материалов, то это непременно отражается на конечном результате. Первым важнейшим условием для творения на пути к шансу стать «немеркнущим» в различных вариациях этого эпитета следует считать профессиональные материалы. Сама же техника акварельной живописи наряду с оценкой уровня мастерства живописца ценится, исходя из легкости, быстроты исполнения, умения передавать материальность фактур и предметов, безошибочного чувства композиции и рисунка, тонкого вкуса и чувства меры при исполнении отдельных деталей, в частности на этапе завершения работы.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
История акварельной живописи ............................................................. 4
Европейская акварель ........................................................................... 4
Русская акварель..................................................................................... 6
Материалы, оборудование и инструменты акварельной живописи.7
Краски ..................................................................................................... 7
Бумага ..................................................................................................... 9
Кисти .................................................................................................... 11
Палитра ................................................................................................. 12
Акварельные техники ............................................................................. 13
Работа по – мокрому ........................................................................... 13
Техника A La Prima ............................................................................. 14
Работа «по – сухому» .......................................................................... 16
Однослойная акварель «по – сухому» ............................................... 16
Многослойная акварель (лессировка) ............................................... 17
Приёмы письма акварельной живописи ............................................. 22
Заключение ................................................................................................ 26
Ссылки на материалы ............................................................................. 27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 2. Тимофеева А. И..docx

— 931.97 Кб (Скачать файл)

 

Бумага 
 
   Лучшей бумагой для работы акварелью служит ватманская - плотная, слегка шероховатая бумага; она эластична, не желтеет, что очень важно, учитывая прозрачность акварельных красок. Желтеющая бумага не годится, так как она изменяет цвет и акварельного рисунка. Хороша также бумага торшон, еще более зернистая, чем ватман. Зернистая бумага лучше для акварельной живописи, чем гладкая, так как на гладкую поверхность краска ложится ровным тоном. Положенная же на шероховатую, зернистую поверхность, краска как бы дополняет свой оттенок в зависимости от того, где ляжет: на освещенной стороне бугорка она светлее и ярче, на впадине - темнее и даже слегка меняет свой оттенок. Это перемещающееся чередование дает известную игру цвета, чего не будет на гладкой бумаге. 
Конечно, художник, виртуозно владеющий акварельной техникой, достигнет отличных результатов и на гладкой поверхности бумаги, но для этого необходим уже большой опыт работы. В настоящее время у нас вырабатывается ватманская бумага с водяным знаком «Гознак». Она неплохого качества и годна для работы акварелью. 
   Белизна бумаги - это своего рода источник света изнутри, ее просвечивание через слой краски придает особую прелесть и свежесть акварельной живописи, и как только кончается просвечивание бумаги, акварель гаснет, делаясь похожей на плотную гуашь. Хорошее качество бумаги обогащает цвет акварельных красок. Шероховатая бумага (ватман или торшон) дает возможность применять различную технику: кисть, подчистку ножом, процарапывание и выскабливание в нужных местах. Краска на такой бумаге может быть удалена влажной губкой, снята кистью и вновь положена на бумагу. 
   Для этюдов с натуры, когда требуется небольшой формат бумаги, приготовляют блоки: на толстый картон нужного размера накладывается бумага того же размера в количестве 20 - 30 листов. Бумага вместе с картоном аккуратно обрезается острым ножом и затем обклеивается вокруг полоской коленкоры (покровный переплетный материал на тканевой основе со спец. покровным слоем), хорошо промазанного столярным клеем. Картон служит прочным основанием для наложенной на него бумаги.

К нему можно приклеить еще кусок картона, который закроет бумагу сверху, чтобы она не пачкалась. Когда верхний лист бумаги будет использован, его срезают ножом и рисуют на следующем листе и т. д. 
Для натяжки ватманской бумаги пользуются также стираторами: на рамку накладывают увлажненную бумагу, сверху накладывают другую рамку большего размера так, чтобы она плотно прижимала бумагу в рамке меньшего размера. Бумага, зажатая между двух рамок, гладко натягивается при высыхании. Стиратор очень удобен в работе с натуры в условиях плейера. Бумагу с обратной стороны можно увлажнить губкой и по мере высыхания повторять эту процедуру (рис. 1).  

   Так как многие из начинающих работать акварелью не умеют наклеивать бумагу на рамку или на планшет, предлагается следующий способ наклейки. Прежде всего, края бумаги отгибаются с четырех сторон сантиметра на полтора. Обратную сторону бумаги смачивают влажной губкой или чистой тряпочкой ровно, без пропусков, оставляя отогнутые края сухими. Затем кладут бумагу лицом вверх, и эту «рабочую» сторону также смачивают, не задевая краев. Далее отогнутые края смазывают клейстером, приготовленным из крахмала или густо заваренной муки, затем слегка промазывают клейстером те места доски, куда будет приклеиваться бумага. Проделав все это, начинают приклеивать края бумаги, сначала одну сторону, затем противоположную, причем сейчас же обе стороны нужно натянуть пальцами. Так же наклеивают и другие две стороны; при этом натягивают и выравнивают приклеенные края, чтобы не осталось складок и отверстий по краям, пока бумага не начнет подсыхать (рис. 2).  
   Планшет с хорошо наклеенной, без морщинок, бумагой сушится при умеренной температуре, без солнца и сквозняка, иначе бумагу может «повести» и местами она отстанет. Для пробы цвета необходимо иметь отдельный кусок такой же точно бумаги, какой пользуются для живописи акварелью, и, ни в коем случае, не делать пробы на полях наклеенного листа. Это придаст неряшливый вид, пестроту бумаге, что будет мешать нормальной работе.

 

Кисти 
 
   Лучшими кистями считаются колонковые кисти. Прочные и упругие, они не мнутся, но довольно дороги. Гораздо дешевле беличьи кисти, хотя они не так прочны, упруги, как колонковые; однако при аккуратном обращении ими работать можно. Только не следует оставлять их в краске по окончании работы; кисти надо хорошо промыть и встряхнуть, а чтобы кончик был острый, можно кисть завернуть в полоску тонкой бумаги. При этих условиях любыми кистями можно пользоваться довольно долго. Покупая кисти, обратите внимание, достаточно ли плотно и ровно подобран волос, острый ли конец. 
   Качество кисти лучше всего проверить, опустив ее в воду, а затем, вынув, встряхнуть ее. Если конец будет острый, кисть хороша. Кисть - «растопырка» никуда не годится. Для работы нужно иметь две кисти: одну сравнительно большую, другую - маленькую, причем последнюю употреблять только в тех случаях, когда большой кистью пользоваться нельзя, например, если нужно наметить в пейзаже тонкие веточки дерева, оконные переплеты у зданий и т. д. Вообще же на первых порах надо стараться обходиться большой кистью. Это приучит работать свободно, писать широко и сочно, чего нельзя сделать маленькой кистью. Большая кисть захватывает сразу много краски, следовательно, ею можно быстро покрыть большое пространство, пока краска еще не успеет подсохнуть, что в акварельной живописи очень важно. Очень удобно работать двухконечными кистями, которые обычно делаются по заказу мастером - кистевлзом. 
   Такой инструмент, как кисть, изобретен с незапамятных времен и до сего времени таит в себе неисчерпаемые возможности. С годами форма и материал кисти совершенствовались, в зависимости от того, для какого рода живописи или для каких новых отраслей производства она служит. 
   Существуют несколько способов держать кисть. Конечно, строго определенных правил для этого нет и быть не может, все зависит от темперамента художника и его технических навыков. Однако можно порекомендовать некоторые приемы, как в известных случаях нужно держать кисть. Когда надо широко покрыть бумагу ровным и сильным тоном краски, кисть следует держать наклонно и нажимать не очень сильно. Начинается окраска по верхнему краю слева направо, а далее короткими мазками сверху вниз (рис. 3). Когда нужно покрыть очень легко и прозрачно, не заглушая бугорки ватмана или торшона, кисть надо держать за середину и легко водить по бумаге. Чтобы провести сильный штрих, нужно сочно положить краску на данное место и затем быстро снять стекающую краску, предупредив этим ее разлив книзу. Совсем другие приемы понадобятся в набросках - тогда цвет берется во всю силу и без повторных наложений. Если кисть с краской касается листа бумаги своим концом, вся краска стечет на бумагу; если кисть плотно прижать к листу бумаги - часть краски отожмется в стороны; поэтому, от того, как сделан мазок - концом кисти или боком ее, - зависит характер мазка, сила тона и т. д. Работать акварельными красками в период обучения нужно только по наклонной поверхности. Первоначально наклон доски не должен превышать 30 градусов; по мере того как учащийся начнет овладевать техникой, привыкнет работать быстрее, наклон можно увеличить от 45 до 80 - 90 градусов. При наклонной поверхности акварельная краска не застаивается и, стекая, дает прозрачные, сочные тона. При работе же акварелью на горизонтальной поверхности будут получаться застои краски, случайные пятна, и работа примет весьма неприятный вид. Кроме того, при планшете в горизонтальном положении бумага пропитывается влагой и потом медленно сохнет. 
 
Палитра

 
   В условиях работы в мастерской или в классе палитрой для красок может быть обыкновенная, белого цвета, мелкая тарелка. На этюдах удобнее пользоваться металлической или пластмассовой палитрой - коробкой. Тарелка удобна при наличии красок в тюбиках или круглых лепешечках, которые могут выниматься, а иногда наклеиваются на нее. Если палитрой служит тарелка, то краски должны быть разложены в строгом порядке и всегда одинаково: сначала, например, идут желтые, потом оранжевые, красные, коричневые, наконец, синие и зеленые краски. Такой порядок, приучая глаз к одному и тому же месту, способствует автоматизму и

наибольшей быстроте в работе, что в живописи очень важно, рука машинально тянется к той краске, которая в данный момент нужна. Никогда не следует брать краску грязной кистью. Краски на палитре должны быть всегда чистыми и после работы хорошо промыты, так, чтобы вода на них не оставалась. Стакан - самая лучшая посуда для воды. В экскурсиях, на этюдах, удобнее иметь металлический стакан или баночку. Карандаш должен быть средней твердости, очень мягкий не годится. Подготовительный рисунок карандашом должен быть хорошо построен и умело расположен на листе бумаги. От композиции рисунка во многом зависит успех работы. Карандашный рисунок просвечивает сквозь слой акварельной краски, поэтому надо наносить только самое необходимое, легкими штрихами. Резинку для стирания карандаша употреблять как можно реже, причем она должна быть мягкой. Резинка портит, ранит бумагу и краска очень плохо покрывает ее в вытертых местах.

   Таким образом, каждый работающий акварелью должен иметь: 

  1. Хорошую бумагу, наклеенную на доску, кусок фанеры или подрамник. (В экскурсиях очень удобны блоки из ватманской бумаги, о которых говорилось выше.)
  2. Краски
  3. Кисти
  4. Палитру
  5. Стакан или баночку для воды
  6. Карандаш среднего номера твёрдости
  7. Губку или чистую тряпочку
  8. Кусок бумаги для пробы
  9. Маленькую скамеечку или стул
  10. Мольберт легкий складной для работы на воздухе или планшет. Очень удобно, если его рабочая плоскость покрыта водонепроницаемым материалом, а боковые края деревянного подрамника, укрепляющего планшет, дают возможность закрепить бумагу на клей (хотя для натяжки бумаги с помощью клея лучше использовать специальный планшет или лист фанеры толщиной около 1 см). Проверенным и очень удобным материалом для укрепления мокрой и сухой бумаги является пластиковое органическое стекло толщиной около 4 мм.
  11. .Клейкая бумажная строительная лента шириной около 4см, клей ПВА (поливинилацетатный), металлические зажимы, кнопки – это материалы для разных способов крепления бумаги и ее фиксирования.

 

Акварельные техники

 

Работа по - мокрому 
 
      Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист (рис. 4). Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как «мокрым по - мокрому» и «сухим по - мокрому». 

 
 

Достоинства техники по - мокрому.  
      Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.  
 
Сложности техники по - мокрому.  
      Основная трудность кроется в главном достоинстве - это текучесть акварели. При наложении красок этим методом художник нередко зависит от капризов растекающихся по мокрой бумаге мазков, которые в процессе творчества могут получаться далеко не такими, как предполагалось изначально. При этом исправить лишь отдельный фрагмент, не затронув остальные, практически невозможно. В большинстве случаев переписанный участок будет дисгармонировать с общей структурой остального полотна. Может появиться определенная замызганность, грязь и т.п.  
      Этот способ работы требует постоянного самоконтроля, свободного владения кистью. Лишь значительная практика позволяет художнику некоторым образом спрогнозировать поведение краски на сырой бумаге и обеспечить достаточный уровень контроля над ее растеканием. Живописец должен иметь ясное представление о том, что он хочет и как он должен решить поставленную задачу. 

 

Техника A la Prima

 
      Это живопись по - сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски (рис. 5). 

 

Достоинства техники A la Prima.  
      Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод A La Prima, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность красочных звучаний.  
      Кроме этого, дополнительным преимуществом данного приема будет определенная экономия времени. Как правило, работа пишется «на одном дыхании», пока лист влажный (а это 1- 3 часа), хотя, при необходимости, можно дополнительно намочить бумагу в процессе творчества. В быстрых по выполнению набросках с натуры и эскизах этот метод незаменим. Уместен он и при выполнении пейзажных этюдов, когда непостоянные состояния погоды обязуют к быстрой технике выполнения.  
      При письме рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению - строго согласовываться с формой и рисунком. 

 
Сложности техники A la Prima.  
      Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции.  
      Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, «в одно касание», т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один - два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе. 

 

Работа «по - сухому»

 
   Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним - двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков (рис. 6).

 

Рис.6. Автор: Стежко Мария, техника "по - сухому". 

 
Однослойная акварель «по - сухому» 
 
   Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно - два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесенный, но еще не высохший слой (рис. 7).  
 
   Однослойный метод сухим по - сухому более прозрачен и воздушен, чем лессировка, но не имеет красоты мокрых переливов, достигаемых техникой A la Prima. Однако в отличие от последней, без особых сложностей позволяет выполнять мазки нужной формы и тональности, обеспечивать необходимый контроль над краской. 

   Используемые в работе цвета, во избежание возникновения грязи и замызганности, желательно продумывать и готовить заранее, в самом начале сеанса живописи, чтобы беспрепятственно их наносить на лист.

   В данной технике удобно работать, заранее наметив контуры рисунка, так как нет возможности внести корректировку дополнительными слоями краски. Этот метод хорошо подходит для графических изображений, так как мазки на сухой бумаге сохраняют свою четкость. Кроме того, такую акварель можно писать как за один сеанс, так и за несколько (при фрагментарной работе) с перерывами по мере необходимости. 

Информация о работе Техника акварельной живописи: материалы, оборудование, инструменты